Работа над текстом второй главы
Первую часть текста второй главы учащиеся воспроизводят подробно по предложенному учителем плану.
• Расскажите, как Нильс ощущал себя маленьким человечком:
1. Нильс и предметы вокруг него.
2. Нильс и зеркало.
3. Решение Нильса измениться.
4. Нильс и воробей.
5. Нильс и домашние птицы.
Пересказ отрывка от имени Нильса
Учащимся предлагается попробовать стать на место героя и пересказать отрывок от имени Нильса, употребляя местоимение первого лица — «я». Эту работу учащиеся выполняют «цепочкой».
Ролевое чтение.
Учитель назначает чтецов: автора, Нильса, воробья, петуха, кур, гусей. Задача ролевого чтения — во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя вступать в чтение, во-вторых, войти в образ и выразительно прочитать свои слова. Поэтому учитель даёт возможность всем учащимся внимательно просмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение, и подумать, каким тоном голоса, с каким выражением прочитать свои слова. Слова воробья, петуха, кур и гусей могут попробовать произнести затем и другие учащиеся класса, а учитель определит, у кого из них получилось лучше выразить состояние и чувства героев и почему.
¾ Какие новые черты характера героя раскрываются в отрывке? (Желание мальчика исправиться, измениться: «Никогда, никогда больше Нильс никого не обидит! Он станет самым послушным, самым примерным мальчиком».)
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать текст до конца, подумать над тем, как дальше будут разворачиваться события, ведь книга называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Цели:формирование умения составлять характеристику героя; развитие умения выразительного чтения прозаического текста; развитие речи, творческого воображения; воспитание доброжелательного отношения ко всему живому.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и целей урока
Работа над текстом второй главы
Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».
Пересказ первого эпизода текста
¾ Подтвердилось ли желание героя измениться, ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит»?
Действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и говорить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить. И тогда к Нильсу вновь возвращаются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост. В данном случае кот оказывается благороднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отношение к себе матери Нильса и, проучив героя, покидает его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».
¾ Как относится к своему герою писательница?
Видно, что она не скрывает своего отрицательного отношения к жестоким проделкам Нильса. Она описывает их так подробно, чтобы вызвать у читателей неприязненное отношение к герою, осудить его поступки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.
Подробный пересказ второй части текста («Нильс и гуси»)
Развитие речи
Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след простыл», «будто ни в чём не бывало». Учащиеся подбирают к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочетанию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».
6. Выразительное чтение текста
Учащиеся заранее продумывают, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.