Общая характеристика источников ХХ в.

1) количественное размножение источников (растёт значение научных сочинений, мемуаристики, периодической печати, статистики, технотронных источников (кинофотофонодокументов));

2) появление новых видов источников;

3) содержание источников упрощается (унификация источников, которая коснулась и мемуаров, и писем);

4) ранние источники не всегда публицировались, поздние – публицируются;

5) появляются машиночитаемые документы;

6) сохранность источников возрастает.

7) многие важнейшие события не задокументированы (напр., отдавание приказа по телефону, отсутствие черновиков из-за Word’a).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Во всех классификациях законодательные акты ставятся, в основном, на первое место. Информация, заключённая в законодательных источниках, считается важной для общества, ведь законодательные источники определяют строй жизни общества.

Но даже в такой градации есть недочёты.

По отношению к законодательным источникам начала ХХ в. можно сказать, что основными документами были ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Вопрос о Конституции стоял, но её так и не приняли. Законы эти до появления Государственной Думы (ГД) издавались императором (впрочем, и во время неё тоже иногда, но об этом позже).

В связи с революцией 1905-1907 гг. идёт перестройка госаппарата. 17 октября 1905 г. учреждается первая ГД. ГД провозглашалась частью государственного устройства и ни один закон не мог быть принят без одобрения ГД и Государственного Совета (ГС). ГС, к слову, появляется в 1810 г. по реформе Сперанского и представлял законосовещательный орган. Так было ровно до 1906 г. ГД и ГС были юридически равноправными. После прохождения ГД и ГС закон ложился на подпись к императору.

А мог бы император сам издавать законы? Я уже об этом только что говорил, и да – мог. По ст. № 87император мог издавать законы единолично в то время, когда ГД и ГС находились на каникулах, либо в междудумских периодах, но с оговоркой – его закон должен был быть рассмотрен новой (отдохнувшей) Думой в двухнедельный срок с момента начала работы и должен был быть принят или отклонён. Однако были и исключения из этих правил (напр., земельный закон Столыпина).

Таким образом, несмотря на появление законодательной Думы Россия оставалась самодержавной монархией.

После революции февраля 1917 г. Россия стала государством без определённой формы правления. К власти пришло временное правительство, а потом и большевики.

В 1917. Россия была объявлена республикой Советов. На III Всесоюзном съезде Советов в январе 1918 г. это положение было принято.

Высшим органом власти считался Съезд Советов

Съезд Советов

ВЦИК

СНК

Эта структура склоняет нас к тому, чтобы увидеть принцип разделения властей, но хуй там! Большевики не любили разделения властей и тут его не было.

Главой Съезда Советов был Ленин, который издавал ДЕКРЕТЫ, прожившие как основной документ страны до середины 20-х гг. и интерпретировавшиеся как законодательный документ переходного периода.

Декреты декретами, но важнейшими законодательными актами всегда являлись КОНСТИТУЦИИ:

Конституция РСФСР 1918 г.;

Конституция СССР 1924 г.;

Конституция СССР 1936 г.;

Конституция СССР 1977 г.;

Конституция РФ 1993 г.

В первой и второй Конституциях мы находим много общих черт, так как в основах их лежала диктатура пролетариата и принцип справедливости. Преамбулами к обоим является «Декларация трудящегося и эксплуатированного народа» (или что-то в этом роде), куда были включены Декрет о мире, Декрет о земле и Декрет о власти.

В первой и второй Конституциях основой политической части государства названы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это совершенно новая форма власти, выросшая снизу. С 1918 г. начинается процесс бюрократизации Советов, откуда вычёркиваются все остальные.

В этом периоде важно соотношение основных (нормальных) и партийный документов. Однако, и первая, и вторая Конституции практически не упоминали про коммунизм, а сказано там то, что СССР – это советское государство с властью народа. Конституции не разделяли ветви власти.

В Конституции 1936 г. кое-что меняется – уходит принцип диктатуры пролетариата, Советы… получают новое название – Совет депутатов трудящихся, а СССР объявляется демократическим государством.

В Конституции 1936 г. впервые был закреплён принцип разделения властей, где высшим органом власти объявлялся Верховный Совет (законодательный орган), а исполнительным органом стал СНК (с 1946 г. –Совет министров). Правом законодательной инициативы обладал только Верховный Совет.

Что касается принятия законов, то оно проходит в несколько этапов:

1) законодательная инициатива;

2) разработка закона;

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

В Конституции 1936 г. появляется ещё и пятый элемент – практика всенародного обсуждения законодательных актов (использована в 1936 г. при принятии Конституции).

Верховный Совет (как и ВЦИК прежде) состоял из:

Верховный Совет

Совет союзов Совет национальностей

Строение напоминает двухпалатный парламент, чем он по сути и являлся.

В 1957 г. разрабатываются ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР. Это означает, что республиканское законодательство могло отличаться от союзного (до 1957 г. законодательство было единым). Нет, конечно, были и Всесоюзные законы (напр., закон о воинской обязанности).

Конституция 1977 г. оставила без изменений политическое устройство государства, но немного расширяется круг учреждений, способных на законотворческую инициативу (Совет министров СССР, руководство союзных республик, общественные организации и т.д.). Государство опять меняет Советы… теперь это Советы народных депутатов.

В Конституции 1977 г. впервые упоминается о КПСС.

Что касается советского права, то наиболее сильно развиваются административное и уголовное право. Что касается прав гражданина, то у нас с этим всегда были проблемы.

Презумпция невиновности появляется только в 1989 г.

В 90-е гг. изменилась политическая система. Забегая назад, следует сказать, что в 1989 г. появляется Съезд народных депутатов, который становится высшим законодательным органом. Меняется и должность первого человека страны – из председателя президиума ЦК КПСС в председателя Верховного Совета СССР.

Что касается законотворчества в союзных республиках, то оно стало более свободным.

В начале 90-х гг. до Конституции 1993 г. тенденция предоставления законодательной инициативы сохраняется за прошлыми структурами + несколько новых:

1) ГД;

2) СФ и его члены;

3) президент;

4) правительство РФ;

5) законодательные представительные органы субъектов федерации;

6) суды (высшие).

Градация системы законодательных актов в настоящее время:

1) международные и межреспубликанские акты;

2) Конституция РФ;

3) правовые акты государственных структур;

4) акты, заключённые между юридическими лицами;

5) акты, заключённые между юридическими и физическими лицами;

6) акты, заключённые между физическими лицами;

7) односторонние акты.

Наши рекомендации