Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины «История металлургии» является формирование у студентов целостного представления об историческом развитии металлургических процессов, формирование основ профессиональных знаний и устойчивого интереса к сфере научной и инженерной деятельности.
Задачи изложения и изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– этапы исторического развития основных металлургических процессов, историю развития инженерной деятельности и технологии обработки металлов давлением;
Уметь:
– анализировать закономерности и прогнозировать дальнейшие пути развития металлургических процессов;
Владеть:
– навыками самостоятельного изучения и поиска литературы по проблематике истории металлургии.
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, полученные при изучении следующих курсов: «История», «Физика», «Химия», «Физическая химия».
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции – 4 часа)
ТЕМА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК СМЕНА ЭПОХ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ – 2 ЧАСА.
Роль металла в жизни человечества. Этапы развития металлургии. Развитие металлургии в древности: получение меди, добыча и поиск медных руд, подготовка руд к плавке, топливо, плавка; получение бронзы; получение железа и изделий из него, железные руды, плавка железа. Развитие металлургии в середине века: домна тех времен, одностадийный и двухстадийный процессы получения чугуна; кокс, история открытия, совершенствование коксовых печей. Мартеновский процесс. Зарождение и развитие конверторного процесса: бессемеровский и томасовский способы. Электроплавка, индукционные печи.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ – 2 ЧАСА.
Ковка как один из самых древних процессов обработки металлов давлением. Изобретение процессов волочения и прокатки. Метизное производство, как четвертый передел металлургии, его развитие роль в техническом процессе, перспективы на будущее. Современная металлургия.
Содержание практического раздела дисциплины (4 часа)
ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ УСТРОЙСТВ И МАШИН ДЛЯ ПЛАВКИ МЕТАЛЛА –
2 ЧАСА.
Развитие литейного производства. Непрерывная разливка стали. Современная металлургия. Литейно-прокатные агрегаты. Перспективы развития металлургии.
ТЕМА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ НАУК О МЕТАЛЛУРГИИ. ИНЖЕНЕРНЫЙ БАЗИС ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ – 2 ЧАСА.
Появление и развитие металловедения, механики сплошной среды, теории упругости и пластичности. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие наук о металлургии.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов (82 часа)
Самостоятельная работа студентов предусматривает:
– проработку лекционного материала, изучение и конспектирование дополнительного материала по каждой теме лекционных занятий – 48 часов;
– написание реферата – 20 часов;
– подготовку к зачету: изучение учебной литературы, конспектов лекций –
14 часов.
Перечень тем рефератов и вопросов для подготовки к зачету представлен в приложении В – «Контрольно-измерительные материалы», также в процессе самостоятельной работы необходимо руководствоваться методическими указаниями, представленными в п.3.3 «Методические указания» настоящей рабочей программы.
Для планомерной самостоятельной работы студентам необходимо руководствоваться планом-графиком самостоятельной работы, представленным в п.4 «Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины» настоящей рабочей программы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература
1. Милюков С.В., Чернов В.П. История металлургии [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2010. – 158 с. – Режим доступа: http://old.magtu.ru/marcweb2/Found.asp
2. Рециклинг. Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов в черной металлургии [Электронный ресурс]: монография - М.: «МИСИС» , 2011. – 428 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/2075 – Заглавие с экрана. – ISBN 978-5-87623-366-0.
Дополнительная литература
1. Карабасов Ю.С. Сталь на рубеже столетий [Электронный ресурс]: учебное пособие - М.: «МИСИС», 2001. – 664 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/1825/ – Заглавие с экрана.
2. Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. М.: МИСиС, 2005. – 423 с.
3. Алексеев В.В. Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 2008. – 904 с.
4. Ламан Н.К. Развитие техники обработки металлов давлением с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1989. – 236 с.
5. Медовар Б.И. Металлургия: вчера, сегодня, завтра. К.: Наукова думка, 1990. – 192 с.
6. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии РФ. М.: Палеотип, 2002. – 192 с.
7. Пешкин И.С. Покорение железа: повесть о пятитысячелетней истории развития металлургии железа и о металлургии наших дней. - М.: Металлургия, 1964. - 207 с.
8. Гуревич Ю.Г. Металлурги изобретают [Электронный ресурс]. М.: Металлургия, 1990. – 104 c. – Режим доступа: http://eknigi.org/nauchno_populjarnoe/70019-metallurgi-izobretayut.html
9. Флик А., Штойбер К. Тенденции в непрерывной разливке стали: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Черные металлы. №5. 2012. С. 37-46.
10. Гуревич, Ю. Г. Булат в прошлом, настоящем и будущем [Текст] // Металлург. - 1996. - № 4. - С. 43 - 44.
Методические указания
1. Ручинская Н.А., Лотфрахманова М.М. Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплинам «Введение в металлургию», «Введение в специальность» для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей 150106 и 200503. Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова, 2009.
Интернет-ресурсы
Сайт международного института чугуна и стали http://www.steeluniversity.org/
Металлургический интернет-портал http://www.metalspace.ru/
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Лекционные занятия проводятся с использованием презентационного оборудования (проектор, экран, ноутбук).
Для проведения практических занятий в качестве демонстрационного материала используется презентационный материал лекций, дополнительного оборудования и программного обеспечения по данной дисциплине не требуется.
Для выполнения самостоятельных заданий, написания реферата студентам необходим персональный компьютер со стандартным пакетом Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).
ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
План-график самостоятельной работы студентов на 2 семестр
N/N | Вид самостоятельной работы и контроля | График самостоятельной работы | Кол-во часов | ||||||||||||||||
февраль | март | апрель | май | июнь | |||||||||||||||
23 фев-1мар | 2-8 марта | 9-15марта | 16-22 марта | 23-29 марта | 30 мар-5 апреля | 6-12 апреля | 13-19 апреля | 20-26 апреля | 27 апр-3 мая | 4-10 мая | 11-17 мая | 18-24 мая | 25-31 мая | 1-7 июня | 8-14 июня | ||||
Проработка лекционного материала, изучение и конспектирование дополнительного материала по каждой теме лекционных занятий | № темы | ||||||||||||||||||
часы | |||||||||||||||||||
Написание реферата Форма контроля: устный опрос | часы | ||||||||||||||||||
Изучение учебной литературы, конспектов лекций, подготовка к зачету Форма контроля: устный опрос | часы | ||||||||||||||||||
Итого за неделю | часы | ||||||||||||||||||
Всего за текущую и предыдущие недели | часы |