Общий методологический блок.
Составитель О.В. Павленко
Зарубежные университетско-академические и экспертно-аналитические центры, исследующие Россию
1. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по лекционной части курса. Важно использовать тексты в учебном пособии «Зарубежное россиеведение». Учебное пособие. Под ред А.Б. Безбородова.М: РГГУ, 2013 (раздел 2 (глава 1; глава 4); раздел 3 (глава 1; глава 3; глава 4) ; раздел 4 (глава 1; глава 2); раздел 5 ( глава 1); раздел 6 ( глава 1); раздел 7 ( глава 2). В помощь студентам составлен электронный ридер «Исследования России за рубежом», котором все тексты пронумерованы для упрощения работы с ними на семинарских занятиях.
2. Аттестационная работа должна содержать анализ и систематизацию материалов по одному университетскому ( академическому) центру и одному экспертно-аналитическому центру. Список зарубежных центров с электронными адресами предлагается выбрать студентам на семинарских занятиях. Если студент решит выбрать еще один центр, то за качественно сделанный анализ он получает дополнительно 5 баллов. Алгоритм поиска Вам объяснят на лекциях и семинарских занятиях. Очень хорошо, если Вы сможете самостоятельно расширить поиск и привлечь дополнительные источники информации. Использованные базы данных с полными ( а не «глухими») интернет-ссылками должны быть приведены в работе – либо в конце общим списком, либо в виде сносок.
3. Нужно четко и аргументированно отвечать на поставленные вопросы в тематическом блоке. Ответы размещайте на следующей строке после вопроса. Максимальный объем ответа на вопрос примерно - 10 предложений. Можно делать к отдельным вопросам приложения с любыми эмпирическими данными , диаграммами, схемами, картами. Количество приложений не ограничено, но должно строго соответствовать поставленным вопросам.
4. В начале работы студент должен четко указать свою фамилию, курс, структурное подразделение, номер группы. Обязательно нужно указать названия центров, с которыми Вы работаете. Далее следует указать, какие источники были использованы при написании работы:
Сайты официальных структур, неправительственных организаций; в каком количестве, на каких языках; какие индексы и рейтинги использовались; какие экспертно-аналитические материалы привлекались. Важно, чтобы в начале работы была четко охарактеризована информационная база исследования.
После характеристики источников приступайте к ответам на вопросы.
Общий методологический блок.
1. Общая характеристика выбранного Вами центра (вид деятельности)
2. Структура (в какую организацию входит или самостоятельный; с кем взаимодействует; внутренняя структура данного центра; статус)
3. Персональные характеристики ( данные о руководителе; ведущие сотрудники; направление их интересов и специализация)
4. Характер и направления деятельности: научные исследования (каких эпох, каких сфер знания); мониторинг и аналитические обзоры (на что обращается особое внимание); консалтинговые услуги; обзорные статьи ( тематическое содержание); интервью; работа с международными рейтингами и индексами; другие виды деятельности
5. Подходы к России ( история; бизнес; социальные вопросы; мультинациональные проблемы; энергетическая дипломатия; внутренняя политика; кремленология; армия и проблемы безопасности; культура; историческая память; внешняя политика). При характеристике важно обратить внимание на следующие пункты:
- источники информации о России;
-существует ли оценочная шкала внутренней и внешней политики России;
-отношение к советскому опыту и СССР;
-прогностические модели;
-основные концепты в текстах;
-Ваша оценка интеллектуального контента о России
6. Взаимодействие с Россией:
- с какими организациями данный центр сотрудничает в России;
-какие совместные проекты реализует с российскими организациями;
-насколько известен и авторитет данный центр является в среде зарубежного россиеведения ( согласно Вашим собранным материалам)
7. Ваша обобщающая оценка эффективности интеллектуальной деятельности данного центра и его исследований России.
Общая оценка по курсу « Современная внешняя политика РФ» будет складываться из следующих составляющих:
Количество баллов | Вид выполненной работы | Примечания | ||
Оценка, полученная за дифференцированный зачет в прошлом полугодии | Оказывает решающее действие при колебании оценки | |||
20 баллов | Работа на семинарских занятиях | Оценивается преподавателями, ведущими семинарские занятия. Итоговый бал за семинары выставляется преподавателем на последнем семинарском занятии | ||
60 баллов максимально, за каждый дополнительный центр при качественном анализе добавляется 5 баллов | Аттестационная работа « Зарубежные университетские и экспертно-аналитические центры, исследующие Россию» | Если работа выполнена на высоком уровне, высокий бал на семинарах и отличная оценка в прошлом семестре – может быть освобождение от итоговой аттестации. Последний срок пересылки в электронном виде работы – 10 января.Если нет уважительной причины ( справки), каждый день после Deadline – снижение на 5 баллов от реальной оценки | ||
20 баллов | Итоговая устная или | письменная | аттестация | Вопросы к итоговой аттестации будут разосланы студентам 15 декабря 2012 г. Итоговая аттестация запланирована на 15 января 2013 г. Тогда будут подведены итоги по всему курсу. |
Этот курс и все виды интеллектуальной работы, которые студенты должны будут проводить в ходе поиска, систематизации, обработки и анализа соответствующей информации выполняются в рамках одного из общих проектов стратегического развития РГГУ. Одним из ведущих направлений подготовки специалистов в области международных отношений в РГГУ должно стать зарубежное россиеведение. Важно, чтобы наши студенты могли свободно ориентироваться в среде зарубежные университетских, академических, экспертно-аналитических центров, были знакомы с методикой их работы и подходами к внутренней и внешней политике России; могли критически использовать их разработки, оценки, прогнозы, рекомендации; проводить комплексный анализ деятельности международных структур. Главное – понимали, как Россию оценивают, рассматривают и анализируют в международном сообществе в текущий момент и долгосрочной перспективе.