Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НОВАЯ ИСТОРИЯ
Направление подготовки
История
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр истории
Форма обучения
Заочная
Иваново 2012
Цели освоения дисциплины
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 031900 «История» и начинает готовить студентов-историков к педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой видам деятельности. Конкретно подготовка заключается в следующем:
- педагогическая – в освоении практических основ педагогической деятельности в преподавании новой и новейшей истории зарубежных стран;
- научно-исследовательская – в закреплении навыков работы в библиотеках с научной литературой, в поиске и обработке собранных данных, в подготовке рефератов и презентаций;
- экспертно-аналитическая – в подготовке и обработке информации не только для обеспечения учебного процесса, но и его качественного повышения;
- организационно-управленческая – в закреплении навыков работы с базами данных и информационными системами.
«Новая история» – это курс, который предполагает изучение цивилизационных процессов в новое время. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных направлениях социально-экономического, политического и культурного развития европейских народов в обозначенные периоды, об особенностях формирования европейской цивилизации. Особое внимание будет уделено процессу модернизации в новое время в странах Западной Европы и США. Освоение материала поможет студентам понять закономерности мирового цивилизационного процесса.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Курс является составной частью профессионального цикла, базовой (общепрофессиональной) части (Б. 1). Осваивается в 5 - 6 семестрах. В ходе изучения дисциплины студенты осваивают базовые понятия, связанные с цивилизационным развитием стран Европы и Америки, развивают способности к обобщению, анализу, восприятию информации.
Курс связан с другими дисциплинами
из гуманитарного, социального и экономического цикла
из базовой части – с «Философией», экономикой,
из вариативной части – с «Политологией»,
из профессионального цикла
из базовой (общепрофессиональной) части – с «Историей России (до ХХ века)», «Историей Средних веков», «Источниковедением»,
В рамках этих курсов студенты овладевают исследовательско-аналитическим видом деятельности, познают законы логики. У них формируется стремление к саморазвитию, навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Для успешного освоения курса студент должен:
- самостоятельно работать с научной литературой;
- аргументировано отвечать на вопросы преподавателя;
- делать выводы по обсуждаемым проблемам;
- анализировать получаемую информацию, выделяя главную мысль.
Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения «новой истории» должны применяться при изучении последующих дисциплин – «Историей Европы и Америки новейшего времени» и «Историей южных и западных славян».
3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Новая история:
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и внутривузовских профессионально-дисциплинарных компетенций.
-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
-способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
– готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
– способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);
– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
– способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
– способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
– умеет применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11);
– способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
– способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).
В результате обучения студент должен:
Знать:
· социально-экономические и политические понятия, основные технологии анализа социально-значимых проблем и процессов;
· закономерности и движущие силы исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
· основные события всеобщей истории, их последовательность, взаимосвязь, причины, ход и значение важнейших событий всемирной истории, основные факторы, определившие историческое развитие стран Европы и Америки;
· общие тенденции и принципы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки, их культуры;
· своеобразие социально-экономического и политического развития, культуры стран Европы и Америки, имена и факты биографии значимых исторических деятелей, научную терминологию и основные понятия политической, экономической, социальной истории и культуры отдельных стран в конкретные исторические периоды.
Уметь:
· воспринимать информацию, анализировать и обобщать полученные знания;
· выделять главное в изучаемом материале;
· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
· работать с информацией, содержащейся в учебной, научной литературе, источниках по истории нового времени;
· выявлять социально-значимые проблемы и процессы, их причины и социальные корни, применять технологии анализа социально значимых проблем;
· обнаруживать взаимосвязь исторических событий и устанавливать причинно-следственные отношения между ними;
· объяснять логику исторического развития отдельных стран и регионов;
· выявлять и учитывать региональные особенности политической, социально-экономической истории и культуры стран Европы и Америки в новое время;
· грамотно употреблять научную терминологию и использовать понятийный аппарат политической, экономической и социальной истории и культуры отдельных стран.
Владеть:
· навыками анализа социально значимых проблем, экономических и политических процессов;
· навыками обработки неструктурированной и структурированной информации;
· навыками обобщения полученных знаний, критического осмысления исторических событий;
· навыками установления причинно-следственных отношений в истории;
· навыками выявления закономерностей исторического развития.
Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 193 часов.
Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 26 часов.
Контрольные работы – 6 часов
Самостоятельная работа – 158
Консультации – 1 час
Экзамен – 4 часа.
№ п/ п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самост. Работу студентов и трудоемкость в часах. | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттеста- ции | ||||||||
Всего | Лекции Лекции | Контр.раб коллоквинары коллквиумы л Семин | Самост. раб С | ||||||||||
Новая история стран Европы и Америки. Первый период | |||||||||||||
Раздел 1. «Новое время» в европейской и мировой истории. Понятие «новая история». Концепции «новой истории». Проблема периодизации «новой истории». Историческое содержание «нового времени». | Контроль посещаемости | ||||||||||||
Раздел 2. Английская революция 1640—1688 гг. Тема 1. Англия накануне революции. Особенности экономического развития, социальной структуры и политического развития Англии в начале XVII в. Пуританизм. Особенности английского абсолютизма. Политика Якова I и Карла I Стюартов и обострение общественных противоречий к 40-м гг. XVII в. Тема 2. Развитие Английской революции в 1640—1649 гг. Мирный этап развития революции. Первая гражданская война (1642—1646). Обострение политической ситуации в 1646—1647 гг. Вторая гражданская война 1648 г. Тема 3. Индепенентская республика и протекторат О. Кромвеля (1649—1658/59 гг.). Внутренняя и внешняя политика Индепендентской республики. Режим протектората и его отмена. Итоги развития Англии в период Индепендентской республики и протектората. Политические учения. Тема 3. Англия в годы Второй республики и Реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г. Вторая республика и Реставрация Стюартов. Англия в первые годы Реставрации. Особенности политической борьбы в 70-е — 80-е гг. XVII в. «Славная революция» 1688 г. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 3. Англия в XVIII в. Становление английского парламентаризма. Начало промышленного переворота. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 4. Итальянские, германские государства и империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв. Тема 1. Итальянские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Географическое положение. Государственная раздробленность. Особенности социально-экономического развития (Север, Центр, Юг). Просвещенный абсолютизм. Тема 2. Империя австрийских Габсбургов в середине ХVII — конце XVIII вв. Государство австрийских Габсбургов с 1648 по 1740 г. «Просвещенный абсолютизм» Марии-Терезии и Иосифа II .Венгрия в составе монархии Габсбургов. Тема 3. Германские государства в середине ХVII — конце XVIII вв. Международное положение «Германии» после Вестфальского мира 1648 г. Социально-экономическое развитие германских государств. Политическая раздробленность. Немецкое Просвещение. Тема 4. Пруссия в середине ХVII — конце XVIII вв. Курфюршество Бранденбург и герцогство Пруссия в 1415—1713 гг. Создание Прусского королевства. Правление Фридриха I и Фридриха-Вильгельма I. «Просвещенный абсолютизм» Фридриха II. Внешняя политика Фридриха II. | 2, 3 | Самостоятельное изучение. | |||||||||||
Раздел 5. Североамериканские колонии Англии в XVII — 80-е гг. XVIII в. Война за независимость и образование США: Тема 1. Североамериканские колонии Англии до 1775 г. Появление первых 13-ти английских колоний в Северной Америке. Система власти и социально-экономическое развитие колоний. Американское Просвещение. Рост противоречий с метрополией в 60-е — 70-е гг. XVIII в. Тема 2. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Начало войны за независимость. Второй континентальный конгресс. Основные районы и этапы Войны за независимость. Международное положение США. Тема 3. Конституция США 1787 г. История создания. Основное содержание (принцип разделения властей). История принятия. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 6. Франция в середине ХVII — конце XVIII вв.: Тема 1. «Век Людовика XIV». Социально-политический кризис во Франции в 1648—1653 гг. Французский абсолютизм при Людовике XIV (институты государственной власти; экономическое развитие). Идейное противоборство в годы правления Людовика XIV. Положение населения Франции в 1643—1715 гг. и наиболее значимые выступления протеста. Тема 2. Франция в 1715—1789 гг.: кризис социально-экономической и политической системы. Сельское хозяйство и промышленность. Политический строй. Особенности социальной структуры французского общества. Французское Просвещение. Складывание антиправительственного блока сил. Генеральные штаты, Национальное и Учредительное собрания. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 7. Международные отношения в 1648—1789 гг. Европа по условиям Вестфальского и Пиренейского мирных договоров. Борьба Франции за гегемонию в Европе и ее результаты. Перегруппировка сил на международной арене в первой четверти XVIII в. Перегруппировка сил в Европе в середине XVIII в. Колониальные владения Испании, Португалии, Голландии, Франции и Англии в XVII—XVIII вв. Итоги развития международных отношений в 1648—1789 гг. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Раздел 8. Французская революция 1789—1799 гг.: Первый этап Французской революции XVIII в. Второй этап Французской революции XVIII в. Третий этап Французской революции XVIII в. Четвертый этап Французской революции XVIII в. Тема 2. Решение аграрного вопроса в годы Французской революции XVIII в. Французская деревня накануне революции. Аграрная политика фельянов. Отношение жирондистов к аграрному вопросу. Решение аграрного вопроса якобинцами. Отношение «бешеных» к аграрному вопросу. Итоги решения аграрного вопроса. Тема 3. Некоторые вопросы историографии Французской революции XVIII в. Проблема периодизации Великой французской революции в зарубежной и отечественной историографии. Отечественная историография Великой французской революции: этапы, дискуссии, достижения и недочеты. Основные направления зарубежной историографии Французской революции конца XVIII в. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 9. Франция в годы Консульства и Первой империи. Первые преобразования Наполеона Бонапарта. Бонапартизм и его социальная база. Этапы правления: 1799—1805/06 и 1806—1814/15. Закат империи Наполеона. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 10. Европа в годы революционных и наполеоновских войн Франции (1789—1815 гг.). Влияние Великой французской революции на страны Европы в 1789—1792 гг. Революционные и наполеоновские войны Франции. Англия, Австрия, германские и итальянские государства в 1792—1815 гг. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Раздел 11. Венский конгресс. «Священный союз»: Венский конгресс: причины созыва, этапы работы, основные вопросы, решения. «Священный союз»: создание, конгрессы, причины распада. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Раздел 12. Европа в 1815—1847 гг.: Франция в годы Реставрации. Франция в годы Июльской монархии. Германские государства в 1815—1847 гг. Итальянские государства в 1815—1847 гг. Австрийская империя в 1815—1847 гг. Англия в 1815—1850 гг. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 13. Революции в Европе 1848—1849 гг. Революция 1848—1849 гг. во Франции. Революция 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Революция 1848—1849 гг. в итальянских государствах. Революция 1848—1849 гг. в германских государствах. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Раздел 14. США в первой половине XIX в. Территория и население. Особенности экономического развития. Первые американские миллионеры. Проблема рабства. Аболиционистское движение. Борьба демократов и республиканцев. Избрание президентом А. Линкольна. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Раздел 15. Война за независимость в Латинской Америке и образование независимых государств. Латинская Америка до начала войны за независимость: территория, население, социально-экономическое развитие, политическое устройство. Освободительная борьба в Латинской Америке в XVI—XVIII вв. Деятельность Ф. Миранды. Идеологические истоки освободительного движения. Восстание на о. Гаити. Первый этап освободительного движения (1810—1816 гг.). Второй этап освободительного движения (1816—1826 гг.). Итоги и значение национально-освободительных революций в Латинской Америке. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Раздел 16. Идейно-политические течения первой половины XIX в.: Консерватизм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Либерализм в первой половине XIX в.: идеология и практика. Социалистическая мысль первой половины XIX в. Начало деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Новая история стран Европы и Америки. Второй период | |||||||||||||
Основные тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки в середине Х1Х – нач. ХХ вв. Промышленная революция и формирование социально-экономической системы индустриального общества. Формирование в странах Запада конституционно-парламентской системы, развитие гражданского общества. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Германская империя в 60-е гг . Х1Х в. – нач. ХХ в. Предпосылки объединения Германии. Династические войны. Роль Бисмарка в объединении страны. Конституционное устройство Германии, особенности социально-экономического развития. Внешняя и колониальная политика Германии. Борьба за передел мира. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Италия в 60-е гг. Х1Х – нач. ХХ вв. Предпосылки объединения Италии. План Кавура. Роль Гарибальди в объединении страны. Социально-экономическое и политическое развитие Италии после объединения. «Левая» и «правая». Особенности внешней и колониальной политики Италии. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Великобритания в середине Х1Х – начале ХХ вв. Социально-экономическое развитие Англии, причины замедления темпов экономического роста. Двухпартийная система Великобритании. Реформы либералов и консерваторов. Идеология английского колониализма. Отказ от политики «блестящей изоляции». | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Франция в 1860- 1914 гг. Структурные изменения во французской экономике. Особенности социальной структуры французского общества. Конституционно-правовое устройство Третьей республики. Политические кризисы. «Левый блок» у власти. Внешняя и колониальная политика Франции. | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
США в середине Х1Х – начале ХХ вв. Гражданская война и ее результаты. Реконструкция Юга. Причины быстрого социально-экономического развития страны. Двухпартийная система США. Политика демократов и республиканцев. Внешняя и колониальная политика США. «Дипломатия доллара» и «дипломатия дубинки». | Контроль посещаемости. | ||||||||||||
Австро-Венгрия в 1867-1914 гг. Система дуализма. Специфика социально-экономического и политического развития Австро-Венгрии. Национальный вопрос и попытки его решения. Кризис дуализма на рубеже веков. Внешняя и колониальная политика Австро-Венгрии. | Самостоятельное изучение | ||||||||||||
Международные отношения в середине Х1Х – начале ХХ вв. Нарастание противоречий в отношениях ведущих держав. Образование военно-политических блоков. Первые войны за передел мира. | |||||||||||||
Первая мировая война. Причины, повод, основные цели участников. Военные кампании 1914, 1915, 1916, 1917-1918 гг. 14 пунктов В. Вильсона. Итоги первой мировой войны. | Контроль посещяемости | ||||||||||||
Лекции | |||||||||||||
Контрольные работы | |||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||
Консультации | |||||||||||||
экзамена | |||||||||||||
Всего | |||||||||||||