Усиление власти князей в Германии
1. Почему Германия не объединилась в единое государство. Как и повсюду, в Германии с XI века начался подъем хозяйства. Росли горо-
да, самые крупные из них притягивали к себе деревни и городки целой округи. Но крупные города здесь больше торговали с другими странами, чем между собой. Поэтому немецкие горожане не так сильно стремились к созданию единого государства, как горожане в Англии или во Франции.
Мелкие и средние дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в Германии были слишком слабы, чтобы стать опорой центральной власти.
Вместо единого централизованного государства в Германии возникло множество небольших централизованных государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами.
2. На арену выходят Лев и Медведь. Ослаблению власти германских королей способствовали завоевания в славянских землях. Первую попытку подчинить полабских и поморских славян германские короли сделали еще в X веке. Но славяне восстали и, изгнав рыцарское войско за Эльбу (Лабу), вернули свободу на полтора столетия. Лишь в XII веке началось новое наступление на славян. Теперь походами руководили не короли, а отдельные князья, желавшие расширить свои владения. Эти завоевания усиливали власть князей.
Походы против славян, обитавших в нижнем течении Эльбы, возглавил герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев из рода Вёльфов. После долгой войны он присоединил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек.
Другой князь — Альбрехт Медведь, неукротимый, воинственный и предприимчивый, захватил славянские земли по среднему течению Эльбы. На землях присоединенного славянского города Бранибур он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник город Берлин.
На земли, отвоеванные у славян, немецкие рыцари приглашали из Германии крестьян-колонистов. Им давали двойные наделы, и в дальнейшем они вносили точно установленный оброк. За Эльбой были основаны новые города. Полабские и поморские славяне частично были оттеснены в глухие места, частично смешались с немецкими переселенцами.
3. Князья становятся независимыми правителями. Чтобы развязать себе руки в Италии, императоры Священной Римской империи делали большие уступки немецким князьям. Император не передавал трон по наследству; чтобы короновать сына, он при жизни должен был получить согласие князей. Князья в своих владениях чеканили монету, судили население, собирали налоги и пошлины, основывали города. Они не допускали, чтобы одна династия надолго укрепилась на императорском престоле.
Императоры все больше превращались в обычных князей, озабоченных расширением своих родовых владений. Карл I (1346—1378) из династии Люксембургов (графство Люксембург — на границе с Францией) благодаря удачной женитьбе стал королем Чехии. И он же был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV.
В 1356 году Карл IV издал «Золотую буллу»1. В ней подтверждался сложившийся порядок избрания императора. Его выбирали семь курфюрстов (в переводе — князья-избиратели): три церковных и четыре светских. Избрание проводилось большинством голосов и не требовало согласия папы, но такое согласие было нужно при коронации. Булла разрешила князьям вести «законно объявленные частные войны»; городам запрещалось объединяться в союзы и бороться против феодальных сеньоров.
4. Упадок власти императоров в XV веке. В первой половине XV века императорский престол перешел к династии Габсбургов, которые владели Австрией и соседними с ней славянскими землями; он оставался в их руках до конца Священной Римской империи (в 1806 году). Но наследование императорского престола было теперь князьям неопасно: император располагал лишь своими владениями и собственными войсками. В империи не было ни единого правительства, ни общей казны, ни единого войска, ни единых законов.
Империя стала терпеть неудачи в борьбе с соседними государствами. Франция при Людовике XI присоединила Прованс, считавшийся владением империи. Венгерский король даже на время отобрал у императора Австрию.
Лишь распад Бургундского государства Карла Смелого и женитьба наследного принца Габсбургов на его дочери Марии принесли империи Нидерланды, а еще один удачный брак отдал в ее руки Испанию вместе с Южной Италией. Так Габсбурги к началу XVI века получили самые обширные владения в Европе.