Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Кол...ектив, кол...едж, кол...екционер, кол...ония, кол...изия, кол...осс, коло…с, кол...оквиум, кол...оид, прес..., компрес..., компас..., стрес...

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru

Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.

Апломб область, пределы распространения чего- нибудь; среда; замкнутая поверхность, все точки которой удалены от центра;

Идентификация прославление, возвеличение кого-либо; торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений

Объективный существующий вне нас как объект; связанный с внешними условиями, не зависящий от чьей-либо воли

Патент направление развития, стремление; предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая кому-либо

Сфера документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете; свидетельство на право занятия торговлей

Тенденция излишняя самоуверенность в поведении, в речи

Апофеоз установление совпадения

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 1. Определите причину нарушения коммуникативных качеств научной речи в данных предложениях.

К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.__________________________________________

У рецензента уйма претензий к автору научного сочинения________________

Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.___________

Астрономия и ее методы играют большое значение в жизни современного общества.__________________________________________________________

Представленная армада схем затрудняет восприятие содержания научного сочинения._________________________________________________________

Научная работа выполнена на скорую руку.____________________________

Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал._________________________________________________

Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.____________________________________

Тема 4.

Научный текст. Виды научных текстов.

Способы извлечения информации

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 1. Проверьте уровень своей теоретической подготовки.

Научные тексты бывают_________________________________________

2. Структура научного текста:______________________________________

Работа над текстом начинается с _________________________________

Это не просто часть работы, но и документ, ________________________________________________________________

Во введении ____________________________________________________

________________________________________________________________

Содержание основной части зависит от ____________________________

7. Заключение – это _______________________________________________

К научным текстам дается библиография - ________________________________________________________________

9. К методам логической организации научного текста относятся:

ü _____________________________________________

ü _____________________________________________

ü _____________________________________________

ü _____________________________________________

10. По способу построения различают научные тексты:

ü _____________________________________________

ü _____________________________________________

ü _____________________________________________

11. Термин – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

12. Термины бывают: _____________________________________________

_______________________________________________________________

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru

Задание 2. Определите, с какими пометами даны в словаре русского языка нижеприведенные слова. Сформулируйте вывод.

Слово Помета Вывод
1. Акселерация    
2. Алгоритм    
3. Алиби    
4. Альтернатива    
5. Аналог    
6. Априори    
7. Дедукция    
8. Каротин    
9. Карст    
10. Категория    
11. Легитимный    
12. Мораторий    
13. Объектив    
14. Аберрация    

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 3. Отметьте предложения, характерные для научного стиля речи. Какой признак является основным?

1. Ольха, кажется, относится к семейству березовых.

2. Картошку посадили в соответствии с новой технологией.

3. Голубика растет в умеренном и холодном поясах Северного полушария, в тундре, лесной зоне и верхнем поясе гор.

4. Олово – химический элемент IV группы, относится к металлам и плавится при температуре 281,9 °С.

5. Волнистых попугайчиков часто держат в неволе.

6. Архейская эра, по-видимому, отличалась вулканической деятельностью.

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 4. Определите, к каким элементам структуры научного текста (введение, основная часть, выводы) относятся данные фразы.

Фраза Элемент структуры научного текста
1. Итак, мы увидели, что у тех, кто оказывает на нас воздействие через СМИ или рекламу, есть немало способов обойти те законы и запреты, которыми общество пытается как-то нормализовать эту деятельность.  
2. В данной главе рассматриваются правовые вопросы использования средств воздействия на сознание граждан, в первую очередь, законы о средствах массовой информации и о рекламе.  
3. Данное исследование посвящено анализу воздействия СМИ и рекламы на сознание человека. Актуальность темы очевидна…  
4. Таким образом, очевидно, что само по себе использование монет из драгоценных металлов не являлось гарантией стабильности денежного обращения. Стоимость золота и серебра так же относительна, как и стоимость других товаров.  
5. Именно этот факт позволил нам выдвинуть гипотезу, что...  

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 5. Определите, какие методы логической организации научного текста (индукция, дедукция, аналогия, проблемное изложение) описаны в данных ситуациях.

1. Автор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах._____________

2. В ходе лекции докладчик формулирует ту или иную проблему, предполагает пути ее решения, обсуждая это со слушателями, вовлекая их в мыслительный процесс._______________________________________

3. Лектор начинает свой доклад с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.______________________________

4. В статье автор выдвигает тезис (или гипотезу), потом обосновывает, доказывает или опровергает его, делает выводы и предлагает пути дальнейшего исследования._________________________________________

5. Ученый в своей статье излагает цель исследования, анализирует собранные им факты, обобщает результаты анализа и формулирует выводы. ________________________________________________________

6. Лектор строит свой доклад, проводя параллель с тем, что хорошо знакомо слушателю._____________________________________________

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 6. Прочитайте внимательно данные тексты. Определите тип каждого научного текста. Заполните пустующие графы.

Текст 1. Возьмем, к примеру, четверостишие классика:

Поймали птичку голосисту,

А ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят:- Пой, птичка, пой!

О чем это? Да не о птичке, конечно, а о свободе поэтического творчества, о том, что ущемляют эту свободу. Это всякому понятно, но обратим внимание, что высказанная только что идея шуточного (на первый взгляд) стихотворения нигде в тексте не содержится: «черным по белому» не дана. Откуда же мы ее взяли? Говорят: «она содержится в подтексте». Допустим, но где содержится подтекст? А ведь он формируется только в нашем мозгу, в нашем сознании. Только наши знания жизни, в частности, знания о существовании конфликта между поэтическим творчеством и официальной властью, позволяет нам провести аналогию между «птичкой» и «поэтом», между «сжатой рукой» и «цензурой», между «писком» и вынужденным «выполнением социального заказа», между естественным «свистом» и свободной песней поэта. Получается, таким образом, что понимание текста – весьма сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель.

(«Основы психолингвистики»)

______________________________________________________________________

Текст 2.

Приходилось ли вам задумываться, почему Даль стал уче­ным-лексикографом? Действительно, Владимир Иванович мог до­бросовестно служить мичманом или быть первоклассным врачом. Но все-таки победил интерес к языку, и Даль стал знаменитым лингвистом.

С детства Даль хорошо знал не только русский, но и другие иностранные языки, потому что отец его был по происхождению датчанином, а родственники по матери выходцами из Франции. Мать знаменитого ученого свободно владела пятью иностранными языками. Отчего же Даль изучал русский язык и посвятил свою жизнь составлению словаря русского языка?

Наверное, потому, что Владимир Иванович в совершенстве знал латынь, немецкий и французский, был с детства воспитан на «многоязычии» и прекрасно понимал, чем русский язык превосхо­дит другие языки. Увлеченный богатством, красотой, благозвучием и совершенством русского языка, Даль начинает собирать сло­ва. Первые записи слов Владимир Иванович сделал еще в марте 1819 года. Несмотря ни на что, он продолжал эту нелегкую рабо­ту на протяжении полувека.

Когда началась русско-турецкая война, Даль отправился на фронт военным врачом. На привалах или вечером у костра он до­ставал тетрадь в переплете, с которой никогда не расставался, за­писывал в нее новое слово, пословицу или поговорку. Среди солдат были и сибиряки, и костромичи, и волжане, и новгородцы, и вскоре Даль научился отличать по говору выходцев из разных губерний.

Каждый год в середине лета открывалась знаменитая ниже­городская ярмарка. На нее съезжались люди со всей России. Там Даль пополнял запасы слов и крылатых выражений для словаря и сборника пословиц. Уже к лету 1853 года лексикограф закончил работу над сборником «Пословицы, поговорки и прибаутки рус­ского народа», а вскоре, в 1863—1866 годах, вышел в свет далевский четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка».

(По М.Бессараб, В.Прудоминскому)

______________________________________________________________________

Текст 3.

Термин(лат. terminus – предел, граница, пограничный знак). Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственная также экспрессия. Термин может входить в состав только одной терминологии (префикс, позитрон, дифференциальное исчисление), но может также входить в разные терминологии (операция – в медицине, финансовой области, военном деле; ассимиляция – в биологии, этнографии, лингвистике). Одни из терминов утратили свой сугубо специальный характер и стали широко употребляться в разных стилях речи. Таковы искусствоведческие и литературоведческие термины жанр, портрет, стиль, дуэт, образ, сюжет; научные и производственно-технические термины аккумулятор, рентген, конвейер, термометр; философские термины диалектика, мышление, категория, понятие и др. Другие термины сохраняют свой узкоспециальный характер (бином, аффриката, вектор, неметаллы и т.д.)

(из «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой)

__________________________________________________________________

Цель текста – описания:___________________________________________

_________________________________________________________________

Цель текста – рассуждения:________________________________________

__________________________________________________________________

Цель текста – повествования:______________________________________

__________________________________________________________________

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 7. Прочитайте научный текст.

Одна из важнейших функций синонимов в публицистике – это оценочная функция. Она отражает глубинную сущность этого вида литературы, его стремление к воздействию на пишущего, слушающего, читающего.

Оценочная функция выражается многообразно. Используя различные лексические средства, автор может высказать, донести до читателя свое позитивное или негативное отношение к тому, о чем пишет, и тем самым повлиять на мнение читающего. В реализации оценочной функции участвуют как языковые, так и контекстуальные синонимы… Синонимы широко используются и для построения риторических (стилистических) фигур. Одна из таких фигур – градация, где каждый последующий синоним усиливает предыдущий. Рассмотрим пример: И хотя любовь никогда не для чего-то, всегда сама по себе радость, блаженство, благодать, - каждая счастливая пара вносит в мир свое тепло. (Померанц 1997).

Усиление значения признака каждого выделенного слова происходит по нарастающей: радость – «веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения», блаженство – «полное и невозмутимое счастье; наслаждение», благодать – «в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила». Здесь автор возводит любовь в ранг божественного. Начиная с любви-радости, он переходит к любви-благодати, любви, ниспосланной свыше…

Таким образом, выбор синонимов в публицистике часто определяется их оценочным характером, так как оценочность и эмоциональность – характерные особенности языка публицистики.

Задание 8. Из данного текста выпишите научные термины, распределив их по группам. В каком словаре, по-вашему, Вы можете найти дефиниции этих терминов?

Общенаучные термины:_____________________________________________

__________________________________________________________________

Межнаучные термины:_____________________________________________

__________________________________________________________________

Специальные термины:______________________________________________

__________________________________________________________________

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 9. Определите тему и цель данной статьи.

1. Тема данной статьи - _____________________________________________

________________________________________________________________

2. Цель ее - _______________________________________________________

________________________________________________________________

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Задание 10. Определите, какие приемы использует автор научной статьи для доказательства своей концепции?

___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Проверим грамотность! Вставьте вместо точек нужную букву.

П…стельный портрет, п…стельное белье, военная к…мпания, нефтяная к…мпания, поет диск…нтом, получить диск…нт, учитывать конъ…нктуру, высказывать конъ…ктуру.

Вставьте, где необходимо, вторую согласную. - student2.ru Поработаем со словами!

Наши рекомендации