Тема 7. оперные реформы к.в.глюка и в.а.моцарта.

Вопросы для подготовки к тесту:

1. Личность К.Ф.Глюка (семья; образование, учителя; проявление музыкальной одаренности; музыкальная карьера; страны и города, в которых жил и работал композитор; ведущие жанры творчества; историческое значение).

2. Значение оперного жанра в творческом наследии К.В.Глюка.

3. Принципы оперной реформы Глюка на примере оперы «Орфей и Эвридика»[1].

4. Личность В.А.Моцарта (семья; образование, учителя; проявление музыкальной одаренности; музыкальная карьера; города, в которых жил и работал композитор; ведущие жанры творчества; историческое значение).

5. Значение оперного жанра в творческом наследии В.А.Моцарта.

6. Принципы оперной реформы Моцарта на примере оперы «Свадьба Фигаро» [2].

7. Принципы оперной реформы Моцарта на примере оперы «Дон Жуан» [3].

8. «Волшебная флейта» В.А.Моцарта как образец австрийского зингшпиля.

9. Знать историю создания, сюжет, персонажей, композицию опер «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка и «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В.А.Моцарта.

Литература:

Основной список:

1. Левик Б.В. История зарубежной музыки. – Вып. 2: вторая половина XVIII века. – М., 1974.

2. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – Кн. 2: от Баха к Моцарту. – Учебник для студентов исполнительских отделений консерваторий. – М., 1987.

3. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600-2000: Видеоэнциклопедия. – Том 1: 1600-1850 гг. (4 DVD). – Екатеринбург, 2010 (статьи по операм «»Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Свадьба Фигаро», «»Дон Жуан», «Волшебная флейта» В.А.Моцарта[4]).

4. Яруллина Г.А. Оперные реформы К.В.Глюка и В.А.Моцарта: методическая таблица в помощь студентам исполнительских специальностей музыкального факультета. – Рукопись. – Уфа, 2012[5].

Дополнительный список:

5. Аберт В.А. Моцарт. – Ч. 1-2. – М., 1978-1995.

6. Акопян Л.О. Моцарт. Путеводитель. – М., 2006.

7. Горович Б. Оперный театр. – Л., 1984.

8. Дальхов Й., Дуда Г., Кернер Г., Риттер В. В.А.Моцарт: Хроника последних лет жизни и смерть. Так был ли он убит? – М., 1991.

9. Кириллина Л.В. Реформаторские оперы Глюка. – М., 2006.

10. Конен В.Дж. Глюк и музыка будущего // Конен В.Дж. Очерки по истории зарубежной музыки. – М., 1997.

11. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. – М, 2008.

12. Маркус С. История музыкальной эстетики. – Т.1: с середины XVIII до начала XIX века. – М.: Музгиз, 1959. (Глава IV «Глюк. Борьба глюкистов и пиччинистов», глава V «Итоги борьбы глюкистов и пиччинистов»).

13. Миронова Н. Парадоксы «Волшебной флейты» // Памяти С.Н.Николаевой. – М.,1996.

14. Роллан Р. Глюк // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 3. – М., 1988.

15. Рыцарев С.А. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987.

16. Соллертинский И. «Волшебная флейта» Моцарта. – Л.,1964.

17. Черная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М., 1963.

18. Черная Е.С. Оперы Моцарта. – Л., 1960.

19. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2000.

20. Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд. – М., 1973.

21. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. – М., 2007.

Музыка (видео):

Оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В.А.Моцарта – в любой постановке. Например:

1. К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» (пост. Глайнборского фестиваля, 1982) – исторический костюмный спектакль.

2. К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» (пост. Пины Бауш, 2008) –актуализированная версия, поставленная Пиной Бауш в жанре танцоперы.

3. В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро» (пост. Ковент Гарден, 2006) – исторический костюмный спектакль.

4. В.А.Моцарт «Дон Жуан» (пост. БГТОиБ, 2004 с Абдразаковыми) – актуализированная версия, поставленная на сцене уфимского театра с участием звезд оперной сцены, наших соотечественников - Аскара и Ильдара Абдразаковых.

5. В.А.Моцарт «Волшебная флейта» (пост. Метрополитен-опера, 1991) – исторический костюмный спектакль.

[1] При подготовке этого вопроса рекомендуется использовать методическую таблицу «Оперные реформы Глюка и Моцарта» (см. № 4 в списке литературы), электронный вариант которой прилагается в отдельном файле в папке «Методические материалы».

[2] При подготовке этого вопроса рекомендуется использовать методическую таблицу «Оперные реформы Глюка и Моцарта» (см. № 4 в списке литературы), электронный вариант которой прилагается в отдельном файле в папке «Методические материалы».

[3] При подготовке этого вопроса рекомендуется использовать методическую таблицу «Оперные реформы Глюка и Моцарта» (см. № 4 в списке литературы), электронный вариант которой прилагается в отдельном файле в папке «Методические материалы».

[4] Электронные версии статей содержатся в папке «Методические материалы».

[5] Электронная версия работы содержатся в папке «Методические материалы».

Наши рекомендации