Цель и задачи исследования.

Ученическая исследовательская работа

методист ГБНОУ «СПбГДТЮ»

Васильева И.Г.

Ученическая исследовательская работа, представленная на городской этап региональной олимпиады по краеведению, должна соответствовать ряду требований. Требования эти пред.являются как к оформлению готового труда, так и к его содержанию.

Требования к оформлению ученического исследования

Титульный лист

Титульный лист обязательно должен содержать: Фамилию, имя, отчество, а также контактный телефон и адрес электронной почты автора, место его учебы (класс, школа, район города). Также на титульном листе указывается Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его контактный телефон и адрес электронной почты.

Титульный лист – это лицо работы, он может многое рассказать опытному рецензенту. От того, насколько грамотно оформлен титул, зависит первое впечатление от работы, ведь читатель не знает вас, не знает сколько времени и сил вы вложили в написание данного труда, он видит лишь конечный результат, и оценивает именно его.

Особое внимание следует уделить формулированию темы исследования. Всевозможные поэтические названия должны в скобках содержать конкретику. Например, тема исследования: «Слово о великом сыне России» - не дает представление о том, кто же является главным героем повествования. Поэтому Абичев Евгений поступает совершенно верно, формулируя тему работы следующим образом: «Слово о великом сыне России» (П.П. Семенов Тян-Шанский: биография, путешествия).

Исследования, посвященные изучению родословной, требуют особого внимания к формулированию темы. Такие названия как «Моя родословная» или «История моей семьи», обедняют первое впечатление от работы. Они ничего не говорят, скорее, дают понять, что перед читателем заурядная описательная работа, но ведь в истории каждой семьи есть какая-то изюминка, которая и может стать отправной точкой для формулирования темы работы.

Конечно, недопустимы и ошибки на титульном листе. В связи с этим напоминаем, что тема работы пишется без кавычек, если только это не цитата. Кроме того, для обозначения временных рамок употребляются общепринятые обозначения (для века римские цифры - XX в., XIX в., для временного периода - 1941-1945гг. и т.д.)

Образец оформления титульного листа можно посмотреть в Приложении 1.

Оглавление

Неот.емлимой частью исследовательской работы является «Оглавление» или «Содержание». Перед тем как приступить к чтению текста ученической работы эксперт просматривает раздел «Содержание» работы. Именно оглавление создает представление у читателя о структуре работы, о логике повествования, о том, какой принцип лежит в основе повествования - хронологический, проблемный или др. По тому насколько четко, грамотно, логично составлено содержание, можно судить и о стройности мыслей самого исследователя, поэтому не стоит пренебрегать этой казалось бы несущественной частью работы.

Пример оформления раздела «Содержание»(работа Анастасии Муратбакиевой):

Содержание

Введение 3

Глава 1. История изучения памятников. 5

1.1 Бродовский могильник……………………………………………………………………..5

1.2 Редикорский клад. 6

Глава 2. Классификация бус комплексов Бродовского могильника и Редикорского клада 7

2.1. Основные принципы классификации бус. 7

2.2. Характеристика бус комплексов Бродовского могильника. 10

2.2.1 Морфологические признаки бус комплексов Бродовского могильника. 10

2.2.2. Технологические признаки бус комплексов Бродовского могильника. 12

2.2.3. Материал изготовления бус. 12

2.3. Характеристика бус Редикорского клада. 13

2.3.1. Морфологические признаки бус Редикорского клада. 13

2.3.2 Технологические признаки бус Редикорского клада. 14

2.3.3 Материал изготовления бус. 14

Глава 3. Происхождение бус из комплексов Бродовского могильника и Редикорского клада 15

3.1. Центры изготовления и пути поступления бус на памятники. 15

Глава 4. Сравнение бус комплексов Бродовского могильника и Редикорского клада. 17

Заключение 18

Список литературы.. 19

Приложение 22

Составленное таким образом Содержание работы дает ясное представление о логике повествования, о глубине исследования, и, конечно, о том, что Анастасия Мратбакиева умеет оформлять готовый труд.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что подобное оформление раздела «Содержание» оптимально для ученической исследовательской работы.

Введение

Одной из самых важных частей ученической исследовательской работы является Введение. Введение – это та часть исследования, в которой в наибольшей степени проявляется авторская индивидуальность, и к его формулированию стоит отнестись с наибольшим вниманием. Самый главный вопрос: «Какие составные части обязательнодолжно содержать Введение?»

Обоснование выбора темы, актуальность– это то, с чего следует начинать любое введение. Для большей наглядности хотелось бы привести одно удачное и, на наш взгляд, неудачное обоснование темы.

Цель и задачи исследования.

Анализ используемой литературы и источников.Прежде всего,в этом разделе следует указать те книги или статьи, которые были наиболее полезны для автора. Если юному исследователю с фактами в руках удается опровергнуть суждения взрослых исследователей, высказанных на страницах книг журналов, газет, то об этом тоже следует упомянуть.

Если автор для написания работы использовал архивные материала, то об этом тоже стоит сказать. Если материалы из архивов были предоставлены юному исследователю руководителем или кем-либо другим, то об этом тоже следует сообщить, чтобы снять лишние ненужные вопросы.

Пример (работа Валентины Чикиной):

«Я пользовалась многими книгами и источниками для написания своей исследовательской работы, в том числе – архивными материалами. Информацию о детстве и обучении А. А. Чикина я нашла в его личном деле, хранящемся в фонде Академии Художеств в Российском государственном историческом архиве (РГИА) [2], в статье С. И. Селешникова в журнале «Земля и Вселенная» [43], а также в некрологе, опубликованном в одном из выпусков периодического издания «Мироведение» [30]. Путешествие А. А. Чикина по экваториальной Африке мне удалось подробно описать благодаря его путевым дневникам, фотографиям и зарисовкам, которые я изучала в этом году в архиве Русского Географического общества (РГО) [5-8]. О его научных достижениях я могу судить, основываясь на документах, хранящихся в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб), где я побывала осенью 2014 года, и архиве Российской Академии наук (РАН) [4, 10-13]. Также зимой 2015 года мне удалось поработать с архивными материалами музея-усадьбы художника П. Е. Щербова и соприкоснуться с той дружеской атмосферой, которая была между Щербовым и Чикиным [14-16]. Кроме того, я просматривала труды Чикина, такие как «Подвижная карта звездного неба» [40], «Отражательные телескопы: Изготовление рефлекторов доступными для любителей средствами» [38] и «Метеорологическая станция любителя» [36]. О художественной деятельности А. А. Чикина мне удалось составить представление, рассматривая его иллюстрации в журналах и рисунки, созданные им к книге М. Ю. Лермонтова «Полное собрание в одном томе» [32] и его собственным статьям и книгам. В поиске его адресов в нашем городе мне помогли адресные книги «Весь Петербург» [17-23], «Весь Петроград» [24-25] и «Весь Ленинград» [26-27]».

В последние годы все чаще в ученических работах мы встречаемся с тем, что авторы стараются максимально приблизить свою работы к стандартам высшей школы. Что это значит? А это значит, что зачастую учащиеся, не понимая сути, пытаются определить гипотезу и методы исследования, что выглядит порой натянуто, а порой и смешно. Ведь иногда ученики пытаются доказать очевидные вещи. К примеру, что именно «личные качества способствовали становлению той или ионной исторической персоналии». Таким образом, оргкомитет олимпиады пришел к выводу, что такие составные элементы Введения как гипотеза, методы исследования, определение предмета и об.екта исследования, не являются обязательными.

Основная часть

в основной частидается характеристика и анализ темы реферата в целом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по §§ главы.

Главное на что обращает внимание эксперт при первом беглом взгляде на исследование – есть ли в работе сноски и на качество их оформления. Если в работе отсутствуют сноски на используемую литературу, то сразу возникает вопрос о плагиате, или о низком уровне исследовательских умений автора. Также неприятное впечатление производят небрежно оформленные сноски или отсылки к списку литературы. О правилах оформления сносок можно прочитать в разделе 5 данной статьи.

5. Оформление сносок и ссылок(С.Д. Мангутова)

6. Список литературы и источников(С.Д. Мангутова)

Наши рекомендации