Ш. исчисление населения, освящение стен и

УСТРАНЕНИЕ НОВЫХ НАРУШЕНИЙ. 11 – 13. глл.

11, 1-2. Для того чтобы обеспечить защиту Иерусалима и иметь до­статочно народа для храмового богослужения, Неемия переселил каждо­го десятого жителя Иудеи в Иерусалим.

11, 3-20. Список глав народа, живущих в Иерусалиме, имеет сход­ство с аналогичным списком в 1 Пар. 9, 2-34.

11, 25-36. Список иудейских селений вне Иерусалима, начиная с юга, и далее на север.

12, 1 – 13, 3. Неоднородные повествования. В этом отделе приводят­ся священнические родословия рассматриваемого периода (12, 1-26); подробное описание ритуала освящения иерусалимских стен (12, 27-43) и идеализированная картина общественного богослужения во дни Зоровавеля и Неемии (12, 44 – 13, 3).

Описание освящения восстановленных стен Иерусалима показывает, что это было литургическое действие, в котором участвовало духовенство и миряне. В ритуал освящения стен входил обход стен двумя сонмами, возглавляемыми Неемией и Ездрой, каждый из которых двигался в противоположном направлении.

13, 4-31. Вторая миссия Неемии. Устранение новых нарушений. Пос­ле 12-летней деятельности в Иерусалиме Неемия возвратился к персид­скому двору (432 г.). Время его вторичного прибытия в Иерусалим установить трудно, но несомненно это было до смерти Артаксеркса I в 423 г. до Р. Х. Когда он увидел, что его враги укрепились в его отсутствие и вновь появились искорененные злоупотребления, он при­шел в негодование и предпринял решительные меры к их искоренению.

13, 10-14. Восстановление десятин. В отсутствие Неемии многие иудеи перестали вносить десятины левитам, и они разошлись из храма в поисках заработка. Неемия добился восстановления обеспечения ле­витов десятинами и назначил специального казначея по их сбору.

13, 15-22. Восстановление субботы как дня покоя. Неемия повелел запирать городские ворота с вечера пятницы до утра после субботы. Торговцев, ночевавших в субботу за стеной города, он предупредил, что «наложит на них руку».

13, 23-30. Меры против смешанных браков. Когда Неемия увидел, что в его отсутствие возобновились смешанные браки и что дети от таких браков говорят по-азотски, то есть на языке матери, и не умеют говорить по-еврейски, он пришел в такое негодование, что не удержался от насилия. Затем он взял у виновных клятву, что они и их дети не будут вступать в брачный союз с иноплеменниками. Внука первосвященника Елиашива, женившегося на дочери Санаваллата, он изгнал из города.

С независимым от книги Неемии свидетельством о злоупотреблени­ях, которые искоренял Неемия, можно ознакомиться из книги проро­ка Малахии (1, 6-16 и 3, 6-12). Речи этого пророка отражают время между завершением второго храма и деятельностью Ездры и Неемии.

КНИГА ЕСФИРЬ.

Название и основная мысль.

В еврейской Библии эта книга называется Естер, в греческой – Εσθηρ,в славянском и русском переводах - Есфирь. Книга повествует о спасении народа Завета через вениамитянку Есфирь при персидском владычестве, а также объясняет установление праздника Пурим, символа героического противостояния гонениям от язычников. В книге Есфирь имеет два имени: а/ Есфирь (Естер, персидское stara – звезда), употребляемое после того, как она получила офи­циальное звание персидской царицы, и б/ Галасса (с евр. "мирта"), которое являлось ее первоначальным именем (2, 7).

Состав и содержание книги.

По содержанию книга разделяется на три части: глл.1 – 2: возвы­шение Есфири; глл. 3 – 7: замысел Амана против Мардохея и егокруше­ние; глл. 8 – 10: возвышение Мардохея и спасение обреченных на истре­бление.

Глл. 1 – 2. Возвышение Есфири.

Персидский царь Агасверош (в греч. переводе Артаксеркс) в третий год правления устроил в своей столице Сузах великий пир для вельможей и военачальников 127 провинций империи, продолжавшийся полгода. Во время пира ему пришла мысль показать гостям свою пре­красную царицу Астинь, которая веселилась отдельно с женщинами; но Астинь отказалась исполнить желание царя и, по совету мудрецов, за это была лишена звания царицы (гл. 1). "Когда утих гнев царя" (2, 1), он повелел собрать в Сузы всех красивейших девиц, и из них избрал себе в жены Есфирь, приемную дочь Мардохея, вениамитянку по происхождению (2, 5-7), которая стала царицей в седьмой год его правления (2, 16), то есть через 3-4 года после отвержения Астини. Вскоре Мардохей раскрыл заговор на жизнь царя и об этом была сделана запись в летописи, но тогда он почему-то не был награжден (гл. 2).

Глл. 3 – 7. Замысел Амана и его крушение.

В это время при дворе Агасвероша возвысился вугеянин Аман, при встрече с которым все падали ниц. Но Мардохей, как родственник царицы и чтитель Иеговы, не оказывал ему такой чести. Жестокий визирь Аман, считая это оскорблением своей чести, решает отомстить за это Мардохею и всему его народу. В 12-й год правления Агасвероша он бросает жребий и обращается к царю с петицией наказать "один народ", законы которого "отличны от законов всех народов, и (пото­му) законов царя они не выполняют" (3, 8). С целью подкрепления сво­ей просьбы Аман обещал внести в царскую казну десять тысяч талан­тов серебра. Таким обманным путем он исходатайствовал письменный указ царя об истреблении всех евреев персидской империи и разграб­лении их имущества в 13-й день адара, как указал Аману жребий (гл. 3).

Мардохей, когда узнал об этом, оделся во вретище, посыпал пеплом голову и направился во дворец царицы известить Есфирь о гро­зившей опасности и просить ее использовать все возможности для спа­сения соотечественников. Для Есфири исполнение этой просьбы представляло большую опасность. Она уже 30 дней не приглашалась к царю, являться же к нему без приглашения было воспрещено под страхом смер­ти. Но Есфирь решается на все и придумывает план спасения. После трехдневного поста она является к грозному царю, благосклонно принимается им и приглашает его придти к ней на пир вместе с Аманом в этот же день. Во время пира она просит царя прийти к ней на пир и на следующий день в сопровождении Амана, обещая изложить ему свою просьбу. Между тем, Аман, раздраженный очередным непочтением Мардохея при возвращении с первого пира, устроил виселицу с намерени­ем испросить у царя на следующий день разрешение казнить ненавист­ного Мардохея. В ту же ночь случилось, что царь не мог заснуть после пира и приказал принести и читать ему летописи, в которых было записано о невознагражденной заслуге Мардохея. Утром царь призвал Амана и спросил его, что следует сделать для человека, которому царь желает оказать высокую честь. Аман полагал, что имеется ввиду он сам, и указал на самые высокие знаки почтения. Царь же повелел ему эти почести оказать Mapдохею (гл. 6).

Когда во время второго пира у Есфири царь снова спросил ее, что она от него просит, Есфирь отвечала: "Да будет дарована мне жизнь моя, по желании моему, и народ мой, по просьбе моей", и, указывая на Амана, объяснила его замысел. Агасверош, увидев себя обманутым, пришел в ярость и велел повесить Амана на той виселице, которая приготовлена была им для Мардохея (гл. 7).

Глл. 8 – 10. Возвышение Мардохея и торжество обреченных на истреб­ление.

Мардохей назначается на почетное место Амана. Поскольку персид­ские указы считались неотменяемыми, Мардохею и Есфири было предоста­влено право разослать во все области письма, скрепленные перстнем царя, чтобы предотвратить исполнение первого указа с разрешением самим отомстить своим врагам (гл. 8). 13 адара, когда враги все же сделали попытку выполнить замысел Амана, евреи персидской диаспо­ры успешно защитили себя, а следующий, 14-й день этого месяца, "они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия" (9, 17).

Наши рекомендации