Изучение и систематизация информации об истории храма

  изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, ородецких земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам».
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях. Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru 12 мая 1831 года трудами и усердиями прихожан деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери была построена и освящена. Сообщалось, что Успенская единоверческая церковь «древяна клетцки, с трапезою и с папертями», то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двухскатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой папертью. В 1858 году приход церкви составлял около 900 человек, считался неплохим, основной приток был из среды старообрядцев. 31 декабря 1864 года Духовная консистория вынесла приказ № 12401 об упразднении церкви по ветхости, а в 1869 году угрожающая падением церковь была сломана.  
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru Трудами ородецких ремесленников-каменщиков, знавших свои секреты строительства церквей (умели делать особый раствор, состав которого придавал крепость кладке) на средства прихожан по правую сторону от деревянной церкви построили, каменную трехпрестольную с такою же каменной, не отделенной от церкви колокольнею. Культовое здание построено по известному типу «корабля», и состояло из трёх основных компонентов — церкви, трапезной и колокольни, размещенных по продольной оси «восток-запад». Этот тип постройки является одним из самых распространенных в русской архитектуре.
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru Церковь строилась поэтапно. Сначала на левой стороне от трапезной 22 ноября 1859 года освятили придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, потом 23 октября 1860 года в храме освятили придел на правой стороне в честь Успения Божией Матери, а 6 октября 1866 года освящена вся церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При освящении храма было указано писать церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в обиходе она называлась Крестовоздвиженская единоверческая церковь.
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru В 1917 году в России произошла революция, которая установила новую власть. Начались национализация имущества, построение нового общества, гонения на церковь. В 1918 году вышел декрет «О свободе совести и церковных религиозных обществах», который положил начало закрытию и ликвидации всех церквей.
  изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru В 1922 году, выполняя декрет «Об изъятии церковных ценностей», власти усилили произвол против церкви: устанавливается полный государственный контроль за деятельностью всех приходов церквей, монастырей и т.д., изымаются земли, склады, храмы в пользу государства, начинают проводиться судебные репрессии против церковнослужителей и ярых ревнителей христианской веры. В 1930 году жизнь в храме продолжала теплиться, но участь единоверческой (духовской) церкви предрешена. Из храма изымаются ценности, наличные денежные капиталы, утварь, предметы, содержащие цветной металл. Церковь платит налог государству за использование здания, запрещено производить колокольный звон.
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru   В конце октября 1934 года президиум Городецкого райисполкома принял решение о закрытии единоверческой Духовской церкви и ее ликвидации. Комиссия по вопросам культа при президиуме Горьковского крайисполкома отменила решение «в части ликвидации единоверческой церкви Духовской за отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством». В 1935 году с колокольни снимаются и отправляются на переплавку колокола, а затем закрывается церковь, а церковная община распускается. Церковнослужители подвергаются репрессиям. Например, в 1937 году арестован председатель церковного совета Крестовоздвиженской церкви до 1930 года, осуждён по ст. 58, расстрелян, позднее реабилитирован Жуков Леонтий Иванович.
изучение и систематизация информации об истории храма - student2.ru В последующие годы церковь подвергается целенаправленному разрушению и внутренней перестройке. В разные годы в ней устраиваются склад, городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат ритуальных услуг. В июне 2007 года здание старообрядческой Свято-Духовской Крестовоздвиженской единоверческой церкви передано епархии Московского патриархата, освящено и находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата.  

[3]

Наши рекомендации