Лекция № 8 по истории средних веков
От 25 октября 2005 года
…главным … станет королевство Иерусалимское. Завоевание Иерусалима в 1099 году и коронование Готфрида Лотарингского в том же году ознаменовали практическое достижение цели христианской Европы. Практически все священные места Ближнего Востока оказались под контролем христиан. Иерусалим становится центром Иерусалимской монархии. По периметру это королевство фланкируется еще несколькими христианскими образованиями. Самое крупное из них графство Триполитанское, где укрепился Раймонд Тулузский, где он даст корни самостоятельному правящему графскому дому.
Какова дальнейшая история ближневосточных владений христиан? Каковы масштабы, каков характер крестовой экспансии на Ближний Восток в течение последующего времени. Вся последующая история Иерусалимского королевства и христианских владений условно делятся на 2 больших этапа.
Первый этап охватывает почти весь XII век: 1099-1187 год. Этот этап – период блестящего развития христианского Ближнего Востока, своего рода пик могущества Иерусалимской монархии, Иерусалимского королевства. Этот этап приходится на годы правления Арденн-Анжуйской династии. Это Лотарингский дом. XII век. Речь идет о ближайших преемниках Готфрида Лотарингского, который с перерывами будет занимать иерусалимский престол вплоть до середины 1180-х годов.
1187 год – катастрофа Латинского востока, потеря Иерусалима, которая ввергает ближневосточные владения в состояние почти перманентного хаоса. Из последствия этой катастрофы латинянам не удастся выкарабкаться вплоть до конца истории ближневосточных владений.
2 период – конец XII – конец XIII века. Период кризисов, нестабильности, постоянных смут, междоусобиц. Закончится в 1291 году потерей последнего опорного пункта на ближневосточном побережье, потерей крепости Акры, что формально может считаться датой завершения всей этой крестовой эпопеи на Ближнем Востоке.
1 этап важен формированием внутренних структур Иерусалимской монархии, правительственного аппарата и некой правовой законодательной базы, которая с начала XII века будет выступать относительно действенной величиной на Ближнем Востоке. Сама организация Иерусалимской монархии по большому счету выступала осколком типичной континентальной модели. Во главе король, который избирается советом крупнейших вассалов. Над королем еще выше папа, церковь. Церковь представлена специальными уполномоченными в Иерусалиме в статусе патриарха Иерусалимского. Этот патриарх выступает посланцем апостольского престола, он осуществляет связь между христианскими владениями на востоке и непосредственно Римом.
Органы управления типичны для континента. Центральным из них становится курия короля, совет короля. Этот совет представлен высокопоставленными надомными слугами. Это кравчий, стольник, маршал, каметад, который предводительствует войсками, комплектуемыми из наследственных земель.
Плюс к этому наличие большого числа островков баронских, рыцарских, графских и маркграфских ленов на территории самого королевства. Историки не раз отмечают, что беда Иерусалимской монархии это отсутствие сплоченного наследственного домена, и изобилие вассалов, которые в состоянии оспорить королевское решение.
К числу крупнейших синьорий, покрывавших собой территорию Иерусалимского королевства следует отнести ______ и Иорданию, это земли, расположенные к востоку и к северу от Иерусалима. Это маркизатство Яффа, княжество Аскарол, Цезарея и прочие более мелкие _______ .
Король мог распоряжаться в лучшем случае лишь несколькими сотнями копий. Королевское ополчение в лучшие времена, в середине XII века, могло насчитывать от силы 500-600 вооруженных рыцарей, панцирная конница, которая вместе с вооруженными слугами …
Власть слаба. Но это типичная континентальная модель. И примеры этому мы находим на европейском континенте.
Правовая база. Обычное вассально-ленное право, впервые более-менее четко сформулированное, якобы непосредственно вслед за взятием Иерусалима. Легенда гласит о том, что летом того же 1099 года, когда удалось захватить Иерусалим, Готфрид, собрав вокруг себя уроженцев разных земель, потребовал сформулировать основные положения этого правового кодекса. И каждый из его баронов внес свою лепту в составление этого Иерусалимского правового памятника.
Согласно традиции эти фиксированные нормативы были скреплены печатями вассалов иерусалимского короля и переданы на хранение в Храм Гроба Господня. Отсюда их название в исторической литературе «Письма Гроба». Это все полулегендарная традиция. Реальное начало иерусалимскому праву будет положено в 1120 году. Во время очередного съезда королевских рыцарей в Наврузе будут сформулированы важнейшие тезисы, аспекты правовой системы Иерусалимской монархии. Они получат наименование «Иерусалимских ассиз», или «Иерусалимского правового кодекса». С 1120 года с Наврузовской конференции или со съезда вассалов в Наврузе, этот костяк будет постоянно обрастать дополнительными правовыми тезисами, статьями. В конечном счете уже в XIII в. выльется в достаточно обширный документ «Ассизы Иерусалимского королевства».
Главная проблема, с которой столкнулись и Готфрид и его ближайшие наследники, это прежде всего проблема обороны границ христианских владений в условиях хронического ________ . Пилигримы заняли или «освободили» Иерусалим и прочие святые места, выполняя обет, данный святой церкви и непосредственно римскому папе. Поэтому после завершения похода в 1099 году большая их часть сочла бы справедливым возможность покинуть службу у иерусалимского короля и вернуться к себе на родину. Поэтому из 30 тысяч пилигримов, дошедших до Иерусалима летом 1099 года, примерно половина вернулась к себе в европейские страны.
Поэтому задача № 1 – обеспечить контингент не просто послушных вассалов, но и вассалов достаточно многочисленных, многолюдных, способных помочь и королю и церкви в борьбе с внешней опасностью.
Какие меры предпринимают иерусалимские государи в течение XII века? Самая распространенная – поощрение христианской колонизации. Вокруг Иерусалима, вокруг крупнейших общин, вокруг крупнейших поселений с годами появляются небольшие общинки крестьян-пилигримов, которым на льготных условиях позволяют заниматься земледелием и служить непосредственно иерусалимскому монарху.
Вариант второй – активная миссионерская работа среди местного мусульманского населения, и как следствие, появление достаточно большой прослойки _крещенных крестьян, т.е. крещеных мавров. Из них формировались в том числе и воинские контингенты.
Естественно, все это были долгосрочные акции. А христианам, иерусалимским монархам и их вассалам нужен был скорый успех, прежде всего в борьбе с непосредственной внешней угрозой.
Начиная с _____ десятилетия XII века (1120е) с востока иерусалимских властителей будут активно подпирать мусульманские князья, мусульманские атабеки, властители многочисленных княжеств, расположенных к востоку от Иордана. Это семитские, месопотамские, а чуть позже египетские эмиры, которые в 1-й пол. XII века уже попытаются лишить христиан значительной части территории. Естественно, что в таких условиях функционирование самих христианских поселений, самой христианской общности на Ближнем Востоке было поставлено в строгие координаты военных условий и условий военного времени. Это был настоящий режим военных поселений. И абсолютно все в структурах управления Иерусалимской монархии было подчинено этим военным задачам.
Срочные меры: две такие меры будут реализованы и осуществлены в течение 1-й пол. XII века:
а) попытка сооружения специальных оборонительных фортов, которые опоясывали по восточному, северному и южному периметру иерусалимских границ христианские земли.
б) формирование духовных рыцарских братств, объединений, орденов.
Фортификационные сооружения в условиях почти непрекращающихся столкновений с мобильным, очень подвижным востоком, с мобильными, очень подвижными контингентами мусульманской конницы. Пилигримам было важно построить долговременные точки, предназначенные для успешной обороны. Поэтому именно на Ближнем Востоке, а не внутри континентальной Европы рождается каменное военное зодчество Запада. Таких крепостей будет воздвигнуто несколько. Но настоящими шедеврами стали 2 крепости, 2 замка, 2 настоящих оплота, расположенных на разных полюсах Иерусалимских границ. Это крепость Крак де Шевалье на границах Триполи и Иерусалимских владений. И южная цитадель между Иерусалимом и песками у берегов Красного моря Крак Монреаль. Это настоящие шедевры военного зодчества, пик достижений военно-инженерного искусства запада в эпоху XII-XIII веков.
Формирование, объединений, орденов. Традиции духовно-рыцарских братств не были порождением только лишь ближне-восточной экспансии. Эти традиции восходят к еще более ранней эпохе, к XI и даже X векам. Эти традиции тесно связаны с паломничеством. Поскольку долгие странствия к святым местам требовали элементарного материального имущественного вспомощенствия и защиты этих паломников. Поэтому история духовно-рыцарских орденов, тех, которые в нашем сознании ассоциируются с образом классического крестоносца, история этих орденов восходит по большому счету к многочисленным богадельням, приютам и общинам по опеке над сиротами, нищими и больными пилигримами, которые возникнут в X-XI вв. Это традиция вспомощенствия христианам, единоверцам в процессе паломничества.
В учебниках (черный лучше) дана хронология появления этих духовно-рыцарских братств, говорится о том, что сперва появился Госпиталь святого Иоанна, позже появились госпитальеры, позже немецкий орден. По большому счету такая четкая градация является вещью достаточно относительной. Нет ни одного основополагающего документа, который бы четко фиксировал старшинство того или иного духовно-рыцарского братства. Поэтому говоря об истории возникновения этих духовно-рыцарских миссий, мы должны подразумевать долгий характер становления этих объединений и долгий характер формирования общин.
Выстроим все-таки определенную хронологию, чтобы не портить впечатление об учебнике. Считается, (когда историк говорит «считается», значит он толком сам об этом ничего не знает, точной информации и данных нет) что около 1070 года в Иерусалиме хлопотами и стараниями итальянских паломников-купцов возникнет община при госпитале святого Иоанна Страннооприимника. Община, на базе которой позже, уже в XII в., сформируются военные структуры. К числу первых исторически фиксируемых личностей в истории этой общины мы обнаруживаем некоего Герарда, скорее всего уроженца Фландрии, который в начале XII века попытался придать этой общине при госпитале святого Иоанна более-менее стройную организацию. Тем не менее, вплоть до середины XII века, члены этой общины, позже представители, в том числе и знати, добровольно посвятившие себя обету помощи малоимущим, выполняли большей частью исключительно мирские функции. Они оказывали помощь материальную, лечили и опекали пилигримов, которые огромными массами совершали паломничество к святым местам в Иерусалим после 1099 года.
Около 1128 года в Риме после долгих прений римские папы позволят легализовать эту организацию. Община святого Иоанна получит статус ордена, соответственно свой устав, свою организацию, обзаведется филиалами за пределами Иерусалимского королевства.
Середина XII века. Функция опеки все больше вытесняется функцией военной. С конца XII века рыцари ордена святого Иоанна Страннооприимника или иначе Госпитальеры (так как община возникла поблизости от госпиталя и на основе опеки над пациентами этого госпиталя), эти рыцари принимают активное участие в обороне внешних границ Иерусалимского королевства. Это уже в большей степени военный орден.
Считается, что вторым по счету станет орден или братство Храмовников (от слова храм). В первой четверти XII века, как гласит легенда, группа бургундских рыцарей во главе с Уго Дефайном, видя сколь небезопасно паломничество в святую землю, и видя сколь слабо иерусалимские монархи контролируют внутренние земли, решают посвятить себя задачам защиты паломников. И спустя несколько лет, в 1120- годы XII века по ходатайству одного из крупнейших проповедников запада XII века святого Бернара Клеровоского, эти рыцари получают орденский статут. Так формируется братство воинов Соломонова Храма, поскольку первая резиденция членов этого ордена располагалась там, где согласно традиции когда-то возвышался Храм царя Соломона, по латыни темплюм, следовательно тамплиеры. Тамплиеры, рыцари Соломонова Храма. В отличие от Госпитальеров, в отличие от Иоаннитов, храмовники с самого начала боевой орден, боевая организация. Структуры его подчинены исключительно военным интересам.
Что общего для двух вышеназванных орденов? Прежде всего, структура организации. 3 класса:
1) Непосредственно полноправные рыцари, это верхушка и элита. Какова численность? В лучшем случае в конце XII века членов орденов насчитывалось порядка 500-600 воинов, действующих на территории Иерусалимского королевства.
2) Класс сержантов. Если рыцари были добровольцы из знати, из общественной элиты, которые решили дать обет и посвятить себя служению, то сержанты это преимущественно уроженцы поселений, городов, они выполняли функцию младших командиров, младших воинских начальников.
3) Класс клириков. Непосредственно священники, которые справляют богослужения, отправляют мессу, таким образом реализуют орденские религиозные требования.
Сами рыцари дают классический обет европейского монаха XII века. Это обет послушания, нестяжательства и безбрачия. К этому добавляется еще обет, чаще всего нефиксированный письменно, это обет защиты святой церкви и подданных святой церкви.
На стыке XII-XIII веков появится еще одна орденская организация.
Эта третья организация будет выступать с самого начала достаточно локальной, достаточно ограниченной. Причем даже по национальному признаку. Речь идет о немецком воинском братстве, которое сформируется под занавес XII века в ходе так называемого 3-го Крестового похода. В городе Антиохия издавна имелась часовня Девы Марии, которой обычно поклонялись немецкие пилигримы, прибывающие с континента. Здесь они приносили дары, здесь же был госпиталь. Для защиты этих паломников из земель Священной империи в конце XII века возникнет товарищество, орден святой Девы Марии Немецкой. В латинской транскрипции... тавтоникоум.
Легенда гласит, что учредителем этого ордена был старший сын императора Фридриха Барбароссы, Фридрих Швабский. Отправившись вместе с отцом в ходе 3 Крестового похода, после гибели отца возглавил весь немецкий контингент, шедший на восток. Герцог Швабский распорядится бренные останки отца от костей. Тело будет отвезено обратно в Германию, а кости зашиты в кожаный мешок. И Фридрих Швабский упокоит останки своего отца непосредственно под плитами этой Антиохийской часовни. Произойдет это около 1191 года.
Фридрих Швабский считается основателем немецкого орденского братства. Это орденское братство с самого начала находилось под покровительством двух властей: императора Священной Римской империи и римского папы. Вас не должен удивлять черный двухглавый орел, символ Священной Римской империи на плащах этих рыцарей, как одна из ипостасей ленного вассального сюзеренитета.
Проблематика этих орденов. Следует предположить, что европейская христианская традиция знает обилие крестной символики, обилие крестной проблематики. В разное время она обогащалась по-разному. Это отразиться и на форме самого креста. Крест по средневековой заповеди имел разные формы, и разный смысловой оттенок вкладывался в эти формы.
Есть прямой латинский крест это символ католической церкви, символ католической конфессии и принадлежности к ней.
Есть крест восточный, со скошенными перекладинами. Этих перекладин может быть несколько. В европейской традиции кресты такой формы тоже появятся, но в несколько ином варианте – нижняя перекладина прямая. Иногда она тоже дополнятся новыми элементами.
Прямой латинский крест с добавлением нижних перекладин – это лотарингский крест. С XII века крест такой формы как правило носили уроженцы Лотарингии, т.е. те пилигримы, которые отправлялись на восток проливать кровь непосредственно из земель Лотарингии.
Есть косой крест, иначе именуется Андреевским крестом, иначе Бургундским крестом. Апостол Андрей был распят на кресте такой формы. Святой Андрей в средние века был покровителем Бургундии. Петр 1 Великий, гостив у шотландских католиков, увидел такой крест, он ему очень понравился, поэтому он, переиначив его, привез в Россию. У шотландских католиков он белый на голубом фоне. У нас он синий на белом фоне.
Крест с расцветшими лепестками, утолщенными кончиками. Это особый крест, с которым связывалась особая традиция христианского запада. Это Осифлянский крест. Евангельская традиция: на 3-й день после распятий Спасителя к его древу подошел Иосиф ________, случайно коснулся своим посохом, и увидел, что этот посох чудесным образом расцвет в его руках. Крест такой формы – воплощение традиции креста животворящего, дарующего жизнь. В эпоху Клюни, религиозного возрождения в XI-XIII вв. эта символика обретала особый смысл.
Это диалектика учения о Христе, это амбивалентность(двойственность?) креста и крестной функции. Есть крест разящий, им поражаю врагов Христовых. … рубил железным крестом летом 1097 года. И крест животворящий, дарующий жизнь и исцеление всем верующим.
Именно такой крест появится в XII в. на плащах представителей всех орденских братств, всех 3-х орденов, организованных и сложившихся в святой земле и в Палестине. Цветовая гамма различна. Но она повторяется и содержит в себе строго определенный набор цветов: белый, красный, зеленый, черный.
Храмовники – алый Осифлянский крест на белом полотнище, символ служения до крови, символ верности и смерти в борьбе за чистую как первый снег веру.
Крест госпитальеров: красный на черном плаще. Это кровь, пролитая во искупление мрака, в котором пребывали христианские святыни под гнетом неверных.
Немецкая традиция: черный крест на белом полотнище. Немецкий орден будет основан в конце XII века, когда Иерусалим уже будет отнят маврами, мусульманами. Поэтому символика трактуется как скорбь по потерянным святыням, что отразиться даже на имперской проблематике. Черный орел это опечаленный орел, опечаленный тем, что воины христовы никак не могут установить прочный контроль над христианскими святынями на Ближнем Востоке.
В XII-XIII вв. появятся новые духовные рыцарские братства, в том числе на Пиренейском полуострове, в Прибалтике. Об этом позже.
Тамплиеры в этой триаде выступают главной ударной силой. Они защищают укрепленные замки типа Крак Монреаль. Они же организуют начало всех крупных кампаний. Они бросаются в бой, в самые безнадежные атаки. Военная слава Тамплиеров в XII в. будет стоять на высоте и выше славы других духовных рыцарских братств.