Древняя океаническая технология 7 страница

Объяснения поборников традиционной науки (монументы предков, большие пограничные знаки, надгробия или статуи в честь чемпионов по плаванию) не выдерживают критики в сравнении с физической и интеллектуальной энергией, необходимыми для их создания. Такое трудоемкое производство для технически развитого народа было бы оправданным лишь при наличии некоей основополагающей цели, гораздо более важной, чем закрепление границ или увековечение памяти предков. В статье, опубликованной в журнале Nature в 1892 г., говорилось: «Предания об этих статуях многочисленны, но повествуют главным образом о невероятных вещах, таких как способность ходить во тьме, оказывать колдовскую помощь определенным кланам и давать пророческие предсказания». Но может быть, то, что казалось «невероятным» ученым викторианской эпохи, может получить объяснение в рамках более современного мышления. Если мы временно отложим в сторону все теории, объясняющие существование моаи, и рассмотрим их исключительно в контексте материального производства и природного окружения, они смогут ответить на вопрос, заданный в начале этого абзаца.

Некоторые из первых статуй были высечены из андезита, тонкозернистой породы, близкой к граниту, но состоящей из полевого шпата (плагиоклаза) и темных ферромагнитных минералов, таких как пироксен. Другие моаи были изготовлены из местного вулканического базальта, в отличие от сооружений Нам Мадола, где базальт был получен из неизвестного источника. Доисторические строители Рапа Нуи и Понпея могли быть связаны благодаря использованию кристаллических горных пород. Как упоминалось ранее, остров Пасхи расположен на пересечении двух крупных разломов. Такие же пьезоэлектрические условия, что были на Понпее. характерны и для острова Пасхи, где «длинноухие» могли пользоваться свойством определенных кристаллов генерировать электрическое напряжение под давлением.

Благодаря кристаллическому строению стоячие колоссы острова Пасхи трансформировали механическую энергию землетрясений в электрическую, смягчая наихудшие последствия сейсмических толчков. Моаи играли роль антенн возвратной энергии или были геологическим эквивалентом громоотводов, рассеивавших опасные подземные напряжения в атмосфере. Все вместе они служили устройством, предохранявшим от землетрясений. В таком случае место для их сооружения было выбрано с умом, остров занимает стратегическое положение в центре сейсмически активного Южно-Тихоокеанского плато. Если люди хотели построить цивилизацию в Восточно-Тихоокеанском регионе, им нужно было найти способ нейтрализации худших последствий геологических потрясений. Пасха превосходно расположена для установки как раз такого устройства, которое будет рассеивать или гасить подземные толчки. Еще в начале XX века уважаемый американский археолог Александр Моренхоут высказывал предположение, что моаи — «земное воплощение существ под названием тики, чья задача заключалась в разграничении пределов неба и земли и сохранении гармонии между ними». Сами местные жители продолжают утверждать, что монолиты были изготовлены и установлены для защиты их острова от всякого вреда.

Слово «тики», о котором упоминает Моренхоут, относится к их вождю Мауи-Тикитики, или «Мауи — затылочный узел». Он один представлен в статуях острова, что объясняет их сходство. Головные уборы из красного туфа, которые они носят, — не шляпы, а стилизованные затылочные узлы, символизирующие Мауи-Тикитики. Он был полинезийским Геркулесом, который, помимо других подвигов, выловил затонувшее царство со дна моря. Его титул указывает на принадлежность к привилегированной духовной элите, подобной японским самураям, охранявшим свои затылочные узлы как священный символ чести. Сбривание такого узла победоносным врагом считалось самой позорной формой унижения, смыть этот позор можно было лишь с помощью сэппуку, ритуального самоубийства. В храмовой живописи Будду обычно изображают с затылочным узлом, который он добровольно отрубил и забросил на высшее небо. Узел символизирует венечную чакру — психический центр, соединяющий его душу с Сострадательным Разумом, который создает эту Вселенную в сотрудничестве с просветленными существами. Таким образом, пукао с острова Пасхи символизировали духовные энергии бога и человека, объединенные в затылочном «узле просветления» венечной чакры. Хотя основное предназначение моаи заключалось в геотрансдукторной функции, их создатели не удовлетворились воздвижением обычных стоячих камней, подобных мегалитам древней Европы, но превратили их в священные статуи. В этих колоссах наука и духовность сплетены воедино для взаимодополняющих целей.

«Вулканы острова, — замечает путешественник и писатель Марк Уильямс, — проявляют магнитные аномалии, а большая сфера из гладкого камня в бухте Лаперуза испускает тепло и заставляет стрелки компасов беспорядочно вращаться. Если Рапа Нуи — «Пуп Земли», то этот странный камень можно считать Пупом острова. Вероятно, древние шаманы, сходные с кахунами [гавайскими чародеями] или жрецами Нан Мадола, пользовались электромагнитным полем для временной нейтрализации силы тяготения, чтобы сделать статуи невесомыми».

«Странный камень» Хоту Матуа был самым драгоценным наследием, привезенным с его затонувшей прародины на остров Пасхи, названный в честь этого священного камня. Если отполированный базальтовый объект, наряду со статуями, действительно был частью устройства по предупреждению землетрясений, он должен был иногда генерировать тепло и электромагнитные волны, о которых упоминает Уильяме. Время от времени он также должен был разгружаться коронным разрядом возбужденных электрических частиц, образующих феномен «андийского сияния», до сих пор наблюдаемый на руинах Нан Мадола. В таком случае традиционное название камня — Те-пито-те-кура, «Пуп света», уместно и объяснимо.

Особо почтительное отношение к этому объекту можно связать с побочным эффектом «андийского сияния», заключавшимся в воздействии на поведение человека. Его энергия создает электромагнитные поля, мощно влияющие на электромагнитную активность мозга и вызывающие измененные состояния сознания. Обузданную мощь нашей планеты можно было не только направлять на рассеивание тектонических напряжений, но и находить ей духовное применение, о котором мы только начинаем догадываться. Теперь известно, например, что большая масса гранита имеет сравнительно высокий уровень излучения, который изменяет человеческое сознание, навевая сонливость и способствуя таким духовным феноменам, как ощущение путешествия во времени и астральная проекция.

Нам больше известно о воздействии отрицательно заряженных ионов на человеческий разум. Люди имеют естественную прослойку с высоким содержанием ионов в костях, образующих стенки лобных пазух, т. е. в комплексе пазух между клиновидной и решетчатой костями в непосредственной близости от мозга. Она реагирует на высокие дозы отрицательных ионов, соединяясь с височной долей, которая сама по себе чувствительна к электромагнитным воздействиям. Функции этой части мозга, называемой гиппокампом, включают сновидения и воспоминания. Человек, находившийся возле Те-пито-те-кура, особенно когда камень был заряжен потоком отрицательных ионов под воздействием тектонического напряжения, мог входить в измененное состояние сознания, родственное мощному духовному переживанию. «Пуп света» представлял собой электродинамический резонатор сверхнизких частот, прямо связанный с так называемой альфа-частотой человеческого мозга.

Состояние пассивного бодрствования, когда мы осознаем происходящее, но совершенно расслаблены и начинаем засыпать, называется альфа-состоянием. Медицинские исследования показывают, что человеческий мозг генерирует собственное электромагнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем Земли. Исследователь Фрэнсис Айвенго продемонстрировал, что отросток мозга под названием рог Аммона фактически «считывает» флуктуации земной магнитосферы. При стимуляции гиппокампа разрядом отрицательно заряженных ионов альфа-частота человеческого мозга усиливается, создавая телесное ощущение физической эйфории, в то время как разум может испытывать пространственно-временные перемещения, видения призраков или другие психические феномены. Эти воздействия на человеческое сознание, вероятно, были побочным следствием начального предназначения моаи в качестве коллективного преобразователя геологических процессов. Они могли быть обнаружены лишь после того, как статуи были установлены и начали выполнять свою функцию. Мощные потоки отрицательно заряженных ионов, сопровождающих рассеивание тектонических напряжений, изменяли психическое восприятие. Таким образом, в дополнение к своей основной задаче моаи также могли использоваться как объекты для духовного преображения.

Пруд, питаемый от подземных ключей, служит источником воды для человеческой общины, но если его вода содержит много минералов, обладающих лечебными или восстановительными свойствами, он также может использоваться как место для исцеления. Эту простую аналогию можно распространить на раннюю историю моаи, чем бы они ни стали впоследствии, сначала, и в первую очередь, их готовили для смягчения наихудших последствий сейсмических катастроф. Крупномасштабные строительные проекты в древности, как и в наши дни, задумывались для разных целей, но строительные материалы и размещение моаи как нельзя лучше соответствуют их определению как элементов тектонического преобразователя. Вместе с тем они мощное свидетельство высоких технологий, предположительно сохранившихся с глубокой древности. На острове Пасхи и Понпее давняя супернаука была более гармонична в экологическом отношении и более развита, чем наши попытки предотвращения природных катастроф небесного и земного происхождения. Остатки забытого на обоих островах четко указывают на затонувшую тихоокеанскую прародину. Писатель У.С. Серве, говоря о взаимодействии психического опыта с прикладной наукой, еще в 1931 г. отмечал: «Лемурийцы достигли огромного научного понимания законов природы и в то же время развивали внутренние человеческие способности до степени, которая далеко превосходила все, что мы имеем сегодня с нашими хвалеными достижениями цивилизации».

Предания из разных частей света изображают My как цивилизацию глобального масштаба, название «Пуп Земли», безусловно, имеет некоторую связь с этим. Чайлдрес подчеркивает, что долина Инда и Рапа Нуи «находятся точно на противоположных сторонах Земли: Мохенджо-Даро расположен на 27'23" с.ш. и примерно в 69' в.д.; остров Пасхи — на 27'8" ю.ш. и 109'23" з.д.».

Ровно посередине между Мохенджо-Даро и островом Пасхи пребывают Соломоновы острова. Только здесь, среди всего огромного Тихого океана с тысячами островов, за исключением Рапа Нуи, можно найти образцы ронго-ронго или письменности долины Инда. В книге «Тайна острова Пасхи» Кэтрин Рутледж воспроизводит пять очень близких сравнений символов Соломоновых островов с изображением человека-птицы Макемаке, птицы, держащей рыбу под левым крылом, орлиную фигуру с поднятыми руками и фрегата в полете. Общий лемурийский источник этих символов оставил след в названии маленького острова Тробрианской группы островов в Соломоновом море. Он называется Му-Навата.

Линия, проведенная от острова Пасхи к Мохенджо-Даро в противоположном направлении, на половине пути оказывается на другой стороне света в пустынных просторах Атлантического океана к востоку от Азорских островов. Именно здесь, за Гибралтарским проливом, который Платон называл Геркулесовыми столпами, философ помещал свою Атлантиду, которая, как и Лемурия, была уничтожена природной катастрофой. Мог ли бывший центр высокой цивилизации находиться среди четырех точек этого пояса, проходившего вокруг Земли в глубокой древности? По крайней мере, Рапа Нуи, Соломоновы острова и долина Инда были связаны общей письменностью. Интересно отметить, что глобальная связь между этими центрами прерывается на востоке Атлантического океана, где якобы находилась столица Атлантиды до своей гибели.

«Это открывает чрезвычайно интересную перспективу, — писал атлантолог Льюис Спенс в начале XX века. — Все свидетельства, какими бы нелепыми они ни казались, указывают на связь культурного комплекса Атлантиды с лемурийской Океанией через Америку. Похоже, нравится нам это или нет — а лично я не склонен к столь масштабным предположениям, — приходится признать существование некоей связи между Атлантидой и Лемурией в очень далеком прошлом».

Некоторые свидетельства, обнаруженные Спенсом, сохранились в устных преданиях жителей Океании. Маори, например, чтили память Атуа, «Алтаря бога» — священной горы и прародины их предков, которая почти целиком исчезла в бушующих волнах океана. Один из округов западного Самоа тоже носит название Атуа, местные жители говорят на старейшем языке в Полинезии. Корень «от» ассоциируется с вулканическими островами Тихого океана, такими как Атиу — потухший вулкан, образующий атолл у южной оконечности островов Кука в юго-западной части Тихого океана. Атауро — островок около Восточного Тимора, который, по местной легенде, некогда был гораздо больше, часть суши поглотило море.

Собиратель полинезийских мифов Йоханнес К. Андерсен обращает внимание на рассказ туземцев с островов Фиджи о всемирном потопе, уничтожившем и атлантов, и лемурийцев: «Из-за этого потопа два племени, человеческой семьи исчезли с лица Земли».

Туземцы гористого центрального региона Минданао на Филиппинах называют себя ата. По их словам, великий потоп «закрыл всю землю, все ата утонули, кроме двух мужчин и женщины. Воды отнесли их очень далеко». Орел предложил спасти их, один мужчина отказался, птица взяла другого и женщину и отнесла их на остров Мапула. Здесь их род возродился и со временем стал достаточно многочисленным для завоевания всего Филиппинского архипелага. Туземцы ата до сих пор заявляют о своем происхождении от этих белокожих пришельцев, которые с течением времени смешались с негритосами и другими аборигенами.

Потухший вулкан в группе островов Тонга Тапу в юго-западной части Тихого океана известен под названием Ата, жители острова Тонга чтят его как природный памятник в честь рыжеволосых, белокожих богов, прибывших в давние времена и каким-то образом «благословивших» туземцев.

Жители Маркизских островов называют Атеа своим древним предком. В XIX веке антрополог Абрахам Форнандер писал: «В маркизских легендах утверждается, что люди произошли от Атеа и Тани, двух старших из двенадцати сыновей Тохо, чьи потомки после долгих странствий и остановок в далеких западных землях наконец прибыли на Маркизские острова». По всей видимости, эта история отражает долгие путешествия некоторых атлантов, потомков Атеа, по Тихому океану. Форнапдер рассматривал Атеа как «божество, соответствующее Кане на островах Гавайской группы», и далее пояснял, что «идеи полинезийского солнечного культа, где Каня служил воплощением Солнца, «сияющим», созвучны с представлениями туземцев Маркизских островов об Атеа, которому присваивали такие же титулы».

Маркизская легенда об Атлантиде сохранилась в их устном эпосе «Те Банана на Танаоа»:

«Атануа была доброй, хорошей, обладала многими богатствами. Атануа породила множество живых существ. Атеа и его братья правили как цари в самых прекрасных дворцах. Они также правили небесными пространствами и всеми силами небосвода [астрология]. Первые владыки вознеслись высоко. О, трон, стоящий в центре верхних небес! Великий повелитель Атеа утвердился в любви к прекрасной Атануа, женщине великого богатства. От Атеа произошел Оно [ужасный звук извержения горы Атлас]. Атеа исторгает очень горячий огонь».

Ассоциация Атеа с вулканической горой была признана Форнандером: «В этом смысле легенда удачно передает представления о яркой вспышке, сопровождающей вулканическое извержение».

Если Атлантида и Лемурия имели контакты, то, по крайней мере, что-то от этого должно было сохраниться после их гибели. Сочетание их названий действительно встречается в топониме Ат-иа-му-ри, обозначающем один из главных мегалитических элементов Новой Зеландии, который, по мнению Брауна, является свидетельством затонувшей цивилизации. Его туземное название предполагает сочетание Ат[лантиды] и Му в этом месте, расположенном на полпути между двумя погибшими царствами. Другое сочетание — в имени Атаму, о котором упоминалось ранее как о потомке одного из двух «длинноухих» аристократов, переживших резню на острове Пасхи. Красноречивые соответствия в мифологии и археологии Океании распространяются по всему земному шару от лемурийского царства Рапа Нуи в Восточно-Тихоокеанском регионе через Соломоновы острова и Индию в сферу влияния Атлантиды в центральной части Атлантического океана. Британский астроном Джон Уилсон еще в конце XIX века пришел к выводу: «Странствующие Каменщики, которые оставили свои монументы в четырех частях света, пересекали Великий Тихий океан, совершали путешествия вокруг земного шара, измеряли его окружность».

Жители острова Пасхи почитали солнечных богов, лемурийцы были изображены Черчвардом и другими исследователями как поборники солнечной религии. Письменный язык на острове Пасхи не был какой-то культурной аномалией — скорее очевидным наследием грамотных лемурийцев. Необычное присутствие европеоидной расы в восточной части Тихого океана, необъяснимое со всех других точек зрения, можно объяснить лишь существованием утраченной прародины, где когда-то правила белокожая элита. Изготовление и транспортировка тысяч статуй, иногда весом более 90 тонн, не имеет аналогов во всей Полинезии, но традиционно ассоциировалось с высокими технологиями, существовавшими в царстве My.

Эта технология применялась для предотвращения или уменьшения последствий сейсмических толчков вдоль нестабильной рифтовой зоны в центре Южно-Тихоокеанского плато, угрожавших ряду взаимосвязанных архипелагов, населенных лемурийцами. Они сознавали стратегическое положение острова Пасхи в эпицентре буквы Т, или креста с плоским верхом, образованным двумя соединяющимися линиями разломов на дне моря — конфигурация, которую они использовали как эмблему своей цивилизации. Расположение Рапа Нуи точно на пересечении разломов подарило острову образное название «Пуп Земли», потому что именно здесь находился геологический фокус их мира. Либо базальтовые и андезитовые моаи не смогли справиться с масштабом катастрофы, либо были воздвигнуты слишком поздно, но, так или иначе, континент My был уничтожен.

Когда первые современные европейцы прибыли на остров Пасхи, они увидели туземцев, по-прежнему чтящих память о древней прародине перед семью статуями на побережье, смотрящими в направлении затонувшей цивилизации. Хотя потомки Хоту Матуа из рода в род жили 2400 лет после катаклизма, они не смогли выдержать внутренней гражданской междоусобицы, а также внешней религиозной нетерпимости, рабства и проказы. Через 25 лет после того, как капитан Роггевин бросил якорь у побережья Рапануи в роковое пасхальное воскресенье 1772 года, наука, искусство и история острова были практически забыты. «Пуп Земли» испытал второе бедствие, более жестокое, чем природная катастрофа, поглотившая лемурийскую прародину, для спасения которой он был предназначен.

Несомненно, хотя и удивительно, каждый из двух главных археологических монументов в Тихоокеанском регионе расположен точно в центре метео - или геологических перекрестков, где рукотворные базальтовые сооружения грандиозных масштабов должны были смягчать худшие последствия тайфунов и землетрясений. Поверхностные и случайные связи между Понпеем и островом Пасхи меркнут в свете этих необычных характеристик, уникального природного расположения. На каждом из этих островов можно видеть фрагменты древней технологии, питаемые теми же силами природы, которые она была призвана контролировать, — технологии, в конечном счете не оправдавшей себя. В этом утраченном искусстве прикладной экологической науки не было ничего изначально злого или порочного. Она дала сбой из-за недостатков своих творцов, которые овладели силами неба и земли, но не смогли справиться со своими собратьями-людьми.

Монументальные руины Нан Мадола и Рапа Нуи — свидетельство того, как цивилизации, не способные достигнуть культурного равновесия, совершили общественное самоубийство и исчезли во мраке предыстории. Но от их технологий осталось достаточно, по крайней мере, для общей реконструкции. На Понпее и острове Пасхи мы смотримся в зеркало, в котором слишком ясно видим собственное отражение.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ДРЕВНЯЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Мы все согласны, что ваша теория безумна. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть верной?

Нильс Бор

В предыдущих главах мы представили археологические руины на островах Понпей и Рапа Нуи как остатки силовых станций, воздвигнутых лемурийцами тысячелетия назад для контроля над сейсмическими и метеорологическими процессами. Если бы эти места были единственными, их можно было бы списать со счетов как изолированные аванпосты некоей чуждой цивилизации, совершенно неизвестной в других краях. Однако новые свидетельства существования утраченной науки были обнаружены на другом малоизвестном клочке суши в юго-западной части Тихого океана.

Остров Кунья, известный до 1978 г. как Сосновый, площадью 58 квадратных миль, населяют 1500 меланезийцев, живущих во Французской Полинезии. Этот остров размером 8 х 10 миль поражал исследователей с момента своего открытия в 1774 г., это единственное место в Океании, где есть рощи древних сосен (Агаисапа cookii), названных в честь знаменитого английского мореплавателя Джеймса Кука. Как они попали туда и почему продолжают расти только на этом острове — загадка, до сих пор не имеющая научного объяснения. Их могли привезти и высадить на этом островке в Меланезии в доисторические времена. Но кто это сделал и для чего? Гигантские деревья достигают высоты 90—135 футов, хотя длина ветвей не превышает 6 футов. Огромные сосны охраняют скалистое побережье Куньи.

Загадка этого любопытного маленького острова превратилась в настоящую тайну в 1961 г. после археологических раскопок некоторых усеивающих его буквально курганов. Ранее их профессионально не исследовали, считалось, что они естественного происхождения. Директорат музея Новой Каледонии в столичном городе Моумеа изъявил желание узнать, использовались ли курганы для захоронения предками современных туземцев, Люку Шевалье поручили собрать доказательства этого, если таковые обнаружатся.

При раскопках первого кургана Шевалье с удивлением обнаружил цементный цилиндр шириной 2, длиной 7 футов. Внешняя его поверхность, состоящая из очень твердого, гомогенного известкового раствора с включением бесчисленных обломков ракушек, была усеяна силикатным и железным гравием, взятым, по-видимому, для закрепления раствора при схватывании. Сначала Шевалье был склонен проигнорировать этот очевидно искусственный цилиндр как остаток неких достаточно современных, хотя и неизвестных земляных работ, и приступил к новым раскопкам. Здесь тоже обнаружился цементный барабан, практически идентичный первому. С некоторым изумлением ученый обозрел ландшафт острова Кунья, насчитывавший не менее 400 подобных курганов и напоминавший колонию гигантских муравейников. «Неужели везде скрыты такие необычные цилиндры?» — подумал он.

Шевалье поспешил с находками в Моумеа, где они были проанализированы в лабораториях музея. Исследователи подтвердили, что образцы из обоих цилиндров имеют искусственное происхождение, но не были готовы к результатам радиоуглеродной датировки известкового раствора. Неоднократные тесты подтвердили, что возраст цемента почти 13 000 лет. Шевалье отправили снова на Сосновый остров во главе археологической экспедиции для более тщательных раскопок. Как он и подозревал, в каждом из 400 курганов были цементные цилиндры, сходные по конструкции и отличавшиеся только размерами. Их ширина варьировалась от 2 до 2,5 фута, длина — от 3 до 9 футов. Семнадцать похожих курганов находилось и на самом острове Новая Каледония в районе Пайита. Шевалье провел раскопки и там, хотя не надеялся обнаружить такие же странные предметы. Однако он не был разочарован: в центре каждого холма оказалась цементная колонна.

При сравнительном анализе курганов на двух соседних островах выяснилось, что колонны на Сосновом острове отличаются лишь гравийным песком с высоким содержанием окислов железа, на Новой Каледонии использовался мелкий силикатный песок. И там, и там высота курганов достигала 8–9 футов при среднем диаметре 300 футов. Их вершины, как правило, были голыми, поскольку растения не могли укорениться на песчаной конструкции. Внутри не было найдено ни одной кости, какого-либо предмета или кусочка древесного угля, подтверждающего первоначальную гипотезу о том, что они использовались для захоронения, обитания или в ритуальных целях. Шевалье пришел к выводу, что в вершинах курганов были пробиты узкие вертикальные шахты, через которые заливали жидкий известковый раствор в заранее подготовленные формы, где он затвердевал.

Недоверчивые представители академической науки отказались признать искусственное происхождение находок Шевалье, будучи убеждены, что мысль о присутствии человека в югозападной части Тихого океана до I тысячелетия до н. э. — не более чем «абсурдная выдумка». Скептики пытались объяснить происхождение цементных цилиндров, называя их гнездами вымерших гигантских птиц неизвестного происхождения, но их аргументы выглядели гораздо абсурднее, чем любые предположения о древних жителях Океании. Другие ученые доказывали, что самым ранним примерам использования цемента не более 2000 лет, они восходят к инженерам Древнего Рима. А здесь, в юго-западном регионе Тихого океана какие-то сумасбродные археологи выдвигают еретические утверждения, что жители крошечного островка занимались массовым производством цементных цилиндров в конце последней ледниковой эпохи!

Тем не менее руководители музея Новой Каледонии настаивали, что неоднократный анализ цементных колонн безоговорочно указывает: они были изготовлены людьми в период между 10 950 г. до н. э. и 5120 г. до н. э. Эти параметры были неоднократно подтверждены с помощью радиоуглеродных исследований того же материала лабораторными техниками из Йельского университета. Шевалье называл курганы на островах Кунья и Новая Каледония уникальными и призывал своих консервативных критиков продемонстрировать идентичные или хотя бы в целом похожие цементные колонны, возникшие в результате естественных процессов. Но никто из представителей научного мейнстрима так и не дал ему ответа.

Впрочем, ни Шевалье, ни его критики не имели никаких соображений о первоначальном предназначении цементных цилиндров. Чайлдрес, посетивший Сосновый остров в середине 1980-х годов, насчитал их примерно 10 000. Эта оценка выглядит преувеличенной, ее нужно сократить в К) раз, но цифра все равно внушительная. Шевалье обнаружил, что «в трех соседних курганах было по одному цилиндру, а в четвертом сразу два, стоявших бок о бок. В каждом случае цилиндры были установлены в центре кургана вертикально». И снова напрашивается вопрос: зачем кому-то понадобилось изготавливать сотни цементных колонн на этом крошечном клочке суши? Какой цели они могли служить? Полное отсутствие каких-либо украшений, ритуальных предметов, останков людей и животных доказывает, что они не имели погребальных или ритуальных функций. Ключ к разгадке можно обнаружить в других аномалиях на острове Кунья. Возможно ли, что высокие, глубоко укорененные сосны были специально высажены вдоль побережья теми самыми людьми, которые изготавливали цементные цилиндры, как барьер для защиты курганов от тайфунов, до сих пор ежегодно опустошающих остров? Кажется по меньшей мере странным совпадением, что два элемента ландшафта, уникальные для Тихоокеанского региона, сочетаются на одном и том же крошечном острове, если только они с самого начала не должны были взаимно дополнять друг друга.

Сами курганы, несомненно, имели достаточно важное значение для создания защитной лесополосы. Особый интерес вызывает высокое содержание железа во всех цементных цилиндрах, указывающее на возможную связь с экологической технологией острова Понпей и острова Пасхи. Хотя сейчас мы не имеем представления об их функциях, можно предположить, что они получали энергию от сил природы, возможно, сейсмического или метеорологического происхождения и осуществляли некие перемены в окружающей среде, сходные с функцией монументальных структур Нан Мадола и Рапа Нуи. Хотя утраченная наука острова Куньи не сохранилась даже в смутных воспоминаниях, 400 курганов с закачанным внутрь известковым раствором по-прежнему свидетельствуют о былом технологическом величии My, чей народ поставил энергию природы на службу человеческому обществу в доисторические времена.

Сосновый остров лишен собственной мифологии, но на Новой Каледонии, где было обнаружено 17 цементных цилиндров, существует предание о «душах умерших, плывущих по рекам в океан, где они будут жить на морском дне», записанное Яном Кнаппертом. По словам специалиста по мифологии, туземцы верят, что душа, ко, становится мелким животным, вроде крысы или ящерицы. Бдительный жрец ловит его и погружает в ближайшую реку, где ко передает частицу своей силы гладкому круглому камню, известному как бао, «камень души». Когда душа начинает свое речное путешествие к океану, бао кладут в специальную усыпальницу мваро вместе с другими камнями предков. В этих меланезийских терминах слышатся отголоски древнеегипетского разделения человеческой души на первичные половины, называемые «ка» и «ба».

Еще одно необыкновенное доказательство существования пропавшей тихоокеанской цивилизации находится в 1400 милях к востоку от Куньи, на острове Тонга. Длиной всего 18 миль, он, казалось бы, даже по внешним параметрам не может заслуживать особого внимания и сейчас, и в далёком прошлом. Однако в давние времена кто-то соорудил там 109-тонные ворота или арку высотой 15, шириной 18 футов. Дольмен состоит из двух грубо высеченных колонн, в верхней части которых были прорезаны пазы, куда уложили девятитонную перекладину. Трудно понять, как доиндустриальный народ, почти не имевший материальной культуры, мог совершить такой инженерный подвиг. Происхождение ворот, называемых Ха'амонга-а-Мауи, «бремя Мауи», остается не меньшей загадкой для самих островитян. У них есть лишь легенда, согласно которой они были построены некогда полинезийским богом Мауи, камни он привез с острова Уоллеса (Увеа) на огромном каноэ.

Наши рекомендации