Житийные средства спасения
Что предложено желающему спастись в самих житиях? Я буду приводить только то, что в них написано, а читатель пусть сам посмотрит, как это выглядит.
Первое средство – это милостыня. Безусловно, все мы, как христиане обязаны давать милостыни тем, кто в них нуждается – это соответствует Писанию (Мф.6:1-3). Но ставить спасение в зависимость от милостыни является явным заблуждением. Хотя я готов признать милосердие как признак принадлежности человека к детям Божиим, т.е. спасенным людям. Вот почему в Мф.25:31-46 (притча об овцах и козлах) создается иллюзия, что милостыня –основное средство спасения. Милостыню можно оказывать и без веры в Бога, но такая милостыня бесплодна для дела спасения. Однако ж имеющий истинную веру в Бога не может не давать милостыню, т.к. в его сердце живет Христос.
Комичен один пример, связанный с милостыней, который приводится в "Житии св. Петра" (не апостола). Петр был очень скупым, хотя и богатым человеком (7). Как-то один нищий, на спор с другими такими же бомжами, смог выпросить у Петра булку хлеба (это считалось несбыточным делом). Как он это сделал? Стал приставать к Петру: "Дай хлеба! Дай хлеба!" Тот как раз вез целый воз хлеба, и когда нищий его достал, он выхватил с телеги булку хлеба вместо булыжника и запустил ею в нищего.
Как-то заболел Петр не на шутку и видится ему в видении, что все его злые дела положены на весы бесами, а ангелам и положить нечего: прямая дорога в ад! Но тут один ангел положил на весы булку хлеба, кинутую им в нищего, и перевесила она все злые дела, и была душенька его отвоевана у бесов! Действуя в таком духе, можно вывести и учение о спасении сатаны. А как же! Если Петр со зла запустил в нищего хлебом, как булыжником, то и дьявол, специально вредя верующим, неспециально делает их сильнее. Что ж нам и его от ада избавить?
Добрым дело становится от того, каким мотивом руководствовался тот, кто его совершил – это подметил еще греческий философ Сократ в V в. до н.э. Сталин с Иваном Грозным вообще великими святыми станут, если действовать по примеру Петра: они гонениями и собственной разнузданностью породили массу святых! А нынешние олигархи уж столько милостынь оказывают за грехи свои тяжкие, что их в пору возвести в статус ангелов.
По мнению преп. Афанасии милостыни и молитвы иерейские в течении первых 40 дней после смерти настолько сильны, что Бог даже грешным душам дает спасение (8). По откровению же Пафнутия Боровского (9) нищие милостивому служат мостом, по которому можно перейти после смерти в рай. А нет милостыни, кто же послужит мостом? Один великий подвижник (10), встретив епископа, спросил: "Как спастись?" Мне это не совсем понятно. Это как если бы кто 20 лет пробыл пастором, а потом спрашивал, как спастись. Зачем ты тогда всем этим занимаешься, если не знаешь в каком направлении должно усилия свои прикладывать? Епископ: "Подражай Христу, он примал милостыню, как можно спастись, не подавая милостыню?" Умный епископ…
Второе средство – это иконы. В "Житии св. Тарасия" прямо утверждается, что без икон спастись невозможно (11).
Третье средство – это употребление своего богатства "на украшение церквей Христовых, ибо чрез сие возможно получить Царство Небесное" (12). Судя по всему олигархи сегодня очень хотят попасть в Царство Небесное! Дело тут вовсе не в моей неприязни к богатым людям – нет! Просто им за большие деньги, которые они в бизнесе очень грамотно применяют, обещают то, чего они не получат, и потому их сделка оказывается самой неудачной и неумной. Обманываться за такие огромные деньги очень глупо, поскольку, если уж есть желание быть обманутым, то это можно сделать гораздо дешевле.
Четвертое средство – это почитание игумена как Бога. Именно так наставлял св. Кирилл Туровский: именно "как Бога" (13). Можно было бы это посчитать и чисто монашеским прибабахом, но такой же подход простой народ переносит и на свое отношение к священникам. Потому и получается, что всякие алкоголики и развратники имеют огромный авторитет, потому что их духовная нагота хорошо прикрывается рясой.
Пятое средство – это "убегать людей". Такое наставление услышал с небес св. Арсений Великий (14), проживший всю жизнь вдали от людей как рак-отшельник. Он также считал, что ему надо постоянно нюхать вонючую воду, в которой замачивал финиковые листья для изготовления рогож, чтобы Бог мог его избавить от озера огненного (15).
Шестое средство – это целый ворох советов от преп. Лаврентия Черниговского, современного нам старца, почившего в сер. XX века (16). Он как-то говаривал: "Счастливы те, кто записан в книге жизни". Слушатели вопрошали: "А кто же там записан?" – "У кого влечение к церкви". Довольно исчерпывающий ответ.
В другой раз он вроде бы и Писание цитирует: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим10:13). Но потом берется снова за свое: "Просфорами омываются грехи человека"; "Живи благочестиво и Богоматерь поможет спастись". После своей смерти он является одной из своих духовных овец и говорит, что причащение и исповедь являются сутью спасения.
Он же много учил, что во времена антихриста погибнет много духовенства. Тогда один дьяк спросил, как ему спастись, если он сам служитель? Лаврентий: "Не знаю". Тот в плач, т.к. получается, что у священнослужителей нет шанса на спасение. Святый успокоил его, предсказав ему спасение через болезнь и смерть, что и исполнилось, когда дьяк, "заболев на голову", умер.
Неудивительно, что при такой путанице в вопросе спасения, человеку, вдруг обращающемуся к Богу, очень сложно найти ответ. Возможно, так происходит и потому, что сами монахи на самом деле не знают, какой ответ дать на этот вопрос.
В подтверждение сказанного я предлагаю следующую историю преп. Никиты Столпника (17). Будучи крайне испорченным, он решил всей душой обратиться к Богу, при этом бросив жену. Он четко просит игумена: "Спаси погибающую душу". Настоятель же начинает устраивать испытания в духе Шаолиньского монастыря: "Постой у ворот обители 3 дня и поплачь, поисповедуйся". Никита простоял назначенный срок, но никакого ответа не последовало. Тогда он голышом полез в болото кормить комаров. Через 3 дня его нашли истекающим кровью от укусов. Игумен снова за свое: "Что ты делаешь?" Никита опять говорит то, что спрашивающий в упор, слыша не слышит: "Отец! Спаси погибающую душу". И настоятель спас: постриг в монахи, определил келию, где он должен молиться день и ночь.
А где же наставление? Наивный! Какое наставление?! В православии, а жития выражают православные взгляды, годовые воздержания от сна и пищи заменяют пятиминутные наставления. По-моему, если следовать в таком духе, то любой невежда может быть игуменом, лишь бы было побольше аскезы. В общем, ни тот, кто ищет, не может найти ответа, ни тот, кто должен его дать, не может этого сделать: глас вопиющего в пустыне получается!