Контрреформы Александра III.
С приходом на пост министра внутренних дел Д.А.Толстого в отставку были отправлены все министры, защищавшие реформы Александра II, начинается пересмотр реформ, получивший название – контрреформы.
Вспомните основные либеральные реформы.
(названные реформы записываются на доске):
Судебная реформа.
Земская реформа.
Реформа в области просвещения.
Цензурная реформа.
Все перечисленные реформы претерпели изменения:
Ликвидирована самостоятельность (автономия университетов), контроль государства распространялся не только на студентов, но и на преподавателей, интеллигенция должна быть послушна царю.
В 1885 году создано Высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов, получившее право смещать судей по своему усмотрению, суды стали проводить за закрытыми дверями.
Какие принципы нарушены? (Несменяемость и гласность)
Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали царя.
Какие задачи выполняли земства? (Работа с текстом). Правительство не устраивала общественная активность земств, поэтому был учрежден институт земских начальников (из дворян), они могли отменить любое решение земств, сельских сходов, а «Положение о земских учреждениях» полностью лишило земства независимости.
В 1887 году был принят циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей низших социальных слоев.
Вывод: Александру III удалось нормализовать обстановку. Но спокойствие было обманчивым, основные проблемы не решены. Во внешней политике царь обеспечил России 1,5 десятилетия мира, поэтому его и называли миротворцем.
IV. Первичный контроль.
Проверка плана урока.
В квадрат рядом с описанием данных постановлений поставьте номер той либеральной реформы (перечислены выше), против которой оно направлено.
Ликвидация автономии университетов | |
Учреждение института земских начальников | |
Учреждение высшего дисциплинарного присутствия | |
Принятие «Положения о земских учреждениях» | |
Циркуляр о «кухаркиных детях» | |
Введение «временных правил о печати» |
V. Закрепление.
Составьте исторический портрет, используя материалы таблицы, начиная со второго пункта. Содержание 3-й и 4-й колонок и строк таблицы должно быть перепутано, учащиеся получают задание привести данные таблицы в соответствие.
№ | Линии сравнения | Александр III (1845-1894) | Победоносцев К. П. (1827-1907) |
Характерные черты эпохи | 1 марта в центре Петербурга убит император Александр II. В столице царила паника. Со дня на день ждали революции. Одна часть общества недовольна медлительностью реформ, а другая боялась их, считая слишком смелыми. В этой обстановке предстояло сделать выбор – начнется ли поворот от векового самодержавия к представительному правлению. | ||
Основные вехи карьеры | Стал наследником престола в 1865 году после кончины брата. В 1877-1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне. 2 марта 1881 года вступил на престол. | С 1861 года – профессор Московского университета, знаток гражданского права, читал юридические науки Александру III. С 1880 по 1905 гг. – обер-прокурор Святейшего Синода, автор коронационного манифеста Александра III. | |
Черты личности, внешность | Отличался отменным здоровьем и колоссальной физической силой (легко ломал подковы). Был глубоко религиозен, обладал уравновешенным характером. Получил военное образование, особыми успехами в учебе не отличался. | Худощавый, с сухим аскетичным лицом. Разносторонне образован, умен. Замкнутый кабинетный труженик, превосходный критик. Пытался отгородиться от окружающего мира, подолгу жил в монастыре. | |
Средства, используемые для достижения целей | Пересмотр реформ предшествующих десятилетий. | Слепое отрицание всего нового в общественной и государственной жизни. | |
Результаты деятельности | Быстро нормализовал обстановку в стране, но спокойствие было обманчивым. Сумел удержать Россию от ввязывания в международные конфликты, заслужив признание, как царь-миротворец. | Пытался поставить сложную государственную жизнь конца XIX века под личный контроль императора, но лишь расшатал аппарат управления. Его попытки направлять жизнь общества только приказами потерпели крах. | |
Оценка современников | «Булочник на троне», «Миротворец», «хозяин большого поместья, единолично за все отвечающий». | «Гений тьмы», «Великий инквизитор», «дикий кошмар русской истории», «белый революционер». | |
Известные высказывания | «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит». «Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?». | «Против всяких изменений, ради идеала монархии».«Чтобы все оставалось по-прежнему. В противном случае будущего у России может не быть». |
VI. Итоги урока.
Оценки ученикам за лучший план урока, успешную работу по составлению исторического портрета. Выводы по задачам урока.
VII. Домашнее задание.
§§ 29-30, характеристика исторического деятеля.
Литература:
Данилов А.А. История России, XIX век. М.: Просвещение, 2008.
Манько А.В. Чтения об особах Российского императорского дома. М.: Просвещение, 1994.
Полунов А. Белый революционер. «Знание – сила», 1992, № 2, 116 - 123.
Сушко Г.А. История России с древнейших времён до наших дней в вопросах и ответах. Волгоград: Учитель, 2006.