Схема библиографического описания

Технические параметры текста

1. Работа пишется в текстовом редакторе Microsoft Word;

2. Черным шрифтом Times New Roman, 12 размером (кеглем) с полуторным межстрочным интервалом;

3. Формат листа – А4 (210х297 мм);

4. Ориентация страницы – книжная;

5. Выравнивание текста делается по ширине;

6. Абзацный отступ (красная строка) – шириной в 1,25 см;

7. Переносы – автоматические;

8. Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см;

9. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту), внизу в центре, без точки, размер шрифта (кегль) – 11, Тип шрифта - Times New Roman;

10. Титульный лист содержит только текстовую информацию (без иллюстраций);

11. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Все страницы, начиная с 3-й (Введение),нумеруются;

12. Используются «кавычки-елочки», для вложенных кавычек — „кавычки-лапочки";

13. Таблицы, формулы и иллюстрации нумеруются;

Структура работы

Обязательными элементами структуры работы являются:

1. Титульный лист – оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения, но обязательными элементами являются название работы, автор (кто выполнил) и научный руководитель/ консультант (кто проверил), место и дата написания.

2. Оглавление – помещается на втором листе, после титульного листа, включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по оглавлению, так и по форме.

3. Введение – необходимо обосновать выбор темы, и дать характеристику научной проблеме. Проще говоря, здесь нужно ответить на вопрос: «О чем и почему мы пишем?»

Введение состоит из актуальности, цели и задач. Обоснование выбора темы заключается в характеристике научной проблемы.

ü В классическом научном понимании актуальность – это значимость чего-либо для настоящего момента, основанная на современном фактическом существовании реалии. Актуально то, что имеет место в текущий момент или уже имело место, но по-прежнему значимо для сегодняшнего дня. Главное для автора – внятно объяснить (доказать), почему это так.

ü Цель работы должна быть тесно связана с названием ее темы и направлена на решение конкретного теоретического или практического вопроса, это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования/изучения.

ü Образно говоря, задачи – это шаги, которые нужно сделать, чтобы исследования состоялось (решилась проблема). Формулируя задачи, студент объясняет, что именно он собирается сделать: «Выяснить…», «Уточнить…», «Охарактеризовать…», «Вычленить…», «Сформировать представление…», «Сопоставить…», «Сравнить…» и т.д.

4. Содержание (Текст работы, главы) – В содержанииработы подробнейшим образом отражается его формализованная структура. Основную часть реферата лучше делить на части,имеющие самостоятельные названия. Тем самым автор демонстрирует свое умение систематизировать материал, выстроить логику повествования.

Заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки (выравнивание по центру), без точки в конце и без подчеркивания. Каждый структурный элемент и каждую новую главу следует начинать с новой страницы.

Размер шрифта:

1 Заголовок (главы, название раздела ) — 16 ( заголовок первого уровня, полужирный)

1.1 Заголовок — 15 (заголовок второго уровня, полужирный)

1.1.1 Заголовок — 14 (заголовок третьего уровня, курсив)

Главы нумеруют. Главы могут делиться на разделы и подразделы. Номер раздела состоит из номеров главы и номера раздела в главе (например: 1.2 (1 – номер главы, 2 – номер раздела), 2.5 (2 – номер главы, 5 – номер раздела) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и подразделы (например: 2.4.2 Анализ результатов). В нумерации после цифр идет пробел.

Между текстом и заголовком второго и третьего уровня оставляют двойной межстрочный интервал.

Заголовки второго и третьего уровней выделяют полужирным.

5. Заключение/Выводы – подводятся итоги проведенного исследования/изучения. Они должны соответствовать поставленным задачам. Проще говоря, это результаты достижения поставленной цели и решения поставленных задач: «сравнив…», «сопоставив…», «сформировав представление…», «изучив…» и т.д. при этом они должны содержать краткую информацию о проделанной работе:

пример №1 «сопоставив два исторических источника, мы пришли к выводу, что большую роль в интерпретации исторических событий играет социальный статус автора»,

пример №2 «мы сопоставили два исторических источника» будет не правильным для выводов, т.к. не содержит результатов сопоставления.

Если дело касается рефератов, то в репродуктивном реферате – это сумма основных мыслей реферируемых авторов, в продуктивном – то же + собственные выводы автора реферата.

6. Список использованных источников – содержит перечень всех без исключения использованных в работе книг и статей, законодательных материалов, правил, стандартов, патентных документов, промышленных каталогов, сборников без общего названия, многотомных изданий, депонированных научных работ, неопубликованных документов, диссертаций/ авторефератов, сериальных и других продолжающихся ресурсов (в том числе электронных) на русском и на иностранных языках. При этом библиографический список должен отражать только те источники, которые имеют прямое отношение к решению поставленной проблемы и были реально изучены автором (но не обязательно цитировались в его тексте). Правила оформления см. след. раздел «Краткая схема библиографического описания».

7. Приложения – это любой материал, имеющий отношение к его исследованию. Это могут быть расшифровки интервью (с формулярами опросов), копии материалов СМИ различного характера, нормативные акты и документы, карты, статистические данные, оформленные в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, дизайнерские модули), и пр. Формально не ограниченный совокупный объем приложений, исходя из здравого смысла, конечно, не должен превышать объема самой рукописи. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки (например, см прил.1 или 2.).

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: Приложение Б).

Все структурные элементы (в данном списке выделены полужирным и пронумерованы) работы начинаются с нового листа.

Схема библиографического описания

Автор (Фамилия, И. О.). – тут желтым выделены пояснения

Заглавие (название книги) :

сведения, относящиеся к заглавию(учеб.пос. уч.,учеб-метод.пособ. и т.д.) /

сведения об ответственности (авторы) ;

последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). —

Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). —

Место издания(город) :

Издательство(без кавычек),

Год издания. —

Объем (количество страниц в книге).

обратите внимание на желтые выделение – это обязательные элементы

Фамилия, И.О. Заглавие (название книги) : сведения заглавия / сведения ответственности. – Место издания (город) : Издательство (без кавычек), год издания. – количество страниц в книге

Например,

1. Иванов, И.И. История России / И.И. Иванов. – Дмитров : Глобус, 2015. – 333с.

2. Семенов, В.В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семенов. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

3. Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе : учебник / В. А. Разумовский. – М. : ИНФРА, 2002. – 210 с.

4. Шипачев, В.С. Основы высшей математики : учеб. пособие / В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. - 2-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2012. - 479 с.

Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Если авторов книги 2–3, то в заголовке пишется имя одного автора, а все авторы перечисляются через запятую в области сведений об ответственности (которая отделяется от заглавия косой чертой):

Хромов, А. А. Электротехника : учеб. для вузов / А. А. Хромов, М. С. Архангельский, А. В. Иванов; ред. А. И. Чуприна. — М. : Высш. шк., 2001. — 233 с.

И, наконец, если авторов четверо и более, то указывается фамилия только первого автора с добавлением слов [и др.], например:

Кокеткин, П.П. Пути улучшения качества изготовления одежды / Кокеткин П. П. [и др.]. — М. : Легпромбытиздат, 1989. — 240 с.

или под заглавием:

История России : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков и др. ; отв. ред. В. Н. Сухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Спб. : СПбЛТА, 2001. 231 с.

Под заглавием описываются сборники, в которые входят произведения разных авторов, сборники законов, официальные и нормативные документы.

Наши рекомендации