Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Направление подготовки

История

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр истории

Форма обучения

Заочная

Иваново 2012

Цели освоения дисциплины

Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 031900 «История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой видам деятельности. Конкретно подготовка заключается в следующем:

- педагогическая – в освоении практических основ педагогической деятельности в преподавании новой и новейшей истории зарубежных стран;

- научно-исследовательская – в закреплении навыков работы в библиотеках с научной литературой, в поиске и обработке собранных данных, в подготовке рефератов и презентаций;

- экспертно-аналитическая – в подготовке и обработке информации не только для обеспечения учебного процесса, но и его качественного повышения;

- организационно-управленческая – в закреплении навыков работы с базами данных и информационными системами.

«Новая история» – это курс, который предполагает изучение цивилизационных процессов в новое время. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных направлениях социально-экономического, политического и культурного развития европейских народов в обозначенные периоды, об особенностях формирования европейской цивилизации. Особое внимание будет уделено процессу модернизации в новое время в странах Западной Европы и США. Освоение материала поможет студентам понять закономерности мирового цивилизационного процесса.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Курс является составной частью профессионального цикла, базовой (общепрофессиональной) части (Б. 1). Осваивается в 5 - 6 семестрах. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают базовые понятия, связанные с цивилизационным развитием стран Европы и Америки, развивают способности к обобщению, анализу, восприятию информации.

Курс связан с другими дисциплинами

из гуманитарного, социального и экономического цикла

из базовой части – с «Философией», экономикой,

из вариативной части – с «Политологией»,

из профессионального цикла

из базовой (общепрофессиональной) части – с «Историей России (до ХХ века)», «Историей Средних веков», «Источниковедением»,

В рамках этих курсов студенты овладевают исследовательско-аналитическим видом деятельности, познают законы логики. У них формируется стремление к саморазвитию, навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Для успешного освоения курса студент должен:

- самостоятельно работать с научной литературой;

- аргументировано отвечать на вопросы преподавателя;

- делать выводы по обсуждаемым проблемам;

- анализировать получаемую информацию, выделяя главную мысль.

Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «новой истории» должны применяться при изучении последующих дисциплин – «Историей Европы и Америки новейшего времени» и «Историей южных и западных славян».

3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Новая история:

Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и внутривузовских профессионально-дисциплинарных компетенций.

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

-способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

– способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

– умеет применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11);

– способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

– способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

В результате обучения студент должен:

Знать:

· социально-экономические и политические понятия, основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов;

· закономерности и движущие силы исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· основные события всеобщей истории, их последовательность, взаимосвязь, причины, ход и значение важнейших событий всемирной истории, основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы и Америки;

· общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки, их культуры;

· своеобразие социально-экономического и политического развития, культуры стран Европы и Америки, имена и факты биографии значимых исторических деятелей, научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры отдельных стран в конкретные исторические периоды.

Уметь:

· воспринимать информацию, анализировать и обобщать полученные знания;

· выделять главное в изучаемом материале;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

· работать с информацией, содержащейся в учебной, научной литературе, источниках по истории нового времени;

· выявлять социально-значимые проблемы и процессы, их причины и социальные корни, применять технологии анализа социально значимых проблем;

· обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними;

· объяснять логику исторического развития отдельных стран и регионов;

· выявлять и учитывать региональные особенности политической, социально-экономической истории и культуры стран Европы и Америки в новое время;

· грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической и социальной истории и культуры отдельных стран.

Владеть:

· навыками анализа социально значимых проблем, экономических и политических процессов;

· навыками обработки неструктурированной и структурированной информации;

· навыками обобщения полученных знаний, критического осмысления исторических событий;

· навыками установления причинно-следственных отношений в истории;

· навыками выявления закономерностей исторического развития.

Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 193 часов.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 26 часов.

Контрольные работы – 6 часов

Самостоятельная работа – 158

Консультации – 1 час

Экзамен – 4 часа.

  № п/ п       Раздел дисциплины   Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самост. Работу студентов и трудоемкость в часах.     Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттеста- ции  
Всего     Лекции   Лекции     Контр.раб коллоквинары коллквиумы л   Семин     Самост. раб     С  
  Новая история стран Европы и Америки. Первый период  
  Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории. Понятие «новая история». Концепции «новой истории». Проблема периодизации «новой истории». Историческое содержание «нового времени».   Контроль посещаемости
  Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг. Тема 1. Англия накануне революции. Особенности экономического развития, социальной структуры и политического развития Англии в начале XVII в. Пуританизм. Особенности английского абсолютизма. Политика Якова I и Карла I Стюартов и обострение общественных противоречий к 40-м гг. XVII в. Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг. Мирный этап развития революции. Первая гражданская война (1642—1646). Обострение политической ситуации в 1646—1647 гг. Вторая гражданская война 1648 г. Тема 3. Индепенентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.). Внутренняя и внешняя политика Индепендентской республики. Режим протектората и его отмена. Итоги развития Англии в период Индепендентской республики и протектората. Политические учения. Тема 3. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г. Вторая республика и Реставрация Стюартов. Англия в первые годы Реставрации. Особенности политической борьбы в 70-е — 80-е гг. XVII в. «Славная революция» 1688 г.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 3. Англия в XVIII в. Становление английского парламентаризма. Начало промышленного переворота.     Контроль посещаемости.
  Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв. Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Географическое положение. Государственная раздробленность. Особенности социально-экономического развития (Север, Центр, Юг). Просвещенный абсолютизм. Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв. Государство австрийских Габсбургов с 1648 по 1740 г. «Просвещенный абсолютизм» Марии-Терезии и Иосифа II .Венгрия в составе монархии Габсбургов. Тема 3. Германские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Международное положение «Германии» после Вестфальского мира 1648 г. Социально-экономическое развитие германских государств. Политическая раздробленность. Немецкое Просвещение. Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв. Курфюршество Бранденбург и герцогство Пруссия в 1415—1713 гг. Создание Прусского королевства. Правление Фридриха I и Фридриха-Вильгельма I. «Просвещенный абсолютизм» Фридриха II. Внешняя политика Фридриха II. 2, 3       Самостоятельное изучение.  
Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США: Тема 1. Североамериканские колонии Англии до 1775 г. Появление первых 13-ти английских колоний в Северной Америке. Система власти и социально-экономическое развитие колоний. Американское Просвещение. Рост противоречий с метрополией в 60-е — 70-е гг. XVIII в. Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Начало войны за независимость. Второй континентальный конгресс. Основные районы и этапы Войны за независимость. Международное положение США. Тема 3. Конституция США 1787 г. История создания. Основное содержание (принцип разделения властей). История принятия.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.: Тема 1. «Век Людовика XIV». Социально-политический кризис во Франции в 1648—1653 гг. Французский абсолютизм при Людовике XIV (институты государственной власти; экономическое развитие). Идейное противоборство в годы правления Людовика XIV. Положение населения Франции в 1643—1715 гг. и наиболее значимые выступления протеста. Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: кризис социально-экономической и политической системы. Сельское хозяйство и промышленность. Политический строй. Особенности социальной структуры французского общества. Французское Просвещение. Складывание антиправительственного блока сил. Генеральные штаты, Национальное и Учредительное собрания.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг. Европа по условиям Вестфальского и Пиренейского мирных договоров. Борьба Франции за гегемонию в Европе и ее результаты. Перегруппировка сил на международной арене в первой четверти XVIII в. Перегруппировка сил в Европе в середине XVIII в. Колониальные владения Испании, Португалии, Голландии, Франции и Англии в XVII—XVIII вв. Итоги развития международных отношений в 1648—1789 гг.         Самостоятельное изучение
  Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.: Первый этап Французской революции XVIII в. Второй этап Французской революции XVIII в. Третий этап Французской революции XVIII в. Четвертый этап Французской революции XVIII в. Тема 2. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в. Французская деревня накануне революции. Аграрная политика фельянов. Отношение жирондистов к аграрному вопросу. Решение аграрного вопроса якобинцами. Отношение «бешеных» к аграрному вопросу. Итоги решения аграрного вопроса. Тема 3. Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в. Проблема периодизации Великой французской революции в зарубежной и отечественной историографии. Отечественная историография Великой французской революции: этапы, дискуссии, достижения и недочеты. Основные направления зарубежной историографии Французской революции конца XVIII в.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 9. Франция в годы Консульства и Первой империи. Первые преобразования Наполеона Бонапарта. Бонапартизм и его социальная база. Этапы правления: 1799—1805/06 и 1806—1814/15. Закат империи Наполеона.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 10. Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.). Влияние Великой французской революции на страны Европы в 1789—1792 гг. Революционные и наполеоновские войны Франции. Англия, Австрия, германские и итальянские государства в 1792—1815 гг.         Самостоятельное изучение
  Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»: Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада.         Самостоятельное изучение
  Раздел 12. Европа в 1815—1847 гг.: Франция в годы Реставрации. Франция в годы Июльской монархии. Германские государства в 1815—1847 гг. Итальянские государства в 1815—1847 гг. Австрийская империя в 1815—1847 гг. Англия в 1815—1850 гг.       Контроль посещаемости.  
  Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг. Революция 1848—1849 гг. во Франции. Революция 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Революция 1848—1849 гг. в итальянских государствах. Революция 1848—1849 гг. в германских государствах.         Самостоятельное изучение
  Раздел 14. США в первой половине XIX в. Территория и население. Особенности экономического развития. Первые американские миллионеры. Проблема рабства. Аболиционистское движение. Борьба демократов и республиканцев. Избрание президентом А. Линкольна.     Контроль посещаемости.  
  Раздел 15. Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств. Латинская Америка до начала войны за независимость: территория, население, социально-экономическое развитие, политическое устройство. Освободительная борьба в Латинской Америке в XVI—XVIII вв. Деятельность Ф. Миранды. Идеологические истоки освободительного движения. Восстание на о. Гаити. Первый этап освободительного движения (1810—1816 гг.). Второй этап освободительного движения (1816—1826 гг.). Итоги и значение национально-освободительных революций в Латинской Америке.         Самостоятельное изучение
  Раздел 16. Идейно-политические течения первой половины XIX в.: Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Социалистическая мысль первой половины XIX в. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса.         Самостоятельное изучение
  Новая история стран Европы и Америки. Второй период  
        Основные тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки в середине Х1Х – нач. ХХ вв. Промышленная революция и формирование социально-экономической системы индустриального общества. Формирование в странах Запада конституционно-парламентской системы, развитие гражданского общества.           Самостоятельное изучение
        Германская империя в 60-е гг . Х1Х в. – нач. ХХ в. Предпосылки объединения Германии. Династические войны. Роль Бисмарка в объединении страны. Конституционное устройство Германии, особенности социально-экономического развития. Внешняя и колониальная политика Германии. Борьба за передел мира.           Контроль посещаемости.  
      Италия в 60-е гг. Х1Х – нач. ХХ вв. Предпосылки объединения Италии. План Кавура. Роль Гарибальди в объединении страны. Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения. «Левая» и «правая». Особенности внешней и колониальной политики Италии.             Самостоятельное изучение
      Великобритания в середине Х1Х – начале ХХ вв. Социально-экономическое развитие Англии, причины замедления темпов экономического роста. Двухпартийная система Великобритании. Реформы либералов и консерваторов. Идеология английского колониализма. Отказ от политики «блестящей изоляции».           Контроль посещаемости.  
    Франция в 1860- 1914 гг. Структурные изменения во французской экономике. Особенности социальной структуры французского общества. Конституционно-правовое устройство Третьей республики. Политические кризисы. «Левый блок» у власти. Внешняя и колониальная политика Франции.         Контроль посещаемости.  
      США в середине Х1Х – начале ХХ вв. Гражданская война и ее результаты. Реконструкция Юга. Причины быстрого социально-экономического развития страны. Двухпартийная система США. Политика демократов и республиканцев. Внешняя и колониальная политика США. «Дипломатия доллара» и «дипломатия дубинки».       Контроль посещаемости.  
    Австро-Венгрия в 1867-1914 гг. Система дуализма. Специфика социально-экономического и политического развития Австро-Венгрии. Национальный вопрос и попытки его решения. Кризис дуализма на рубеже веков. Внешняя и колониальная политика Австро-Венгрии.           Самостоятельное изучение
    Международные отношения в середине Х1Х – начале ХХ вв. Нарастание противоречий в отношениях ведущих держав. Образование военно-политических блоков. Первые войны за передел мира.        
  Первая мировая война. Причины, повод, основные цели участников. Военные кампании 1914, 1915, 1916, 1917-1918 гг. 14 пунктов В. Вильсона. Итоги первой мировой войны.       Контроль посещяемости
  Лекции            
  Контрольные работы            
  Самостоятельная работа            
  Консультации            
  экзамена            
  Всего      
                           

Наши рекомендации