Работа над текстом второй главы

Первую часть текста второй главы учащиеся воспроизводят подробно по предложенному учителем плану.

• Расскажите, как Нильс ощущал себя маленьким человечком:

1. Нильс и предметы вокруг него.

2. Нильс и зеркало.

3. Решение Нильса измениться.

4. Нильс и воробей.

5. Нильс и домашние птицы.

Пересказ отрывка от имени Нильса

Учащимся предлагается попробовать стать на место ге­роя и пересказать отрывок от имени Нильса, упот­ребляя местоимение первого лица — «я». Эту работу учащиеся выполняют «цепочкой».

Ролевое чтение.

Учи­тель назначает чтецов: автора, Нильса, воробья, пету­ха, кур, гусей. Задача ролевого чтения — во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя всту­пать в чтение, во-вторых, войти в образ и выразительно прочитать свои слова. Поэтому учитель даёт возмож­ность всем учащимся внимательно просмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение, и подумать, каким тоном голоса, с каким вы­ражением прочитать свои слова. Слова воробья, пету­ха, кур и гусей могут попробовать произнести затем и другие учащиеся класса, а учитель определит, у кого из них получилось лучше выразить состояние и чувства героев и почему.

¾ Какие новые черты характера героя раскрываются в отрывке? (Желание мальчика исправиться, измениться: «Никог­да, никогда больше Нильс никого не обидит! Он станет самым послушным, самым примерным мальчиком».)

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать текст до конца, по­думать над тем, как дальше будут разворачиваться со­бытия, ведь книга называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Цели:формирование умения составлять характе­ристику героя; развитие умения выразительного чте­ния прозаического текста; развитие речи, творческого воображения; воспитание доброжелательного отноше­ния ко всему живому.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Работа над текстом второй главы

Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».

Пересказ первого эпизода текста

¾ Подтвердилось ли желание героя измениться, ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит»?

Действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и го­ворить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить. И тогда к Нильсу вновь возвраща­ются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост. В данном случае кот оказывается благо­роднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отно­шение к себе матери Нильса и, проучив героя, покида­ет его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».

¾ Как относится к своему герою писательница?

Вид­но, что она не скрывает своего отрицательного отно­шения к жестоким проделкам Нильса. Она описыва­ет их так подробно, чтобы вызвать у читателей не­приязненное отношение к герою, осудить его поступ­ки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.

Подробный пересказ второй части текста («Нильс и гуси»)

Развитие речи

Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след про­стыл», «будто ни в чём не бывало». Учащиеся подбирают к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочета­нию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».

6. Выразитель­ное чтение текста

Учащиеся заранее продумывают, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.

Наши рекомендации