Беллетристика как орудие эстетического воспитания
К категории эстетических чувств относится и чувство смешного. Нужно поучиться и научиться и смеяться, дорогой читатель, но не пошлым, глупым, все высмеивающим смехом, не знающим ничего святого, превратившимся в зубоскальство идиотов, а тем святым, хотя, быть может, и жгучим смехом, каким умели смеяться Свифт, Диккенс, Салтыков-Щедрин и многие другие. Разные типы смеха: Аристофан — «Осы», Гоголь, Марк Твен, Мольер, Гейне, Чехов…
Вот некоторые практические указания, которые, быть может, поспособствуют читателю вырабатывать и развивать в себе эстетические способности.
Вот некоторые практические указания, которые, быть может, поспособствуют читателю вырабатывать и развивать в себе эстетические способности.
1. Присматриваясь к жизни и к произведениям изящных искусств, постоянно старайтесь отделять в том, что вы видите, слышите, чувствуете, красивое от некрасивого, изящное от неизящного, грубое от тонкого. Иначе говоря, старайтесь при помощи сосредоточения вашего внимания усиливать ваши эстетические переживания, замечать красивое в формах, в проявлениях, в звуках, красках, движениях и т. д.
2. Старайтесь давать себе отчет в том, что (благодаря каким своим признакам и особенностям) лично вам кажется красивым или некрасивым.
3. Переживайте красивое почаще в ваших воспоминаниях и стремлениях.
4. Делайте все возможное, чтобы творить красивое (т. е. вносите в ваши поступки, ваши делания, жизнь, поведение, работу то, что вы считаете красивым).
5. Почаще присматривайтесь к красивой природе и к произведениям изящных искусств.
6. Спорьте о вкусах. Критикуйте всякого рода моду.
7. Старайтесь оценивать проявления красоты и безобразия не только с эстетической, но и с нравственной, и общественной, и философской точек зрения, т. е. не только со стороны формы, но и со стороны содержания данных проявлений (или воплощений красоты).
8. Не забывайте и о тех, кто лишен возможности наслаждаться красотою. По мере своих сил помогайте эстетическому развитию других людей.
К каждому художественному произведению можно предъявить на основании вышеизложенного следующие вопросы:
1. Какие именно образы оно дает? (Образы чего именно — из области природы, человеческих переживаний и т. д.).
2. Как их дает? Язык, его гармоничность, звучность, яркость, красочность, грубость, банальность. Сравнения, олицетворения, метафоры, символы, фразы, обороты речи. Их шаблонность или оригинальность, ударность и целесообразность или неловкость всего этого и т. д. Стиль. Его простота, искренность, отвлеченность или конкретность, определенность, ясность, сила, мелодичность, размеренность (ритмичность). Отделка Изящество. (В чем именно это проявляется.) Ко всему этому надо присмотреться или, точнее говоря, присматриваться, читая любое произведение. Хорошая хрестоматия и теория словесности могут служить очень полезными пособиями в такой самообразовательной работе.
3. Какие именно эмоции, чувства, настроения, стремления оно старается возбудить и возбуждает в данном читателе? (Особенность их, характер, например грустные, унылые, веселые, бодрые и т. д.).
4. Какие идеи проводит? (Их содержание, ясность, оригинальность, содержательность и т. д. Соответствие формы и содержания. Сюжет. Его развитие.)
5. Как, какими своими качествами возбуждает их? (Это достигается отчасти сюжетом, отчасти деталями, стилем, языком и т. д.)
6. Как и куда влечет читателя данное произведение, возвышает ли его дух или (бывает и это) принижает его? Влияние данного произведения на данного читателя в данный момент, в данной обстановке. Литература художественных произведений, как и вообще литература, искусство и наука, по существу, все-таки не более как орудия. А кто, как, с какой целью и за кого или против кого пользуется этими орудиями — это вопрос нравственности, вопрос сознания и совести, а также и в очень сильной степени — вопрос социального строя и истории.
Ставьте вопросы и давайте ответы. Сами ставьте и сами давайте. Искать и формулировать эти ответы — это и есть ваше самообразование…