Работа с дополнительным материалом. I. Организационный этап
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Задание
1. Вспомните тему прошлого урока.
2. Объясните смысл пословиц и поговорок.
Презентация творческих работ. По желанию представить выполненные творческие работы. Остальные работы собрать в конце урока для проверки.
III. Актуализация опорных знаний
Метод «Микрофон»
1. Каким образом историки узнают о жизни людей с древнейших времен до наших дней?
2. С помощью каких источников мы получаем информацию о событиях, произошедших в древности?
IV. Изучение нового материала
1. Вещественные исторические источники.
Учитель
На прошлых уроках мы с вами узнали каким образом историки узнают о прошлом и познакомились с письменными и устными историческими источниками. На этом уроке нам предстоит познакомиться с вещественными историческими источниками. Что же может относиться к вещественным источникам? Фундаменты сооружений, кухонной утвари, одежда, деньги и пр. – все это несет в себе историческую информацию, благодаря которой историки могут воспроизвести события прошлого – от повседневной жизни до масштабных военных событий.
Работа с дополнительным материалом
Задание. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Златая СКИФИЯ
Ровно стучали тяжелые колеса. Поезд направлялся на юг. Где-то там, в голубой дымке, таял горизонт. Насколько хватало глаз, простиралась степь.
- Видишь вон те холмы? О них чрезвычайно интересная книга. Я прихватил ее в дорогу. Стоит прочитать.
За минуту братья погрузились в чтение. «Скифская степь» - было обозначено на обложке. Автор - Борис Мозолевский.
... И уже казалось, что летели степью резвые лошади. «Скифы» - то свист, то крик доносился им вдогонку.
Скифы жили в нашей степи две с половиной тысячи лет назад. Нуждаясь в новых пастбищах для своего скота, они постоянно переходили с места на место - были кочевниками. Это был мудрый, свободолюбивый и одновременно воинственный народ. Того скифа, который не преодолел врага, не допускали даже к праздничному столу. Война для скифов была обыденностью, и все взрослые скифы никогда не расставались с оружием. «Нам постоянно приходится воевать, - говорили о себе, - или защищаясь, или нападая на других». Конечно, такие отчаянные воины должны были иметь надежное оружие: мечи, кинжалы, копья, дротики, боевые топоры, луки.
Особой славой на весь мир пользуется скифский лук. Недаром соседние народы называли скифов конными стрелками из лука. Изрядной сноровки достигли скифские мастера в изготовлении защитного доспеха. В бою воинов защищали щиты, состоящие из мелких металлических чешуек, панцири и боевые пояса, а также шлемы. А еще скифы использовали средства защиты головы и груди лошади.
Жильем скифам служили большие телеги с войлочными будами на них, в которые они впрягали иногда по несколько пар волов. В телегах жили женщины, дети и старики. Там, на колесах, были и жилье, и кладовая, и мастерская, потому что все необходимое для жизни: одежду, оружие, орудия труда, предметы домашнего обихода - скифы изготавливали сами.
Выносливые, смелые и отчаянные, скифы несколько веков господствовали в степи. И на протяжении веков соседние народы признавали их непобедимыми. Когда от вражеского меча погибал воин-скиф, тосковала по нему вся Скифия. Над покойником, роскошно снаряженным в потусторонний мир, насыпали высокую могилу.
В безмолвной скорби стоят эти могилы-курганы и сейчас - неписаные письма в вечность.
... Поезд мерил время стуком колес. Братья вглядывались в далекие степные горизонты. Старший, студент-археолог, восторженно рассказывал:
- Прочитать эти письма помогают археологи. Они разыскивают скифские захоронения, раскапывают и исследуют их.
- Автор книги, которую мы только что читали, тоже археолог? - поинтересовался младший.
- Да, Борис Мозолевский - археолог. Он открыл человечеству удивительный скифский памятник, нагрудное украшение - золотую пектораль. Это произведение древних мастеров рассказало нам не только о жизни скифов, но и помогло понять, каким они представляли мир.
- А монеты, которыми ты так интересуешься, были у скифов?
- Случайная находка открыла для нас две скифские монеты. Их чеканил царь Атей. При нем Скифия достигла расцвета. Об Атее сохранилось немало преданий. Они рассказывают о нем как о могущественном властителе и отчаянном воине, который всю жизнь провел в походах. Неудивительно, что конское ржание было для него милее звуков флейты. Однажды на Скифию двинулись с огромным войском воинственные соседи. Атею было тогда 90 лет. И царь-воин сам верхом повел свой народ на битву. Там, в бою, он и погиб.
- Монеты тоже исследует археология? - сыпал вопросы младший.
- Родная ее сестра - нумизматика.
Красные лучи солнца раз блеснули и растворились в темноте. Захваченный рассказами брата, мальчик полистал страницы книги. Золотая скифская пектораль, скифский гребень, скифские стрелы, монеты Атея ... Легкий сон убаюкал младшего и понес его в удивительную, полную ветра и солнца страну - Скифию. Из неизвестных далей, поднимая пыль, сунула огромная туча - скифы! Впереди мощного войска на быстром, как ветер, коне летел царь Атей. Золотом сияли его оружие и доспехи, победой - глаза. Потому что не знают поражений скифы, впереди - лишь победа!
Вопросы
1. Что рассказали о скифах вещественные памятники?
2. Расскажите о жизни и быте скифов. Какие именно вещественные источники помогли вам узнать о жизни этого кочевого племени?
2. Вспомогательные исторически науки.
Учитель
С течением времени и развитием науки были сформированы вспомогательные науки, которые занимаются изучением различных исторических источников – нумизматика, геральдика, сфрагистика, топонимика и др.
Работа со словарем
Нумизматика - наука, занимается исследованием монет.
Геральдика - наука, изучающая гербы.
Сфрагистика - наука, изучающая печати.
Учитель
Щедрым источником в изучении прошлого являются монеты. На них часто изображали портреты властителей, сцены праздников, миниатюрные зарисовки быта, иллюстрации к легендам и мифам. Изображения и надписи на монетах позволяют устанавливать даты тех или иных событий, узнавать о том, какими были территории древних государств, кто был их владельцем, кто с кем торговал, какую одежду носили древние люди. Пригодились монеты для исследователей истории градостроительства. Кроме того, древние монеты - это изысканные и редкие произведения искусства.
Монеты исследует наука нумизматика. Чаще всего древние монеты попадают в руки нумизматов от археологов и из монетных кладов. Сокровищем считают любое количество монет - от нескольких экземпляров до десятков тысяч. Однако для историка неоценимым источником является каждая монета, которую удалось «прочитать», то есть расшифровать и истолковать.
Чеканка монет с древних времен была признаком могущества государства и проводилась по определенным правилам. Кусочек серебра клали на наковальню и били молотком с рельефным рисунком или надписью на нем. Монеты выходили все разные, часто с неровными краями. Ведь удары были разной силы да еще и не всегда точными. Впоследствии монеты начали чеканить в специальных мастерских – монетных.
Интересно знать
Знаете ли вы, что древние монеты, найденные в нашей стране, изготавливали греки, которые переселялись на побережье Черного моря 2500 лет назад. Греческие переселенцы заложили здесь свои города - Тира, Ольвия, Пантикапей, Керкинитида, Херсонес и др. В каждом греческом городе чеканили собственную монету.
Приходилось ли вам слышать слово сфрагистика? Оно означает историческую науку, исследующую печати. Печатью называют вырезанный из твердого материала штамп, а также его отпечаток на бумаге, золоте, сургуче.
Ценность печатей для историка заключается в том, что они помогают установить время, место происхождения и подлинность документов. Ведь изготовляли и применяли печати согласно строгим предписаниям. Существовали даже специальные учреждения и правительственные лица, осуществлявшие надзор за использованием печатей. Поэтому надписи на печатях считают точным источником в определении должностей, титулов, имен исторических деятелей, названий территорий и учреждений.
На монетах, знаменах, бытовых вещах и картинах, оружие и т.д. нередки особые, схематические изображения. Иногда такие изображения причудливые и сложные: львы, опирающиеся на городские стены, черные, белые или желтые орлы с расправленными крыльями и острыми когтями, драконы и змеи, сабли и копья, лилии и розы, ключи и ворота, линии и кресты ... А порой - очень простые, например обычные многоугольники. Такие изображения называют гербами, а науку, которые изучает, - геральдикой. На протяжении веков складывались правила, по которым создавали гербы. Так, например, обязательным элементом герба, который обусловливает его форму, является щит. По форме щита исследователи определяют место создания герба, его возраст. В геральдике применяют только определенные цвета - красный, синий, зеленый, черный, в разное время имели неодинаковое символическое значение.
V. Обобщение и систематизация знаний
Беседа
1. Что такое «вещественные источники»?
2. Можно ли вещественные источники назвать немыми? О чем они рассказывают?
3. Какая наука исследует монеты?
4. Почему монеты являются ценным историческим источником?
5. Что такое герб?
6. Как и где изображали гербы?
7. Как называется наука, изучающая гербы?
8. Что вы узнали о печатях?
Работа с таблицей
Задание. Распределите предложенные слова в соответствии с исторической наукой, которая занимается его изучением.
Слова: герб, сургуч, печать, монета, чеканки, монетная мастерская, штамп, деньги.
Нумизматика | Геральдика | Сфрагистика |
VI. Коррекция и рефлексия. Итоги урока
Проверка выполнения заданий, анализ типичных ошибок.
VІІ. Домашнее задание
1. Выучить новые термины и понятия.
2. Творческие задания.
1. Придумайте и нарисуйте герб своей семьи.
2. Проведите виртуальную экскурсию по Донецкому областному краеведческому музею, сделайте записи об экспонатах. Подготовьте рассказ о том, что «рассказывают» о прошлом вещественные источники.
Сайт Донецкого краеведческого музея: http://www.donmus.ru/