Родитель и ребенок: первое понимание социальной среды
Быть родителем – иногда это очень изнурительно, особенно если у вас ребенок с особыми потребностями. Это требует особого рода терпения, чтобы и поддерживать его, и, одновременно, поощрять его независимость. Родители учатся, когда нужно делать что-то за ребенка, чего он сделать сам не может, и когда нужно позволить ему найти свой путь решения стоящей перед ним задачи. Найти такого рода баланс, означает признать то, что возможности ребенка постоянно меняются, и что его потенциал часто гораздо больше, чем может показаться в любой момент.
Открытия Фельденкрайза о нервной системе человека не ограничены внутренней работой с телом. Он ясно осознавал то, как мы развиваемся и взаимодействуем в социальной среде. В своей книге The Potent Self («Зрелое Я») Фельденкрайз писал:
Начиная с самых ранних стадий нашего развития, мы можем выделить 2 вида действий: (1) те, где мы предоставлены сами себе, когда мы выбираем свой собственный путь, учимся реализовывать потребности нашего тела, и (2) те, когда взрослый отвечает за нас, он эмоционально вовлечен в это и поощряет нас делать что-то или отговаривает от каких-либо действий, исходя из своих лучших побуждений. Нет четкого разделения этих действий: бывает, что действия, в которых мы были предоставлены сами себе, внезапно начинают контролироваться взрослыми, и, наоборот, действия, которые строго контролировались, неожиданно оказываются предоставлены самим себе. Из этого процесса мы выходим на (1) ряд паттернов индивидуального поведения, с которыми связан сравнительно низкий эмоциональный тон, и на (2) другие паттерны, которые всегда сопровождаются высоким эмоциональным напряжением.
Филд напомнила нам, что взрослые, находящиеся в окружении ребенка, играют решающую роль в формировании понимания ребенком того, кто он есть и кем не является, даже еще до того момента, как он начнет говорить. «То, как они обращаются с ребенком, напоминает ему о том, что они он нем думают. «Задержка в развитии» просто означает то, что некоторым детям нужно больше времени, чтобы создать то, что им необходимо для перехода к следующему этапу. Именно поэтому мы не помогаем им, когда пытаемся заставить их «наверстать» упущенное. Мы принесем больше пользы, давая им время и помощь, которые нужны таким детям, для поиска необходимых возможностей, чтобы они могли развиваться в своих собственных условиях». Я вынес из этих выходных то, что мне много над чем нужно подумать – и как практику, проходящему тренинг по методу Фельденкрайза, и как отцу чрезвычайно непоседливой шестилетней дочери, которую зовут Мария Каролина. Слава богу, у Марии великолепное здоровье, но как любой маленький ребенок, она часто ощущает боли в животе или другие боли, для лечения которых нужен лейкопластырь или простой поцелуй. Моя дочь также знает, что папа делает забавную вещь, которая называется «Фельденкрайз», которая может улучшить твое самочувствие, поэтому иногда, когда что-то болит, она просит меня провести ей «урок».
До этих выходных с Шерил, я просто играл с Марией на моем Фельденкрайзовском столе, когда выдавалась возможность, но никогда не делал никакой серьезной работы. Как выяснилось, однажды вечером, когда я вернулся с тренинга, Мария сказала, что ее нога болит, и, казалось, что она действительно огорчена этим.
Когда я осмотрел ее, я заметил, что ее лодыжка разогнута, и она удерживает ногу в таком положении, вытягивая пальцы, а когда я мягко пытался согнуть ее лодыжку, не давала мне это сделать. Вместо того, чтобы достать мой стол, я просто сел рядом с ней на диван, и пока она смотрела мультики, исследовал ее позвоночник, пытаясь найти предпочитаемое положение в одну из сторон. Когда я нашел его, я начал поддерживать его различными способами, воздействуя руками на спину и таз.
Перед сном она читала историю для меня, а в это время я играл с ее стопами. Она по-прежнему переживала, не замечая того, что подергивает пальцами, но постепенно начала успокаиваться. Всякий раз, когда она начинала ерзать слишком сильно (извиваться или скручивать тело из стороны в сторону, так бывает в результате нервозности или дискомфорта – прим. пер.), я возвращался к тому, что помещал руки на ее позвоночник или таз, поддерживая ее предпочитаемое положение, этот изгиб в одну сторону, «выполняя работу за нее» – как мы бы сказали на тренинге. После двадцати минут подобной работы Мария зевнула и заявила, что собирается спать, кажется, забыв о своей ноге. Я поцеловал ее на сон грядущий, а на следующий день поблагодарил Шерил Филд за предоставленную мне возможность.