В результате изучения учебной дисциплины студент должен

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории

Рабочая программа учебной дисциплины

«МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ»

Направление подготовки: 6.020302 «История»  
Профиль подготовки: 6.020302«История»  
  Образовательно-квалификационный уровень выпускника: бакалавр истории  
  Форма обучения: очная, заочная

Донецк 2016

УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета

Черкашин К.В.

“ ” сентября 2016 г.

Программа учебной дисциплины«Междисциплинарные подходы в современной истории» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 6.020302 «История»

и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. № 750».

Разработчик: Колесник А.В., к.и.н., доцент

кафедры историографии, источниковедения,

археологии и методики преподавания истории в школе

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры 08.09.2015

Протокол № 1 от " 08 " 09. 2016 г.

Зав. кафедрой Ю.Н. Красноносов

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией исторического факультета

Протокол № 2 от “ 19 ” 09 2016 г.

Председатель учебно-методической

комиссии факультета ________________________________О.Г. Мясников

1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе:

2. Нормативные ссылки(при необходимости)

3. СТРУКУРА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

Характеристика учебной дисциплины очная форма обучения на базе заочная форма обучения на базе
ОСО СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Уровень высшего профессионального образования  
Образовательно-квалификационный уровень  
Направление подготовки История
Профиль История
Количество содержательных модулей (тем)
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1 Базовая
Формы контроля Экзамен
   
Показатели очная форма обучения на базе *заочная форма обучения на базе
ОСО *СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Количество зачетных единиц (кредитов)          
Количество часов          
Год подготовки        
Семестр        
Количество часов          
- лекционных        
- практических, семинарских        
- лабораторных -        
- самостоятельной работы          
в т.ч. индивидуальное задание          
Недельное количество часов, т.ч.          
аудиторных        

ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация. Науки гуманитарного цикла имеют универсальный объект исследования – человека и общество. Комплексный характер этого объекта обусловливает широкое развитие междисциплинарных подходов. Человек является субъектом и объектом истории, поэтому понятен интерес истории к процессу становления человека и его социальной сути. Отдельная система междисциплинарных подходов связывает историю и науки об обществе. Учебный курс ориентирован на расширение кругозора студентов за счет установления связей истории с родственными дисциплинами и краткой аннотацией этих дисциплин. Дисциплина «Междисциплинарные подходы в современной истории» ориентирована на формирование углубленного представления магистрантов о междисциплинарных связях исторической науки, использовании в ней данных, результатов и методов других наук. Преподавание дисциплины нацелено на получение магистрантами знаний и навыков, необходимых для профессиональных историков с магистерской подготовкой. Задачами курса является изучение междисциплинарных подходов в исторических исследованиях во всем их объеме – пересечения исследовательского поля исторической науки с другими социальными и гуманитарными науками, математикой, естественными науками природоведческого цикла.
Курс предназначен для студентов направления подготовки «история», квалификация «магистр» исторического факультета ДонНУ. Курс рассчитан на 56 часов аудиторных занятий, поровну на лекции (28 часов) и практические занятия (28 часов); форма контроля – экзамен.

Цель дисциплины:

– раскрыть разнообразие подходов к изучению и осмыслению прошлого в современном социально-гуманитарном знании и место исторической науке в системе наук об обществе и человеке;

- расширить диапазон знаний обучающихся в области методологии и технологии междисциплинарных подходов;

- освоить познавательные возможности метода междисциплинарных связей истории;

- расширить исторический кругозор молодых историков.

Задачи дисциплины:

- формирование у магистрантов представления о принципах междисциплинарности при изучении истории человечества и понимания связей исторической науки со всеми науками о человеке и обществе;

- рассмотрение междисциплинарных связей исторической науки с социологией, политологией, правоведением, филологией, психологией, географией и другими науками;

- выработка у магистрантов аналитических навыков, приемов междисциплинарного анализа;

- ознакомление обучающихся с основными достижениями исторических исследований на базе междисциплинарного подхода;

- ознакомление с терминологией метода междисциплинарных подходов в истории.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

а) общекультурных (ОК): (указываются ОК и их коды);

б) общепрофессиональных (ОПК): (указываются ОПК и их коды)

в) профессиональных (ПК): (соотнесенных с видами деятельности и их коды);

научно-исследовательская деятельность:

педагогическая деятельность:

Иметь представление

- о междисциплинарных подходах и связанных с ними особенностях процесса научного исторического познания;

- о связях исторической науки;

- об изучении истории в русле синергетики.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:– основные понятия, используемые в междисциплинарных связях исторической науки;

– главные направления современных междисциплинарных исследований применительно

к исторической науке;

– авторов крупных научных исследований на базе междисциплинарных подходов и их вклад в мировую историческую науку.

Уметь:пользоваться междисциплинарными методами исторического исследования, оперировать терминологией, категориальным аппаратом, применяемым в новейших трудах междисциплинарного характера, понимать и обобщать современную научную литературу, написанную с применением различных междисциплинарных подходов.

Владеть: – навыками самостоятельного осмысления изученного материала и собственной оценки новейших исторических научных сочинений, написанных в русле междисциплинарнных исследовательских технологий;

–навыками самостоятельного нахождения новых публикаций по междисциплинарным связям исторической науки;

– навыками профессиональной устной речи по вопросам междисциплинарных подходов в исторической науке, аргументированного и логичного изложения собственных оценок концепций и исследований.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Порядковый номер и тема Краткое содержание темы  
 
  Содержательный модуль 1  
Тема 1. Комплексный характер объекта истории. Междисциплинарные подходы Объект и предмет истории. Системный подход в истории. Структура объекта истории. Развитие объекта истории. История исторической науки. Основы хронологии. Развитие концепции времени. Проблемы периодизации в истории. История формаций. История цивилизаций. Проблема объективности исторических реконструкций.    
Тема 2. Человек – субъект истории. История и науки о человеке и эволюции его культуры. Междисциплинарные подходы Классическая антропология. Историческая антропология. Палеоневрология. Учение об антропосоциогенезе. Учение о социальном и биологическом в человеке. Этногенез. Расоведение. Археология. Этнология. Этноархеология. Проблема общей терминологии.  
Тема 3. Общество – комплексный объект гуманитарных наук. История и социология. История и политология. Междисциплинарные подходы Приматология. История первобытного общества. Социология. Социальная психология. Политическая антропология.    
  Содержательный модуль 2  
Тема 4. История и науки о познании человека и общества. Междисциплинарные подходы Философия. Гносеология. Сознание как форма отражения. Дологическая форма сознания. Логическая форма сознания. Диалектика как форма сознания. Философские поблемы истории. Культурология.    
Тема 5. История и науки о человеке и окружающей природной среде. Междисциплинарные подходы Общая экология. Демография. Историческая демография. Учение о расселении человека по планете Земля. Палеогеография четвертичного периода. История флоры и фауны четвертичного периода. Историческая география.    
Тема 6. История и языкознание. Междисциплинарные подходы Семантика. Структурно-семиотический анализ. Сравнительное языкознание. Философские проблемы семиотики.    
Тема 7. Количественные методы в исторических исследованиях. Междисциплинарные подходы    

Тематический план(заполняется согласно учебному плану)

  Содержательный модуль 1
Названия содержательных модулей и тем Количество часов
Очная форма Заочная форма
на базе общего среднего образования на базе среднего профессионального образования на базе высшего профессионального образования
Всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч.
Лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 1. Комплексный характер объекта истории. Междисциплинарные подходы                                        
Тема 2. Человек – субъект истории. История и науки о человеке и эволюции его культуры. Междисциплинарные подходы (6+6).                                        
Тема 3. Общество – комплексный объект гуманитарных наук. История и социология. История и политология. Междисциплинарные подходы                                        
Итого по содержательному модулю 1                                        
Содержательный модуль 2
Названия содержательных модулей и тем Количество часов
Очная форма Заочная форма
на базе общего среднего образования на базе среднего профессионального образования на базе высшего профессионального образования
Всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч. всего в т.ч.
Лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические самостоятельная работа индивидуальная работа
Тема 4. История и науки о познании человека и общества. Междисциплинарные подходы                                        
Тема 5. История и науки о человеке и окружающей природной среде. Междисциплинарные подходы                                        
Тема 6. История и языкознание. Междисциплинарные подходы                                        
Тема 7. Количественные методы в исторических исследованиях. Междисциплинарные подходы                                        
Итого по содержательному модулю 2                                        
Всего часов по модулю                                        

(п.п. 6 – 10являются необязательной формой и носят рекомендательный характер)

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации