Научно-методологические критерии определения направлений и школ в историографии.
Методологические основы историографии.
Под методами историографического познания понимается совокупность мыслительных приемов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания:
· сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования;
· хронологический метод, ориентирующий на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;
· проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности;
· метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре;
· метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данными современной науки;
· метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерностей развития историографии.
Виды историографических исследований.
Состояние исторической базы — важнейший фактор исторической науки. Так как история — наука конкретная: ее выводы, оценки, концепции возможно только на базе строго установленного фактического материала.
Установление факта связано с определенным теоретическим мышлением, являющимся характерной чертой научной формы познания. Целью исторического исследования является установление и анализ концепции, т.е. системы взглядов и оценок исторических явлений и процессов.
Анализ концепции, которая синтезирует в себе все факторы научного познания, составляет существо историографического исследования. Анализ позволяет оценить место и значение данного направления в общественно-политической жизни.
Для полной оценки исторических концепций необходимо располагать знаниями из области источниковедения, чтобы выделить состояние источниковой базы этих концепций. Изучение источниковой базы также является одним из видов обязательного историографического исследования. Знание становится наукой тогда, когда исследованы и критически оценены все известные источники.
Следующим видом историографического исследования является выявление условий изучения истории, которые существовали в изучаемое время. Характеризуя эти условия мы обращаем внимание на политику господствующих классов по отношению к исторической науке, которая выражалась в созданной системе исторических учреждений, подготовке кадров историков, их социальном составе, в условиях выявления, сохранения и использования исторических источников, распространения исторических знаний в разных социальных слоях.
Научно-методологические критерии определения направлений и школ в историографии.
В истории выделяют течения историков по критериям, которые относят их к направлениям и школам:
· научное направление – широкие группы ученых, которые связаны между собой общими методологическими принципами, методами, а также общей проблематикой своих исследований.
· научная школа – более узкая группа историков, которая является частью направления, но объединяется не только на основе методологии и проблематики исследования, а и на основе единого корпуса источников, формируемых направлений, концепций (школа Ключевского, Ковальченко и др.).
5. Проблемы периодизации исторической науки: основные принципы и подходы.
Периодизация истории исторической науки, как и всякая периодизация, условна. Это вытекает не только из особенностей объекта исследования, но и из особенностей мышления. Главным фактором в процессе познания является его методология, поэтому этапы развития науки различают по изменениям метода исследования, по смене мировоззрения, осмысления прошлого. Играет свою роль относительная самостоятельность идеологии и научного мышления.
Так как каждый крупный этап в развитии науки связан с развитием определенных классов общества, то названия характерных для этих этапов научных направлений обычно определяют их объективную классовую сущность: феодальная, дворянская, буржуазная и т.п. историография. Вместе с тем в истории науки направления далеко не всегда выступают в чистом виде, они имеют разные модификации. Периодизация истории науки, как и всякого другого исторического процесса имеет также и более дробную. как бы «подпериодизацию», выявляющую движение науки в пределах каждого большого периода («мелкобуржуазная»). Недостаток такой периодизации в том, что она учитывает лишь общественно-формационный подход к изучению развития исторической науки и не всегда совпадает с цивилизационным подходом изучения истории.