Разделы учебной дисциплины (модули)

№п/п Наименование раздела дисциплины, темы Виды учебной работы (час) (в соответствии с учебным планом)
лекции практические (семинары) самосто-ятельная работа
Модуль 1. Теоретические понятия дисциплины
Понятия «текст» и «сюжет»
Автор / герой / читатель как участники эстетической деятельности. Формы авторской саморефлексии
Модуль 2. Сюжеты чтения и письма в русской литературе 1-ой половины ХХ века
Проблема пишущего героя, включенного в среду и идеологический дискурс эпохи
Сюжет ухода пишущего героя в текст в романе Е. Замятина «Мы»  
Роман Л. Леонова «Вор». Сюжет создания текста романа персонажем-писателем  
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Экзистенциальное спасение героя-писателя в акте создания художественного текста  
Проблема создания текстов в романах о литературной среде 1930-х годов. К. Вагинов «Труды и дни Свистонова», В. Каверин «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»  
Сюжет становления героя-интерпретатора в романе В. Набокова «Дар»
Сюжет становления героя-творца в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»  
  Модуль 3. Сюжеты чтения и письма в русской литературе 2-ой половины ХХ века      
  Проблема неавторитетного рассказчика в литературе 1960-х гг.      
Сюжет создания текстов неавторитетными героями в рассказах В. Шукшина    
В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Путем взаимной переписки». Проблема интерпретации бюрократических текстов человеком из народа  
Сюжет вины творца за реализацию текста в повестях А. Синявского «Любимов» и «Пхенц»  
  Проблема героя-интерпретатора в литературе 1970-1980-х гг.      
А. Синявский «Прогулки с Пушкиным». Претворение ситуации чтения в ситуацию интерпретации текстов Пушкина  
Литературоведческие интерпретации как выражение творческой позиции неидеального героя в романе А. Битова «Пушкинский дом»
Интерпретация текстов как свидетельств исторических событий в исторической прозе 1970-х гг. (Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Ю. Домбровский, Б. Окуджава)  
Интерпретация текстов экзистенциальным героем как выражение духовной эстафеты в романах Ю. Трифонова  
Документальная проза о войне. А. Адамович, С. Алексиевич. Вытеснение слова интерпретатора текстами-свидетельствами героев    
Интерпретация фрагментов текстов как возможность восстановления истины о прошлом в романе М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича»  
  Проблема письма героя-писателя в литературе 1980-1990-х гг.      
В. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив». Создание текстов героем-писателем в ситуации наблюдения социальной жизни / жизни природы    
Письмо как фиксация героем-писателем хаотичного слова героя-шизофреника в романе С. Соколова «Школа для дураков»  
Осознание героем-писателем последствий претворения текста в реальности в романе Ю. Буйды «Ермо»    
Выбор между диктатом «текстов» и диктатом «среды» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»  
  Модуль 4. Сюжеты чтения и письма в постмодернистской литературе      
«Технологии» создания текстов в повестях С. Довлатова «Записные книжки», «Ремесло», «Зона»  
Сюжет бегства втекст и поэтика комментария в романе Д. Галковского «Бесконечный тупик»  
Чтение вымышленных исторических текстов как элемент постмодернистской игры в квазиисторической прозе (В. Шаров, Д. Липскеров, П. Крусанов)  
Искажение процессов чтения и переписывания текстов молодым героем в романе Т. Толстой «Кысь»    
Сюжет создания романа о Босхе как процесс самоидентификации в романе А. Королева «Быть Босхом»  
Изменение мотивов жизни и письма в романах М. Шишкина «Всех ожидает одна ночь», «Венерин волос», «Письмовник»
  Модуль 5. Сюжеты чтения и письма в литературе «non-fiction» 1970–2000-х гг.      
Чтение и комментирование текстов родственников как сопротивление энтропии времени в «семейно-мемуарной» прозе 1970-х (В. Катаев «Кладбище в Скулянах»)  
«Мемуары» о писателях 1980-х гг. (С. Гандлевский «Трепанация черепа»). Имитация «фактуры» нехудожественного текста  
Игра с текстом как моделирование внешнего взгляда на своё поколение в романах А. Наймана к.1990-х гг.    
  Итого:
             

5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.

Наши рекомендации