Для студентов ΙV курса ЗО.

1. Своеобразие русского литературного процесса, основные тенденции его развития в середине ХIХ века. Проблематика, герои, жанры, стили.

2. Проблема героя в литературе и критике середины ХIХ века.

3. Проблема народа, формы и способы её воплощения в русской литературе середины ХIХ века. Проблема народа и народности литературы в русской критике того времени.

4. Новые жанровые формы в литературе середины ХIХ века (эпос, лирика, драма).

5. Творчество И.А. Гончарова 1840-1850-х годов. «Обыкновенная история». «Фрегат Паллада». В.Г. Белинский о Гончарове.

6. Проблематика, герои, особенности жанра и стиля романа «Обломов» И.А.Гончарова.

7. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике и современном литературоведении.

8. «Обрыв» И.А. Гончарова как завершение трилогии писателя. Художественные особенности романа. Осмысление романа в критике и литературоведении.

9. И.С. Тургенев. Основные этапы его творчества. Эволюция творческой манеры писателя.

10. И.С. Тургенев и натуральная школа 1840-х гг. «Записки охотника». Новаторский характер произведений, его оценка в критике и литературоведении.

11. Поиски героя «новой манеры» И.С. Тургеневым в романе «Рудин».

12. Жанровые и стилистические особенности романов И.С. Тургенева. "Дворянское гнездо".

13. Роман "Накануне". Речь "Гамлет и Дон Кихот". Концепция личности в творчестве И.С. Тургенева. Герои писателя в оценке критики 1860-х годов. Тургенев и журнал "Современник".

14. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", его социальные, этические, эстетические, философские проблемы и их решение. Трагическое начало в романе. "Отцы и дети" И.С. Тургенева в оценке критики и литературоведения.

15. Творчество И.С. Тургенева в 1860-е годы. Роман "Дым", его своеобразие.

16. Итоги творческого пути И.С. Тургенева, их отражение в поздних повестях, романе "Новь" и "Стихотворениях в прозе".

17. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского как основа демократической программы литературы и критики. Н.Г. Чернышевский – писатель. Романы "Что делать?", "Пролог": своеобразие метода, жанра, проблематики. Оценка романов в критике и литературоведении.

18. Типы героев времени в изображении писателей-демократов 1860-х годов: "Мещанское счастье", "Молотов", "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского, "Трудное время" В.А. Слепцова. Особенности метода и жанра произведений.

19. Трезвая правда о народе в творчестве писателей-демократов: Н.В.Успенский, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов, В.А.Слепцов. Особенности стиля и жанра произведений. Оценка творчества демократов-шестидесятников в критике и литературоведении.

20. Философская поэзия Ф.И. Тютчева. Современники о Тютчеве. Литературоведческие исследования о поэзии Тютчева.

21. Лирическое творчество А.А. Фета. Место его поэзии в русской литературе. Современники о Фете. Литературоведческие исследования о поэзии Фета.

22. Тема любви в лирике середины XIX века (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов и другие).

23. Русская лирическая поэзия середины XIX века. Характеристика творчества одного из поэтов: А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Майков.

24. Этапы творческого пути Н.А. Некрасова, их характеристика.

25. Лирика Н.А. Некрасова: традиционное и новаторское. Постановка проблемы в современном литературоведении. Лирический герой Н.А. Некрасова, его эволюция. Освещение проблемы в литературоведческих исследованиях о поэте.

26. Становление и развитие народной темы, способы ее воплощения в лирике Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы Некрасова 1860-х годов. Жанр, стиль, проблематика, образы.

27. Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова 1850-х - 70-х годов: "Саша", "Несчастные", "Тишина". "Декабристский цикл" поэм Н.А. Некрасова: "Дедушка", "Русские женщины". Особенности их жанра и стиля.

28. Тема народного счастья и ее развитие в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова. Многообразие народных характеров, приемы и способы их изображения. "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова. Жанр, композиция. Стиль. Спорные вопросы изучения произведения в современном литературоведении.

29. Творческая эволюция А.Н. Островского, ее основные этапы. "Свои люди – сочтемся" А.Н. Островского как новый тип русской сатирической комедии. Островский и натуральная школа. Оценка творчества драматурга в критике и литературоведении.

30. Пьесы А.Н. Островского 1850-х годов (периода "молодой редакции" "Москвитянина"), их своеобразие. Критики и литературоведы об этом периоде в творчестве драматурга. "Предреформенный период" в творчестве А.Н. Островского. Характеристика одной из пьес ("Доходное место", "Воспитанница", трилогия о Бальзаминове).

31. Пьеса А.Н. Островского "Гроза", новаторство ее жанра и стиля. Место пьесы в творческой эволюции драматурга. Споры о "Грозе" в критике и литературоведении.

32. Сатирическая комедия в творчестве А.Н. Островского 1860 –1870-х годов. Анализ одной из пьес ("На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Горячее сердце", "Волки и овцы", "Бешеные деньги").

33. Пьеса-сказка А.Н. Островского "Снегурочка" (проблематика, образы, связь с фольклором). Ученые о пьесе-сказке Островского.

34. Психологическая драма в позднем творчестве А.Н. Островского. "Бесприданница" (и анализ одной из пьес: "Таланты и поклонники", "Поздняя любовь", "Последняя жертва", "Без вины виноватые"). Психологическая драма в творчестве А.Н. Островского 1870 –1880-х годов. Ученые о психологической драме в творчестве Островского.

35. Особенности литературного процесса 1870-х годов и критика этого времени.

36. Поэзия и проза народников. Мотивы, образы, стиль. Анализ (по выбору экзаменующегося) творчества одного из поэтов этого круга.

37. Творчество Г. И. Успенского 1860-1870-х годов. "Нравы Растеряевой улицы". Крестьянские циклы Г. И. Успенского. Анализ одного из них. Своеобразие творческого метода Г. И. Успенского. Освещение вопроса в научной литературе.

38. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина 1840-1850-х годов. "Губернские очерки".

39. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина 1860-х годов. Особенности сатиры. "История одного города".

40. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина 1870-х - 1880-х годов. "Господа Головлевы", особенности жанра, сатирического изображения действительности. "Сказки", их место в творчестве писателя и литературном процессе.

41. Особенности творческой эволюции Н. С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова 1860-х годов. Народ и народный мир в изображении писателя.

42. Типы лесковских праведников: типология, эволюция, поэтика. Особенности сказовой манеры Н. С. Лескова (показать на примере нескольких выбранных по усмотрению экзаменующегося произведений).

43. Проблемы научного изучения творчества Ф. М. Достоевского. Анализ (по выбору экзаменующегося) одной из монография о Достоевском.

44. Творчество Ф. М. Достоевского 1840-х годов. Особенности восприятия в критике. Особенности послекаторжного творчества Ф. М. Достоевского. "Записки из Мертвого дома".

45. "Преступление и наказание". Преломление в нем особенностей метода и стиля Достоевского-художника.

46. Роман "Идиот". Образ "положительно прекрасного" человека.

47. Роман "Бесы". Отражение в нем новых тенденций в творчестве Ф. М. Достоевского 1870-х годов.

48. Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы": идеи, образы, жанр, стиль, место в творчестве писателя.

49. Становление творчества Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Творчество Л. Н. Толстого середины 1850-х – начала 1860-х годов: закономерности, основные тенденции.

50. Жанровое своеобразие "Войны и мира" Л. Н. Толстого. Философия истории и философия частной жизни в "Войне и мире" Л. Н. Толстого. Критическая литература о "Войне и мире" Л. Н. Толстого.

51. Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина": поэтика, жанр, предпереломные настроения автора.

52. Причины, сущность, следствия перелома в мировоззрении и творчестве Л. Н. Толстого ("Исповедь", "Так что же нам делать?"). Эстетические взгляды позднего Л. Н. Толстого ("Что такое искусство?").

53. Художественное послепереломное творчество Л. Н. Толстого (повести, народные рассказы, драматургия). Роман Л. Н. Толстого "Воскресение" как итоговое произведение творчества писателя и русской классической романистики.

54. Проблемы научного изучения творчества Л. Н. Толстого. Анализ (по выбору экзаменующегося) одной из монографий о Толстом.

55. Вопрос о характере и судьбах реализма в русской литературе конца XIX века. Дискуссионные моменты в его разрешении. Творчество В. М. Гаршина, его место в литературном процессе 1880-х годов.

56. Особенности метода и стиля В. Г. Короленко.

57. Особенности идейно-художественной эволюции А. П. Чехова. Творчество А. П. Чехова первой половины 1880-х годов. Значение художественного опыта раннего Чехова для последующего развития мастерства писателя.

58. Идейно-художественные искания А. П. Чехова во второй половине 1880-х – начале 1890-х годов. Повести "Степь", "Скучная история", "Дуэль".

59. Своеобразие творчества А. П. Чехова в 1890-1900-е годы. Мастерство Чехова прозаика.

60. Драматургическое новаторство А. П. Чехова. Показать на примере пьес 1890-х годов ("Чайка", "Дядя Ваня").

61. Идейно-художественная эволюция Чехова-драматурга. Пьеса "Вишневый сад" в творческих исканиях писателя.

Наши рекомендации