Урок 74. Наши проекты. Пишем письмо
Цель: познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Вы писали письма кому-нибудь?
Сейчас очень редко пишут письма. Чаще официальные, когда нужно что-то решить по работе.
А раньше писали для души. Даже речевой жанр был — эпигтолярный. И письма писали необычно. Иногда их начинали так: «Привет из Ивантеевки! В первых строках моего письма спешу сообщить Вам, что я жив и здоров, чего и Вам желаю...» Окончание: «Жду ответа, как соловей лета!» Сейчас никто так, конечно, писать не будет, но письма писать иногда все-таки приходится.
— Когда нужно бывает написать письмо? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы узнаем правила написания писем и напишем письмо.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 129 и прочитайте письмо девочки Лизы.
— Кому писала письмо девочка? (Деду Морозу.}
— Почему это письмо «самое важное за весь год»? (Ответы детей.)
— Почему Дед Мороз улыбнулся? (Предположения детей.) (Ответы на вопросы учебника.)
IV. Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз — наклон,два — наклон, Словно буква О свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь.
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте письмо еще раз. Какие части в нем можно выделить? (7. Обращение к человеку, которому ты пишешь (начало). 2. Рассказ о себе, о своих желаниях (основная часть). 3. Добрые слова, прощание (концовка).)
— Как обратилась девочка к Деду Морозу? (Дорогой Дедушка Мороз.)
— Какие еще могут быть обращения? (Варианты детей.)
— Напишите свое письмо, пользуясь этими правилами. (Дети запечатывают письмо в конверт, подписывают.)
VI. Рефлексия
— Вам было интересно писать письмо Деду Морозу?
— Что показалось сложным?
VII. Подведение итогов урока
— Чему учились?
— Зачем сейчас этому учиться? (Предположения детей.)
Урок 75. Обобщающий урок
Цель: научить использовать полученные знания в нестандартных условиях.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять знания для решения нестандартных задач; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
(Урок проводится в форме викторины. Класс разделен на 4-5 групп. В каждой группе есть капитан, который дает ответ группы на вопрос. Зачитываются только ответы, названные капитаном.)
'Б | ь | А | |||
2Х | ь | А | |||
33 | ь | А | |||
4Р | ь | А | |||
5С | ь | А |
II. Проведение игры
1-Й конкурс
— Разгадайте кроссворд.
1. Небольшое помещение для мытья. (Банька.)
2. Способ передвижения. (Ходьба.)
3. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Зорька.)
4. Рисунок на кости, дереве. (Резьба.)
5. Доля, участь, случай, случайное стечение событий в жизни
человека. (Судьба.) (За каждое угаданное слово — 1 балл.)
2-й конкурс
— Восстановите слово, зачеркнув лишнее. Назовите, по какому признаку слово лишнее. РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД (Карандаш, ручка, кисточка, ведро. Лишнее слово — ведро.) ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ (Мяч, барабан, Оля, юла. Лишнее слово — Оля.)
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
(Клей, пластилин, краска, ветер. Лишнее слово — ветер.} (За каждое верно выполненное задание — I балл.)
3-й конкурс
— Восстановите пословицы по антонимам. Дело - потеха Свет — тьма
(За каждую пословицу — 2 балла.)
4-й конкурс
— Разгадайте ребусы.
— Что общего у разгаданных слов? (Это словарные слова.}
(Сапоги, ученик, пальто, рабочий, русский, береза.} (За каждый ребус — 2 балла.)
5-й конкурс
— Разгадайте шарады.
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените —
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем. (Ноль - соль — моль.)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно. (Нос — сон.)
Несет меня с трудом старик, Но если Ю прибавить, вмиг К нему придет на помощь тот, Кто без труда меня несет. (Ноша — юноша.} (За каждое угаданное слово — 1 балл.)
III. Рефлексия
— Какое задание было особенно интересным?
— Что показалось сложным?
IV. Подведение итогов урока
— Что нового узнали?
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ