N оформлять ответ так, чтобы он был адекватно оценен экспертом

Задание творческой направленности, в рамках которого обучающиеся смогут продемонстрировать не только знание исторических фактов, но и умение их анализировать, обобщать, делать выводы

Особенность этого задания

N возможность выбора одного из четырех персоналий, , один из которых изучается в курсе Всеобщей истории, предлагаемых для написания исторического сочинения

n Что бы выполнить это задание ученик должен как бы решить две задачи: Научиться видеть критерии и соответствовать им

n оформлять ответ так, чтобы он был адекватно оценен экспертом

Требования к выполнению задания:

-указать время жизни персонажа с точностью до части века

– назвать не менее ДВУХ направлений деятельности

-указать время жизни персонажа с точностью до части века

– назвать не менее ДВУХ направлений деятельности

Чего не требуется делать при выполнении задания

n Эмоциональной оценки,

n литературной эстетики

Критерии оценивания задания (К1)

n При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1) учитывается, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий

n Указание точных лет жизни от выпускников не требуется.

n Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанным с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается

n Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпуск­ник указал годы (или период) правления, активной государствен­ной (военной и т.п.) деятельности. Если эти даты указаны вер­но, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию К1.

Требования к оцениванию задания К2

n По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности.

n Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах

n Количество направлений деятельности, достаточных для её характеристики, может быть различным, но всегда не менее двух

Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать:

n изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.),

n использование необходимых терминов,

n раскрытие причинно-следственных, пространственных и временных связей.

n Если изложенных выпускником фактов недостаточно для характеристики какого-либо направления деятельности исторической личности или выпускник привел лишь частные факты, не затронув наиболее важных, не раскрыл основные понятия, причинно-следственные связи и т. п., то при оценивании задания это может быть учтено как верное указание самого направления деятельности, но не засчитана его характеристика.

Требования к оцениванию задания К3

n При оценивании выполнения задания по третьему критерию (КЗ) учитываются результаты деятельности по направлениям

n Выпускник может выделить характеристику результатов как отдельную часть ответа, а может раскрыть результаты при характеристике направлений деятельности.

n Если выпускник из нескольких направлений деятельности исторической личности охарактеризовал только одно и правильно охарактеризовал результаты деятельности только по этому направлению то по линии «характеристика результатов деятельности» данный ответ оценивается 1 баллом из 2-х возможных.

n на оценку задания влияют фактические ошибки, сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником особенностей эпохи, в которую жил исторический деятель.

n Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литера­турное оформление ответа

Основой любого научного сочинения является логическая пара «тезис-аргументы»

n Один аргумент — это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Тезис может быть признан обоснованным, когда приведены несколько аргументов.

n историческое сочинение приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

n вступление

n основная часть: тезис, аргументы; тезис, аргументы; тезис, аргументы и т. д.

n заключение.

Работа с черновиком

n на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события.

n Записать все нужное интересное, что будет иметь отношение к теме.

n Далее нужно будет привести все это в порядок, выстроить аргументы, факты, теоретические положения, термины в логической последовательности.

n Самые ответственные части работы- вступление и заключение.

n Вступление содержит хронологические рамки активной деятельности исторической личности. Заключением должна стать яркая мысль, которая резюмирует рассуждения

Алгоритм характеристики исторического деятеля

n определить время деятельности исторической личности;

n кратко охарактеризовать социальное происхождение;

n выделить цели, задачи и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп;

n определить личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности;

n назвать основные направления деятельности, проблемы, события, достижения)

n раскрыть и оценить средства, способы, методы, формы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени для осуществления поставленных задач на каждом направлении. Если необходимо показать связи и противоречия личности- в деятельности, между его целями и средствами достижения, с другими людьми;

n привести основные итоги и результаты деятельности на каждом направлении ( в социальной, духовной, политической. экономической сферах); причины успеха и неудач.

n Оценить роль и значение в истории (влияние исторической личности и её деятельности на дальнейший ход событий. Можно дать обобщенную характеристику перечисленным результатам, указать альтернативные оценки данного исторического деятеля, существующие в исторической науке, выразить свое отношение к результатам деятельности данной исторической личности (восхищение или неодобрение каких то его поступков; возможна оценка с точки зрения общественного блага, позиций гуманизма или понимания прогресса.

Практикум

Биографическая справка

Александр Невский.

Время деятельности - ХIIIв. Годы жизни около 1200-1263 гг

Александр Ярославич Невский - внук князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), крупнейший русский, военный деятель XIIIв. Был князем новгородским (1236-1251), тверским (1247-1251), великим князем владимирским (с 1252 г). Почти четверть века мечом и дипломатией защищал Русь от смертельных угроз с запада и с востока. Александром одержана блестящая победа в устье Невы над шведским военным отрядом в 1240 г. за что и стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена. Попытки навязать Руси католичество были пресечены. Его победы предопределили путь развития северо-западных русских земель. Александр Невский умелыми действиями предотвращал разорительные набеги монголо-татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду и добился освобождения русских от обязанности выступать с войском на стороне ордынских ханов в их войнах, против других народов. При нём началось вытеснение представителей ханской власти на Руси и передача их функций великому князю. Считая гибельным открытое противодействие монголам, Александр Невский надеялся использовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которую рассматривал как более серьёзную угрозу православной вере и существованию самой Руси. С помощью ордынцев подавил народное восстание в Новгороде, вызванное переписью населения, чтобы сохранить мирные отношения ханами. Пресекал выступления, направленные против сбора дани в пользу Орды. Александр был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель(Александр Благоверный.).

К1 Выберите правильный ответ

1.1.Александр Невский хил в Х веке

1.2.Александр Невский хил в ХII веке

1.3 Александр Невский хил в ХIII веке

1.4 Александр Невский хил в ХIV веке

2.1. Александр Невский был великим князем Московским?

2.2 Александр Невский был великим князем Владимирским?

К2. Основные направления деятельности

На основе биографических данных Александра Невского заполните пропуски в характеристике основных направлений деятельности

Александр Невский умелыми действиями_________________разорительные набеги монголо-татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду и _____________освобождения русских от обязанности выступать с войском на стороне ордынских ханов в их войнах, против других народов. При нём ______________________ханской власти на Руси и _______________великому князю. Считая________________________________, Александр Невский надеялся использовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которую рассматривал как более серьёзную угрозу православной вере и существованию самой Руси.

К3. Характеристика результатов деятельности

Наши рекомендации