Процесс развития управления (исторические типы управления). Общие принципы управления
Развитие управления это не разовые преобразования управления с целью достижения наилучшего его состояния, а непрекращающийся во времени процесс.
Из истории развития управления можно сделать следующие два вывода:
1) Вывод первый. Состояние развития управления находится в зависимости от уровня развития производительных сил (мануфактура → фабрика → НТР (научно-техническая революция))
В зависимости от уровня развития средств производства выделяются три типа управления:
- традиционное управление;
- управление промышленной стадии;
- управление постиндустриальной стадии.
Традиционное управление характерно для начального этапа развития промышленного производства. Оно строилось в зависимости от возможностей человека. Это объясняется тем, что человек с его умениями, умственными и физическими способностями находился в центре производственного процесса.
Управление строится исходя от человека.
На промышленной стадии развития производства человек с оргинизационной точки зрения, выступает в качестве приложения к машине, которую он использует в своей трудовой деятельности, т.е. человек включается в процесс производства как специалист по приведению в действие технических средств. В этом случае организация производства задаются техникой и технологией производства. В зависимости от технологии производства строится организационная структура управления, от персонала требуется прежде всего умело, рационально, эффективно использовать технические средства.
Управление стоится, исходя от машины, а не от человека.
В условиях НТР (научно-технической революции) человек выходит из подчинения машине, и опять становится в основу процесса производства, но не так, как это было в мануфактуре, а на качественно другой основе. Человек становится не при машине, а над машиной.
Управление строится, исходя от человека.
2) Вывод второй. Развитие управления связано с прошлым опытом решения проблем. Исторический опыт позволяет сформулировать общие принципы развития управления
их три:
1) Первый общий принцип развития управления:
Развитие управления должно начинаться с преобразования исходных начал (построение и осуществление управления, т.е. перестройка системы должна идти не по пути повышения функциональных качеств существующих элементов, а по пути приведения системы в соответствие с новыми задачами.
Первый общий принцип развития управления. Реально потребность управления порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.
2) Второй общий принцип развития управления. Ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. Дело в том, что люди не только приводят в движение и создают новое, но они же и тормозят развитие, причём не обязательно сознательно.
Из этого принципа следует вывод, что любому мероприятию, направленному на развитие управления должно предшествовать развитие кадров (от переподготовки и обучения имеющихся кадров управления до их замены новыми работниками).
Как выглядит схема (логическая) развития управления?
1) Первый шаг – возникновение новых задач;
2) Второй шаг – выработка в системе управления реакции на новые задачи.
Возможны три типа реакции:
- Первый тип – попытка ничего не менять в управлении, либо провести небольшие, частичные изменения. Внимание в этом случае концентрируется на выявлении причин, требующих изменения и на их устранении (это по сути сопротивление изменениям).
- Второй тип – стереотипный подход к решению возникающих задач. Это проведение организационных перестроек в управлении, созданием новых управленческих органов.
- Третий тип – комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием новых задач (единственно результативный).
3) Третий шаг – реализация перестройки системы управления и закрепление новых качеств системы.