Русская деревенская практика музицирования

В то время как исполнители и критики представляли музыку, певшуюся и игравшуюся на сцене, как русскую народную, русская деревенская практика музицирования была совершенно иной. Самая старая известная дохристианская народная музыка исполнялась в контексте аграрного календаря и ритуалов жизненного цикла предположительно и простолюдинами, и знатью.[48] Хотя эту музыку относили к драматическому роду, поскольку она сопровождалась театральными действами, трудовыми или танцевальными движениями, она никогда не исполнялась на сцене, но группами, в которых не было разделения на зрителей и участников. Ее целью было достижение магического результата: увеличение урожая, плодородие невесты, почитание предков. Такие праздничные песни включают зимние колядки, подблюдные песни, масленичные песни, веснянки, волочебные, егорьевские, троицкие, купальские и жнивные песни. Трудовые песни сопровождали сельскохозяйственные работы и (позднее) бурлацкий промысел, сплав бревен и ремесла. Плясовые песни были приурочены к определенным праздникам и включали хороводные, игровые песни и танцы с разыгрыванием сценок. Песни жизненного цикла включали крестильные, колыбельные, разные виды свадебных песен и похоронные причитания.[49]

Певческим стилем была хоровая полифония без сопровождения, в которой текст был важнее, тогда как относительно простой напев служил способом его передачи.[50] Для текстов был характерен силлабический стих (в котором количество слогов в строке и место, в котором они разделяются цезурой, являются определяющими структурными признаками) и декламационный музыкальный стиль: один слог соответствовал одной ноте. Музыкальная структура значительно варьировалась от региона к региону — музыкальные диалекты и микро-регионы были часто такими же маленькими, как деревня или группа деревень, — однако в общих чертах преобладала манера пения в унисон с эпизодическим расщеплением на голоса (в некоторых областях использовался бурдон); как правило, диапазон мелодии не превышал кварты. Остатки этого типа пения находили в репертуарах деревенских ансамблей на протяжении XIX века и до настоящего времени. Из этого исполнения с очевидностью следует, что певческая манера не «эмоциональна» в мелодраматическом стиле сценического представления; напротив, певцы передают смысл посредством музыкальных приемов, таких, как орнаментация, вариация, паузы и повторы.

В период московского государства, с XIV по XVII века, появились другие виды нецерковного традиционного пения, не связанные напрямую с аграрным календарем или с обрядами жизненного цикла, включая то, что ученые назвали категориями «эпос» и «лирика».

* Olson L. Performing Russia: Folk Revival and Russian Identity. New York and London: Routledge Curzon, 2004. 304 pp.

[1] Аня Маршалкина, 1982 г. р. Интервью с автором, д. Владыкино, Саратовская область. 7 января 1999.

[2] На основе статистики переписи 1989 г., показывающей городское и деревенское население РСФСР. (Итоги всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. 2. Возраст и состояние населения СССР. Ч. 1. Minneapolis, MN: East View, 24—26).

[3] Кащеева Е. В. Городские формы досуга: московское мещанство // Традиционные формы досуга: история и современность. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 5. М.: ГРЦРФ, 1994. С. 162.

[4] Там же. С. 160

[5] Ries N. Russian Talk: Culture and Conversation during Perestroika. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1997. P. 27, 28, 30.

[6] Dow J. R., Lixfeld H. Introduction // German Volkskunde: A Decade of Theoretical Confrontation, Debate, and Reorientation (1967–7) / Ed.and trans. Dow J. R., Lixfeld H. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1986. P. 8.

[7] Toelken B. The Dynamics of Folklore. Logan, UT: Utah State University Press, 1996. P. 2.

[8] Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988. P. 12.

[9] Dundes A. What is Folklore? // The Study of Folklore / Ed. Dundes A., Cliffs E., NJ: Prentice-Hall, 1965. P. 2; Toelken. P. 19.

[10] Bausinger H. Towards a Critique of Folklorism Criticism // German Volkskunde… P. 115, 116.

[11] Я имею в виду предложенное Клиффордом понятие «художественно-культурной системы». См. Clifford 1988. P. 224.

[12] Bausinger. P. 117–120.

[13] Clifford J. Introduction: Partial Truths // Writing Culture: the Poetics and Politics of Ethnography / Ed. Clifford J., Marcus G. E. Berkeley, CA: University of California Press, 1986. P. 15.

[14] Cantwell R. When We Were Good: The Folk Revival. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. P. 7.

[15] Boyes G. The Imagined Village: Culture, Ideology and the English Folk Revival. Manchester: Manchester University Press, 1993. P. 13.

[16] Такие периодические издания, как «Советская музыка», «Советская культура» и «Клуб и художественная самодеятельность».

[17] См. Michrina B. P., Richards Ch.A. Person to Person: Fieldwork, Dialogue, and the Hermeneutic Method. Albany, NY: State University of New York Press, 1996.

[18] Такие техники применяются, например, в: Sugarman J. Engendering Song: Singing and Subjectivity at Prespa Albanian Weddings. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1997; Levin Th. The Hundred Thousand Fools of God: Musical Travels in Central Asia (and Queens, New York). Bloomington, IN: Indiana University Press, 1996; Abu-Lughod L. Veiled Sentiments: Honor and Poetry in a Bedouin Society. New York: Oxford University Press, 1986.

[19] Сугарман говорит о подобных переоценках среди семей диаспоры на территории Преспа в Албании. Sugarman. P. 26.

[20] Goscilo H. The Gendered Trinity of Russian Cultural Rhetoric Today — or the Glyph of the H[i]eroine // Soviet Hieroglyphics: Visual Culture in Late Twentieth-Century Russia / Ed. Condee N. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1995. P. 74, 75; Feifer G. Utopian Nostalgia: Russia’s “New Idea” // World Policy Journal. 16, no. 3. Fall 1999. P. 111.

[21] Такой взгляд на исполнение имеет сходство с работой Джудит Батлер о гендере и идентичности. В “Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity” (New York: Routledge, 1990) Батлер утверждает, что «не существует предзаданной идентичности» и что идентичность по сути созидается «через устойчивые социальные перформансы» (P. 141). Работы Пьера Бурдье и Мишеля Фуко также выдвигают такое понимание перформанса. Краткое изложение и оценку см. Sugarman. P. 27.

[22] Jones S., Graves-Brown P. Introduction: Archaeology and Cultural Identity in Europe // Cultural Identity and Archaeology: The Construction of European Communities / Ed. Graves-Brown P., Jones S., Gamble C. London: Routledge, 1996. P. 4, 7.

[23] Jones S., Graves-Brown. P. 7.

[24] См. Foucault M. The Archaeology of Knowledge. New York: Pantheon, 1972. P. 162-165; Bourdieu P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature. New York: Columbia University Press, 1993. P. 34, 42, 43; McNay L. Foucault: A Critical Introduction. New York: Continuum, 1994. P. 3, 11. В прошлое десятилетие было написано несколько исследований советской истории и культуры, использующих эти динамичные отношения. См., напр., работу Евгения Добренко, Линн Виола и Стефана Коткина.

[25] Clifford 1988. P. 224, 226.

[26] Clifford 1988, P. 229.

[27] Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition / Ed. Hobsbawm E., Ranger T. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 1.

[28] Польшина А. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития // Народное творчество: Вопросы музыкальной самодеятельности и фольклора. Министерство культуры РСФСР, Научно-исследовательский институт культуры, Труды 20. М., 1974. С. 122, 123.

[29] Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады: исторические очерки. М., 1958. С. 316.

[30] Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр. Л., 1962. С. 70-72.

[31] Соколов Ф. В. Указ. соч. С. 74, 75. Монография Фамицына — «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа». (СПб., 1891).

[32] Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975. С. 82, 83, 173, 175.

[33] Бойко Ю. Русские народные инструменты и оркестры русских народных инструментов // Традиционный фольклор в современной художественной жизни: Фольклор и фольклоризм / Под ред. И. Земцовского, В. Лапина и И. Мациевского. Л., 1984. С. 88. Бойко отмечает, что казахские музыканты того времени часто имитировали эту манеру, играя на своем исконном инструменте, домре, называя это «русской» манерой игры. См. сноску 19 на с. 95.

[34] Бойко Ю. Указ. соч. С. 88, 89.

[35] Кузнецов Е. Указ. соч. С. 317-320.

[36] Андреев В. В. Письмо в редакцию // Новое время. 9422. 1902. Приложение.

[37] Келдыш Ю. В. История русской музыки. Т. 1. Древняя Русь XI-XVII века. М., 1983. С. 67, 194.

[38] Бойко Ю. Указ. соч. С. 92.

[39] Бойко Ю. Указ. соч. С. 93.

[40] Русская балалайка в Америке (беседа с В. В. Андреевым) // Петербургский листок. 64. 7 марта 1911 г. Перепечатано в: Тихонов А. В. Создатель великорусского оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917 годы). СПб., 1998. С. 136, 137.

[41] Новое время. 11122. 27 февраля 1907 г. Перепечатано в: Тихонов А. В. Указ. соч. С. 86.(110)

[42] Новости. 14 марта 1888 г. Воспроизводится по: Польшина А. Указ. соч. С. 124.

[43] Роггер Х. Национальное самосознание в России XVIII века. Кембридж, МА: Гарвард Юниверсити пресс. 1. 960. С. 161; Кузнецов Е. Указ. соч. С. 68, 69.

[44] Браун М. Х. Народная песня и национальное самосознание в русской музыке XIX века // Искусство и культура в России XIX века / Под ред. Стравроу Т. Дж. Блумингтон, ИН: Индиана юниверсити пресс. 1983. С. 60.

[45] Кузнецов Е. Указ. соч. С. 56-59.

[46] Чиняева Е. Заложники своей музыки // Смена (?). 4. № 4, сентябрь 1997. Воспроизводится на сайте: Patrin, www.geocities.com/Paris/5121/culture.htm (вход 14 января 1999 г.). противоположная точка зрения принадлежит Е. Дратсу и А. Гесслеру, которые утверждают, что русские и русская музыка оказали огромное влияние на романскую музыку. См. Народные песни русских цыган. М., 1988. С. 4.

[47] Кузнецов Е. Указ. соч. С. 57–62.

[48] О сходстве образа жизни мелкопоместного дворянства и крепостных см.: Рузвельт П. Жизнь русского деревенского поместья: социальная и культурная история. Yale University Press. 1995. С. 3, 12.

[49] Земцовский И. Традиционная музыка // Новый музыкальный словарь Гроува. Онлайн / Под ред. Мэйси Л. (вход 26 июня 2001 г.) www.grovemusic.com.

[50] Земцовский И. Русская народная песня. Научно-популярный очерк. М., 1964. С. 5, 6. По поводу сложности обобщений о русской народной музыке см. Земцовский И. Традиционная музыка.

Наши рекомендации