Обучающимися программы курса
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Учебные и методические пособия:
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Моё настоящее и моё далёкое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
№ | Дата | Тема занятия | Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) |
I четверть | |||
Введение | |||
3 сентября | От прошлого к будущему. Зачем мне история? | Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев). Интеллектуальная игра «Что я знаю» | |
Древняя Русь | |||
10 сентября | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства | Видеофрагменты документальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени | |
17 сентября | Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый | «Крылатые» слова | |
24 сентября | Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности | Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин) | |
1 октября | Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар | Лента времени. Дополнительное чтение | |
8 октября | Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере | Памятные даты. Обсуждение исторического фильма «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) | |
15 октября | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской | «На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле») | |
Московское государство | |||
22 октября | Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства | Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта | |
29 октября | Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. Мой любимый учебник | |
II четверть | |||
12 ноября | Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века | Смутное время в литературе, музыке, живописи | |
19 ноября | К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина | Смутное время в литературе, музыке, живописи | |
26 ноября | Крепостное право. Степан Разин | Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин» | |
3 декабря | Жизнь, быт и культура России в XVII веке | История одного музейного экспоната (рассказ по кругу) | |
Российская империя | |||
10 декабря | Петр I и преобразования в России | Реформы Петра I: что они дали России | |
17 декабря | Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета | «И грянул бой!» – Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию)) | |
24 декабря | Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II | М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова). Школа в Российской империи | |
14 января | Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать | М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова). Школа в Российской империи | |
III четверть | |||
21 января | Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России | По музеям России (виртуальная экскурсия) | |
Россия в XIX веке | |||
28 января | Отечественная война 1812 года | Знакомство с сайтом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Герои Отечественной войны 1812 года (выставка-жизнеописание). Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года | |
4 февраля | М.И. Кутузов. Бородинское сражение | ||
11 февраля | Николай I и декабристы | Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин) – рассказ-путешествие по залам музея | |
18 февраля | Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права | Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве | |
25 февраля | Жизнь, быт и культура России | Сокровища России XIX века | |
XX–XXI век. История и современность | |||
4 марта | Начало века: войны и революции | Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке | |
11 марта | Образование СССР | Инсценировка песен Гражданской войны | |
18 марта | Великая Отечественная война | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры | |
1 апреля | Города-герои. Герои фронта и тыла | ||
IV четверть | |||
8 апреля | Экскурсия к обелиску павшим в Великой отечественной войне и локальных войнах. | Экскурсия | |
15 апреля | Россия – моя Родина | История родного края. История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия» | |
22 апреля | Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. | Концерт-презентация «Космические дали» | |
29 апреля | К.Э. Циолковский. Культура, искусство России | Концерт-презентация «Космические дали» | |
6 мая | Новая Россия –государственное устройство (Российская Федерация) | Сочинение-размышление «Будущее нашей страны» | |
13 мая | Государственные символы (герб, флаг, гимн) | Викторина | |
20 мая | Берегите Землю, берегите! | Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории». Интеллектуальная игра «Что я узнал» |