Подходы к периодизации истории

Формационный (марксистский) подход

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

Первобытная община (первобытный коммунизм) – бесклассовое общество, основанное на присвоении или примитивном производстве, при котором все его члены находятся в одинаковом отношении к средствам производства, отсутствует частная собственность, общественная и политическая иерархия, и соответственно единым для всех является способ получения доли общественного продукта.

Древневосточный (азиатский) строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном ирригационном производстве азиатского типа, при котором землепользователи (свободные общинники) зависимы от государства, и характеризующееся централизованной натуральной экономикой, слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей, ранговым землевладением, обусловленным несением службы, и восточной деспотией.

Рабовладельческий строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем рабский труд, при котором непосредственные производители (рабы) являются частной или общественной собственностью владельцев производства (рабовладельцев), и характеризующееся рыночной экономикой и западной деспотией.

Феодализм – закрытое классовое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем крепостной труд, при котором землепользователи (крепостные) прикреплены к земле и зависимы от землевладельцев (феодалов), и характеризующееся натуральной экономикой, служебным вассально-ленным землевладением и существованием жёсткой иерархии политической власти, основанной на договорных правах и обязанностях.

Капитализм – открытое классовое общество, основанное на промышленном производстве, капитале, использующем наёмный труд, при котором наёмные работники (пролетариат) работают на средствах производства, принадлежащих частным владельцам (буржуазии (капиталистам)), и характеризующееся рыночной экономикой, стремлением к максимизации прибыли.

Социализм – открытое полуклассовое общество, основанное на промышленном производстве, использующем наёмный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, при котором отсутствует социальное угнетение и эксплуатация человека человеком, и характеризующееся диктатурой одного класса.

Посткапитализм – открытое стратификационное общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, капитале, использующем наёмный обслуживающий и интеллектуальный труд, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.

Развитой коммунизм – бесклассовое общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, использующем сознательный обслуживающий и интеллектуальный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.

Цивилизационный подход

Цивилизация – это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая и в логическом, и в историческом плане.

Цивилизация (от латинского «гражданский, государственный») – 1) синоним культуры; 2) высший уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) определённая система ценностей, выработанная и подкрепленная длительным историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития; 4) определённая стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.

Пространственно-временные уровни цивилизаций:

глобальная (всемирная) – всё человечество (или его наиболее развитая часть), достигшее уровня цивилизационного развития и проходящее определённые ступени, фазы жизненного цикла; глобализированная цивилизация;

локальные – составные части человечества, различающиеся по системе ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту, которые проходят через смену поколений и фаз жизненного цикла;

мировые – крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.

Доисторическая эпоха (праистория) – этап развития человечества до появления письменности. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд. лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека.

Протоистория – переходный этап между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемое общество ещё не создала своей письменности, однако уже попало в поле внимания других, имеющих письменность обществ, и, таким образом, оказывается засвидетельствованной в письменных источниках.

Однолинейный эволюционизм определяет наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем:

дикость (состоит из низшей, средней и высшей стадий) – праистория – господство охоты, рыболовства и собирательства, отсутствие частной собственности, существование всеобщего равенства;

варварствопротоистория – появление скотоводства и земледелия, возникновение частной собственности и общественной иерархии;

цивилизацииистория – возникновение письменности, городов, государственности, классового общества.

Универсальный эволюционизм заключается в обнаружении общемировых изменений в социокультурном развитии.

Многолинейный эволюционизм (неоэволюционизм) допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития.

Ойкумена – освоенная человечеством часть мира.

Спираль цивилизационного прогресса – единство пространственно-временной динамики цивилизаций, витки которой расширяются в пространстве и изменяются во времени.

Закономерность сжатия исторического времени – каждый очередной шаг в истории цивилизаций характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества.

Локальные цивилизации Виток развития мировых цивилизаций Поколение развития локальных цивилизаций Сверхцикл развития общемировой цивилизации
Древнеегипетская, шумерская, эламская, ассирийская, мидийская, урартская, хеттская, парфянская, древнееврейская, вавилонская, мероитская, крито-минойская, микенская, скифская, протоиндийская, протокитайская, протокорейская, протояпонская Первый (X-IV тыс. до н. э.) Неолитическая и ранне-классовая (X тыс. – VII вв. до н. э.) Первый (X тыс. до н. э. – V вв. н. э.)
Второй (XXX-VII вв. до н. э.)
Греко-римская, древнеперсидская, финикийская, древнеиндийская, древнекитайская, древнекорейская, древнеяпонская, древнеамериканская Третий (VI в. до н. э. – V вв. н. э.) Античная (VI в. до н. э. – V вв. н. э.)
Древнерусская, западноевропейская, византийская, тюркская, древнеарабская, индийская, китайская, корейская, японская, индокитайская, американская Четвёртый (VI-XIV вв.) Средневековая (VI-XIV вв.) Второй (VI- XX вв.)
Российская, западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, исламская, индийская, буддийская, японская Пятый (XV-XVII вв.) Ранне-промышленная и развитая промышленная (XV- XX вв.)
Шестой (XVIII-XX вв.)
Евразийская, западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, исламская, индийская, буддийская, японская, африканская, океаническая Седьмой (с XXI в.) Постпромышленная (информационная) (с XXI в.) Третий (с XXI в.)

Витки развития мировых цивилизаций:

первый – X-IV тыс. до н. э. – неолитическая мировая цивилизация – формирование генотипа цивилизации, постепенное вырисовывание контуров «пирамиды» цивилизаций;

второй – XXX-VII вв. до н. э. – ранне-классовая мировая цивилизация – возникновение классов, государства, права, частной собственности и рынка, создание системы мировых, локальных, глобальной цивилизаций; цивилизации охватывают ок. 15-20% ойкумены;

третий – VI в. до н. э. – V вв. н. э. – античная мировая цивилизация – возникновение первых мировых империй; цивилизации охватывают ок. 35% ойкумены;

четвёртый – VI-XIV вв. – средневековая мировая цивилизация – процесс внешних захватов между цивилизациями, возобладание идеационального социокультурного строя, укрепление господства мировых религий в духовной и политической сферах; переход цивилизационного центра на Восток;

пятый – XV-XVII вв. – ранне-промышленная мировая цивилизация – формирование и развитие мануфактурного способа производства, начало развития промышленного капитала, зарождение мировой колониальной системы, проведение первых буржуазных революций и формирование буржуазной демократии, проведение I научно-технической революции; переход цивилизационного центра на Запад, уничтожение доколумбовой цивилизаций Америки;

шестой – XVIII-XX вв. – развитая промышленная мировая цивилизация – формирование и развитие фабричного способа производства, установление мировой колониальной системы, проведение вторых буржуазных, буржуазно-демократических и социалистических революций, утверждение либеральной или социал-демократии, проведение II научно-технической революции, проведение первых мировых войн; господство цивилизационного центра на Западе;

седьмой – с XXI в. – информационная мировая цивилизация – установление интегрализма – соединение либерального и марксистского подходов к истории на основе цивилизационного, начало III научно-технической революции, угроза мировых кризисов (демографического, экологического и глобалистического), радикальное преобразование глобальной цивилизации, формирование гуманистически-ноосферной цивилизации, зарождение гармоничного интегрального социокультурного строя.

Наши рекомендации