Основные компоненты процесса обучения

Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

1. Методика преподавания истории как научная дисциплина.

2. Место методики преподавания истории в системе педагогических наук.

3. Методы исследования процесса обучения.

4. Связь методики преподавания истории с другими науками.

Литература

Багдановіч I.I. Методыка выкладання гісторыі ў школе : вучэб. дапам. – Мн. : БДПУ, 2009.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений – М. : ВЛАДОС, 2000.

Вяземский Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе – М.: ВЛАДОС, 2003.

1.Методика от греческого «методос», что означает путь исследования, способ познания. Методика преподавания истории – научная дисциплина, изучающая закономерности процесса обучения данному предмету.

основные компоненты процесса обучения - student2.ru основные компоненты процесса обучения - student2.ru Преподавание ОБУЧЕНИЕ Учение

(деятельность учителя) (познавательная деятельность

учащихся)

основные компоненты процесса обучения - student2.ru Образование

основные компоненты процесса обучения - student2.ru основные компоненты процесса обучения - student2.ru Процесс обучения Воспитание

Развитие личности

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Для чего учить? Чему учить? Доступность обучения

основные компоненты процесса обучения - student2.ru основные компоненты процесса обучения - student2.ru ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

комплекс задач курса, образовательный ВОЗМОЖНОСТИ И

раздела, темы стандарт, учебный ВОЗРАСТНЫЕ

план, программы, ОСОБЕННОСТИ

основные компоненты процесса обучения - student2.ru учебники УЧАЩИХСЯ

Как учить?

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

формы, методы, методические

приемы и средства обучения

основные компоненты процесса обучения - student2.ru

Как проверить и оценить?

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

- сформированность научного мировоззрения;

- качество знаний: глубина, прочность, оперативность, осознанность;

- сформированность умений и навыков, уровень интеллектуального развития;

- воспитанность: общая культура, этика поведения, соблюдение норм нравственности, эстетические вкусы и взгляды.

МЕТОДИКА изучает, исследует объективно существующие взаимосвязи, взаимозависимость между всеми компонентами процесса обучения данному предмету в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Общие закономерности обучения изучает дидактика. Методика отдельного учебного предмета рассматривается как частная дидактика. Методика прокладывает путь от теоретического исследования к практике педагогической работы, разрабатывает практические рекомендации учителям, обобщает передовой педагогический опыт.

Знание методики преподавания – основа формирования педагогического профессионального мастерства каждого учителя истории. В начале XX века российский методист Сингалевич С.П. писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета». (Сингалевич С.П. Методика истории. Казань, 1918) Таким образом, учителю недостаточно хорошо знать источники, историю, программный исторический материал средней школы, но важно умение интересно, доступно, ярко и эмоционально, методически правильно, используя разные приемы и средства обучения, преподнести, раскрыть этот материал учащимся так, чтобы он был учащимся понят и усвоен.

3. ПРЕДМЕТ исследования методики – процесс обучения основам той или иной науки. ОБЪЕКТОМ исследования методики являются содержание, организация, формы и методы обучения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ методики преподавания истории как научной дисциплины:

1. Педагогическое наблюдение – это изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Педагогическое наблюдение и изучение организации учебно-воспитательного процесса предполагает:

- непосредственное посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий и их анализ;

- анализ собственного педагогического опыта;

- изучение документов, отражающих результаты обучения ( журналы, тестовые задания, контрольные срезы, конспекты уроков, протоколы разбора уроков, доклады учителей на методических семинарах и педагогических конференциях).

2. Экспериментальное (опытное) исследование

– это альтернативные учебные планы и программы, и на их основе опытное преподавание, в том числе вновь вводимых курсов;

– пробные учебники, и их экспериментальная проверка;

– экспериментальные уроки (разные их методические варианты в параллели классов по одной теме, нестандартные уроки);

– экспериментальные внеурочные занятия.

3. Изучение передового педагогического опыта, освещенного в печати, в средствах массовой информации и т.д.

Методические исследования позволяют:

а). выявить типичные недостатки обучения учащихся с целью определения путей их преодоления;

б). проанализировать, систематизировать и внедрить в массовую практику передовой педагогический опыт ( идеи педагогического сотрудничества, опорные конспекты по теме урока, блоковая система уроков по большой теме, ролевое участие учащихся в проведении урока).

Знание основ методики – необходимое условие профессиональной подготовки выпускника университета, педвуза.

4. Методика преподавания истории тесно связана с другими науками: 1). историей, 2). философией, 3). социально-политическими науками, 4). с логикой – наукой о приемах и способах рассуждения ( методика: логически последовательное изложение материала, логика раскрытия исторических процессов), 5). с психологией – наукой о психике, о психических процессах, состояниях и свойствах психической деятельности ( методика: общие законы психической деятельности, возрастные и индивидуальные особенности личности учащихся; процессы запоминания, забывания, внимания), 6). с педагогикой, так как в методике конкретного предмета используются основные принципы дидактики, изучающей теоретические основы обучения системность, доступность, наглядность, активность, прочность, развивающий и воспитывающий характер обучения.

Наши рекомендации