Л. экзекуция бесов и грешников

Рассматриваемые в данном подразделе жития, напрямую готовят своих читателей к поражению оккультными силами, потому что закладывают совершенно ошибочные представления о духовном мире. Как я понимаю, все случаи, связанные с рукоприкладством невидимых существ по отношению к людям, имеют своим прецедентом случай из 2Мак.3:25,26 (100). Там ангелы избили одного царского посланника Илиодора за его попытку конфискации средств из храмовой сокровищницы. Насколько эта история вообще могла иметь место? Здесь очень много поводов для сомнений: книга-то неканоническая, и в ней, кроме этого случая, имеются много и других несоответствий.

Очень популярной является тема избиения во сне провинившихся верующих умершими святыми. Св. Феодор Студит за непочтение к своим произведениям отметелил во сне бывшего своего поклонника, уклонившегося в сомнения относительно правдивости его трудов (101). Подобным же образом отмутузил одного нерадивого монаха преп. Сампсон (102). Схлопотала железной палкой от ангела и св. Сира, когда в начале своего уверования как-то усомнилась в вере (103). Я здесь на самом деле не понимаю логики ангела: она верующая "без года неделю", а у любого новообращенного сомнений хоть отбавляй. Если за малейшее сомнение должно быть такое наказание, то апостолов Христа вообще надо было забить палками до смерти за их отречение от Господа (Мф.26:56). И хотя дело было во сне, после пробуждения у всех синяки были самые настоящие.

Справедливости ради следует отметить, что избиения происходили не только во снах, но и наяву. Описание, похожее на работу современных бритоголовых, мы можем найти в "Житии преп. Савватия" (104). Когда святой появился на Соловецком острове, это вызвало противление местных рыбаков, которые прекрасно осознали, что через время потеряют свои охотничьи и рыбные угодья. Именно потеря угодий чаще всего являлась истинной причиной нелюбви местного населения к появляющимся в их местах монахам. Промысловики понимали, что через время там будет монастырь, к которому князь припишет окружающие земли, а то и их самих для обслуживания обители. Эти ситуации иногда вскользь упоминаются в житиях (105).

Некий рыбак с женой решил поселиться на острове, но однажды монахи были напуганы страшным криком: кричала женщина. Как оказалось, ангелы встретили ее и палками отлупили так, что она чуть не скончалась. Почему не мужа побили – я не знаю, может, они его бы не одолели. Суть истории ясна: не мешайте монахам селиться там, где они хотят.

Еще более круто разобрался св. Николай (106) с женщиной, не пошедшей на воскресное богослужение. Почему же она так поступила? Ей приказала ее госпожа. Сам Николай в сопровождении таких же святых Бориса и Глеба пришли к ней средь бела дня и разобрались по полной программе. Дом ее разметали наполовину (это старание Бориса и Глеба), а ее саму Николай за руку так бросил в окно, что она чуть не скончалась. Да, Бог рекомендует посещать собрания (Евр.10:25), но почему же сегодня нет таких жестких разборок? Процентов 70-80 православных не посещают храмы, а их никто не бросает в окошко. И как после этого простой человек не будет больше почитать св. Николая Угодника, чем Бога, если первый ограничивается рекомендациями, а второй может отлупить?

Летальным исходом закончилось избиение одного вельможи-гомосексуалиста: его ангел забил до смерти (107).

Известны примеры избиения бесов умершими святыми. Так, в "Житии св. Андрея Юродивого" (108), Иоанн Богослов, вместе с такими же святыми, окружил бесов, запер их в помещении, снял со св. Андрея цепи и надавал каждому бесу по заднице по 100 ударов! Я не знаю, сколько длилась экзекуция (приступы у душевнобольных могут быть длительными), но бесы верещали, прося о помиловании и чувствуя при этом физические боли.

Самого сатану удалось поколотить муч. Иулиане (109). Бог ей дал над ним полную власть, и она, схватив его за грудки, трясла им изо всех сил. Потом связала веревкой и стала бить, и он страдал от ран. Причем так сильно, что сам автор жития удивляется: как же так сильно можно бить бесплотного духа? Да, перефразируя классика, мы можем только добавить: "О, сколько нам открытий чудных, готовит житийный заблужденья дух…" Молотила она его всю ночь, как боксерскую грушу, а на утро, по пути на допрос, кинула его в кучу навоза. Такое обращение с дьяволом не снилось даже суперрадикальным харизматам, против которых неусыпно подвизается известный сегодня в РПЦ Александр Дворкин.

Святые Федор Сикеот и ап. Иаков пошли еще дальше (110). Они не просто молотили бесов, как это делали другие святые, а мучили их! Это очень похоже на садизм, когда целью является не дать отпор посягателям, а насладиться мучением другого существа. Я не вижу разницы, от чего происходит наслаждение: от мучения беса или невинного существа, поскольку садизм – это состояние самих мучителей, коими здесь выступают святые. И могут ли после этого они быть святыми?

Повторяю: на основании Писания, говорящего о бесах как духах с бестелесной природой, никто из людей не может им физически причинить боль, и все эти случаи – обычная "липа". Более того, это прямое заимствование из языческих мифов, где смертные при определенных условиях причиняют раны бессмертным богам. Так в "Илиаде" говорится о ранениях нескольких богов: Арея, Афродиты, Геры и др. (111).

М. СЛАВЬСЯ ОККУЛЬТИЗМ!

Я долго сомневался относительно названия этого пункта, в конечном итоге склонившись все-таки к вышеуказанному. Почему? Да потому, что оно наилучшим образом определяет место оккультизма в житиях. С одной стороны, жития, безусловно, осуждают такие проявления, как чародейство, спиритизм и др. Но с другой – такое описание, какое имеется в житиях, лишь больше популяризирует эти богопротивные практики.

Могут ли вредить простому верующему все эти бабки, колдуны, спиритисты, маги и еще целая рота представителей этой сатанинской публики? В "Житии преп. Афанасия" ясно сказано: "Благочестивому и по-божески живущему человеку не может причинить вреда никакое чарование или волхвование" (112). Слава Богу! Простой православный может быть спокоен и не страшиться всей этой нечисти! Доводилось вам слышать высказывание: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить…"? Данное утверждение о бессилии бесовских сил в отношении верующего находится в томе №11, а тот, кто прочтет все, что говорится по этой теме в житиях, к такому выводу уже не придет. Посуди сам, читатель.

Открывает любитель житий том №2 и находит интересующий его пример. В "Житии св. Киприана и Иустины" (113) сокрыт следующий "бриллиант". Будучи до уверования колдуном, этот Киприан обладал огромными способностями. Так, он стал помогать одному неверующему юноше Аглаиду овладеть верующей девицей Иустиной. Он послал к ней блудного беса, а та отогнала его крестным знамением. Бес превратился в Иустину (суккуба) и попытался дать возможность удовлетворить юношескую плотскую похоть с собой. Когда же Аглаид произнес: "Прекрасная моя Иустина!", то бес испарился (видимо бес боялся не только имени Иисуса, но и Иустины). Тогда превратил колдун Аглаида в птицу, посоветовав влететь к Иустине через окно, но под ее взглядом он расколдовался и чуть не убился, упав с высоты. Киприан навел язву на весь город и скот, распустив слух, что в случае, если она откажется выйти замуж за Аглаида, он умертвит весь город. В конце концов, святая разрушила его чары, а Киприан уверовал. Но такая святая не всегда найдется под рукой, а с колдуном лучше не ссориться: вот урок, который извлечет из этой истории обычный верующий.

Продолжим читать жития дальше, и доходим до тома №5. Вот "Житие преп. Макария Египетского" (114). Тут вообще фантастическая история. Один египтянин воспылал любовью к замужней христианке, которая любила своего мужа и была добродетельна, потому и не пошла на грех. Колдун не смог чарами ее принудить к этому греху, но очень даже смог очаровать глаза всех людей так, что она казалась всем лошадью! Правда при этом она не могла есть сено как лошадь, и хлеба как человек.

Приходит однажды муж домой, глядь в спальню, а там на кровати лошадь с копытцами! Муж-то понял, что это околдованная его жена. То ли было что-то в повадках, указывающее на его жену, то ли обручальное кольцо на копыте – не знаю! Он бегом к пресвитерам за помощью, а у них тоже глаза очарованы. Он давай к Макарию в пустыню: надел на свою сердечную женушку уздечку и привел. Монахи, ученики Макария, тоже были с очарованными глазами (какое-то дистанционное очарование получается!): "Куда прешь с лошадью к святому?!" Только у Макария были глаза не очарованы, и он ее расколдовал.

Здесь возникает очень много вопросов. Дело даже не в том, что колдун вредит доброй христианке. Оказывается, дьявол имел к ней доступ потому, что она 5 недель не причащалась! Но сегодня, если взять критерий посещаемости за эталон (хотя это и неверный критерий!), большинство православных в церковь не ходят месяцами, а то и годами. Следовательно, все они потенциальные кандидаты в лошади, если к ним применить мерки житий. Еще больше недоумения вызывает способность колдуна очаровывать очи пресвитеров и монахов на расстоянии. Неужто все священнослужители так малосильны духовно? А что тогда говорить о простых верующих!

В житиях колдуны попадаются какие-то очень вредные. Где они таких набрали? Тот же колдун, что превратил женщину в лошадь, превратил девушку в ослицу. В другом житии волшебница чарами заставляла спать с собой всех мужчин, кого только пожелала (115). Как после этого сексуально озабоченные женщины не будут обращаться к колдовству?! Мать этой колдуньи могла удерживать птиц в полете и останавливать течение реки. Она едва не свела в могилу одного очень благочестивого юношу, насланной на него во сне болезнью. Он так мучился, что много раз хотел утопиться. Некий святой сказал этому юноше: "По Божьему попущению беззаконные волхвы могут вредить людям". Тогда вообще надо их бояться, т.к. не знаешь, по попущению они вредят или без попущения. А Симон-волхв, когда его попытались казнить, смог вместо себя под меч положить барана в своем образе, умеющего разговаривать (116).

Эту житийную бесофобию отметил в одной из своих книг и современный православный миссионер Андрей Кураев (117). Хотя это и очень смело для Кураева, поскольку жития сотни лет официально одобрялись руководством РПЦ. Более того, отцы русского православия XIX в. (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и др.) эти жития советовали изучать. Не простых людей надо обвинять в духовном невежестве, а многие поколения богословов и руководителей РПЦ, допустивших популяризацию этой галиматьи в своей церкви.

Как простой верующий не будет испытывать соблазн использовать бесовские силы в своих личных целях, если этому учат сами жития?! Один такой же глупый бес, как и тот, который однажды решил искушать Иоанна Новгородского в рукомойнике, так же попытался поиздеваться над св. Феодором Печерским (118). Только на этот раз чуть по-другому. Святой на жерновах молол муку, а бес решил сам помолоть, пока святой отдыхал. Феодор за это приказал ему молоть муку, пока не кончится зерно. Так и пришлось бесу из 5 возов зерна сотворить 5 возов муки! Может этот бес, как это бывает в индийских фильмах, был братом того другого беса, который искушал Иоанна Новгородского? А может это тот же самый, судя по бестолковости искушения? Не знаю…

В другой раз бесы решили разбросать все бревна, которые святой носил от реки на гору. Не наученные горьким опытом, они наступили на грабли дважды: Феодор заставил их за одну ночь перенести все, а они еще и инициативу проявили: все бревна рассортировали по размерам!

Есть парочка житий, где некие умельцы используют бесовскую силу себе на благо, а потом раскаиваются. Особенно интересен пример из "Жития св. Василия Великого" (119). Некий раб сенатора захотел жениться на дочери хозяина. Составил с сатаной письменный договор, и дьявол все сделал: он женился на возлюбленной, которая вдруг воспылала к нему невиданной страстью. После свадьбы стали замечать какое-то странное поведение новоиспеченного мужа: стал он уклоняться от собраний, молитв и других духовных упражнений. Долго шла борьба за его душу, но благодаря усилиям св. Василия Великого все закончилось хорошо. Договор дьявол вернул в присутствии всего народа (видели свиток, летящий по воздуху). Вывод для искателя удачи: можно с дьяволом дружить, т.к. в итоге ушлый раб и дочь хозяина хапнул, и от ада отвертелся! Вот почему так любят у нас высказывание: "черт не выдаст, свинья не съест". Такие истории больше нацеливают на духовную безнаказанность и толкают в объятия колдунов.

Честно говоря, многие жития сообщают о чудесах, которые больше смахивают на колдовство в христианской упаковке. Мне интересно смотреть, как тот же А. Дворкин усиленно пытается сегодня найти параллели между харизматическими церквями и оккультными учениями, абсолютно не обращая внимание на тот факт, что таковых параллелей больше между православием и оккультизмом.

Так, по молитве одного святого застыли на месте кони, начальник и колесница (120). Это один к одному совпадает с деяниями упоминаемой выше колдуньи. Подобное проявление православные аналитики сегодня также относят к оккультизму (121). Это обычная разновидность полтергейста. Кстати, летающий свиток также прекрасно вписывается в эту категорию. Старец Симеон (122) кого из детей целовал в лоб, те и умирали во время эпидемии. Те же, кто хотел рассказать о подвигах старца, не могли этого сделать по той простой причине, что их кто-то держал за язык. Св. Григорий Печерский вынудил воров спать 5 суток, а других воров держал 2 суток с ворованными мешками на плечах (они не могли сдвинуться с места, т.к. их держала какая-то сила (123). Очень похоже на гипноз.

Примеры можно приводить бесконечно, даже если не трогать чудеса посредством икон, тему которых я уже раскрыл в другой книге (124). В данном разделе я лишь чуть-чуть приоткрыл прелесть нелепостей, коими полны жития, и здравый человек это примет для себя. Даже если читатель захочет и дальше оставаться православным, то, по крайней мере, будет иметь понимание и осторожность в обращении с такого сорта литературой.

Может, несмотря на наличие стольких глупостей и исторических несоответствий, жития могут научить спасительным истинам? Ведь может же человек учиться и на баснях Эзопа или Крылова, извлекая рациональное зерно? Если так хочется читателю добывать золото из морской воды, пожалуйста. Но боюсь, что ищущий в житиях спасительного познания, испытает большое разочарование, прочитав последующий раздел.

Примечания к разделу "Нелепости в житиях"

1. Ж-3, стр.6-7 "Житие и чудеса св. Космы и Дамиана"

2. Ж-4, стр.528-529 "Житие св. Григория"

3. Ж-5, стр.181-182 "Память преп.муч. Зосимы и муч. Афанасия"

4. Ж-5, стр.718-720 "Страдание муч. Неофита"

5. Ж-6, стр.187-202 "Страдание свящ.муч. Харалампия"

6. Ж-9, стр.194-195 "Страдание вел.муч. Ирины"

7. Ж-10, стр.645,647 "Житие славного и всехвального ап. Петра"

8. Ж-11, стр.382 "Страдание вел.муч. Марины"

9. Ж-12, стр.37 "Перенесение мощей первомуч. Стефана"

10. Ж-12, стр.422 "Память свящ.муч. Евтихия"

11. Ж-4, стр.81-82 "Страдание вел.муч. Варвары"

12. Ж-4, стр.333 "Житие св. Спиридона"

13. Ж-7, стр.122-123 "Страдание муч. Конона"

14. Ж-11, стр.172 "Страдание вел.муч. Прокопия"

15. Ж-7, стр.390-391 "Страдание муч. Хрисанфа и Дарии"

16. Р. Мазелло "Падшие ангелы", стр.124-128

17. Ж-1, стр.59-60 "Житие св. Иоанна Постника"

18. Ж-1, стр.306 "Память Филофея пресвитера и чудотворца"

19. Ж-9, стр.746 "Память св. Игнатия Ростовского"

20. Ж-12, стр.370 "Страдание муч. Евлалии"

21. Ж-12, стр.561 "Житие благоверного кн. Александра"

22. Ж-5, стр.304 "Житие преп. Маркиана"

23. Ж-3, стр.302-303 "Житие Иоанна Милостивого"

24. Ж-8, стр.107 "Память преп. Феодоры Солунской"

25. Ж-8, стр.177 "Житие преп. Афанасии"

26. Ж-7, стр.627 "Преставление св. Ионы"

27. Ж-2, стр.60-61 "Житие св. Андрея Юродивого"

28. Ж-7, стр.234 "Память св. Софрония"

29. Ж-10, стр.72 "Житие и страдание св.муч. Лукиана"

30. Ж-11, стр.836 "Празднество в честь Почаевской иконы Божией Матери"

31. Ж-12, стр.507 "Сказание об усекновении главы Иоанна Предтечи"

32. Ж-9, стр.428 "Житие св. Епифания Кипрского"

33. Ж-4, стр.828-829 "Житие преп. Марка и Феофила"

34. Раздел "Погрешности в житиях", пункт "Г", подпункт "В"

35. Ж-1, стр.162 "Память св.муч. Евпсихия"; Ж-11, стр.675 "Память св.муч. Акакия"

36. Д. Макдауэлл "Неоспоримые свидетельства", стр.186-187

37. Ж-5, стр.270 "Память св.муч. Картерия"

38. Ж-1, стр.318 "Память св.муч. Севастианы"

39. Ж-3, стр.618 "Память муч. Менигма"

40. Ж-1, стр.331 "Страдание Веры, Надежды, Любви и Софии"; Ж-6, стр.218 "Страдание св.муч. Власия"; Ж-11, стр.83 "Страдание св.муч. Феодора"

41. Ж-5, стр.340 "Страдание муч. Татианы"

42. Ж-11, стр.375 "Страдание св.муч. Антиоха"

43. Ж-11, стр.563 "Страдание муч. Христины"

44. Ж-7, стр.197 "Память св. Кесария"

45. Ж-8, стр.313 "Страдание св.муч. Ианнуария"

46. Ж-1, стр.649 "Память св.муч. Дады, Гаведдая и Каздои"

47. Ж-7, стр.187-188 "Страдание 40 мучеников"; Ж-9. стр.433-434 "Страдание муч. Гликерии и Лаодикия"; Ж-12, стр.396 "Память св.муч. Луппа"

48. С. Мусский "100 великих чудес техники", стр.220

49. Ж-11, стр.25 "Страдание муч. Потита"; Ж-8, стр.362 "Страдание вел.муч. Георгия"

50. Ж-9, стр.547-548 "Память муч. Солоха"

51. Ж-9, стр.114 "Страдание муч. Тимофея и Мавры"

52. Ж-10, стр.275 "Страдание муч. Акилины"

53. Ж-10, стр.84 "Страдание муч. Фронтасия и др."

54. Ж-6, стр.81 "Страдание муч. Феодулии"

55. Ж-1, стр.647 "Память муч. Дады, Гаведдая и Каздои"

56. Ж-2, стр.114-116 "Страдание муч. Харитины"

57. Ж-5, стр.729-730 "Страдание муч. Агнии"

58. Будет рассмотрено в разделе "Сектантство в житиях"

59. Ж-2, стр.458 "Страдание муч. Артемия"

60. Ж-9, стр.197 "Страдание вел.муч. Ирины"

61. Ж-9, стр.203, там же

62. Ж-4, стр.389 "Страдание муч. Лукии"

63. Ж-12, стр.192 "Память муч. Фотия и Аникиты"

64. Ж-10, стр.185 "Житие св. Вассиана Лодийского"

65. Ж-4, стр.239 "Память св.муч. Афинодора"

66. Ж-11, стр.635-636 "Страдание вел.муч. Пантелеймона"

67. Ж-11, стр.332 "Страдание муч. Голиндухи"

68. Ж-12, стр.313 "Страдание св.муч. Емилиана"

69. Ж-1, стр.257 "Память преп. Ефросина"

70. Ж-5, стр.456 "Житие равноап. Нины"

71. Ж-8, стр.75 "Страдание муч. Агафопода и Феодула"

72. Ж-8, стр.176 "Житие преп. Афанасии"

73. Ж-6, стр.113 "Страдание муч. Дорофеи и др."

74. Ж-6, стр.356 "Страдание Зосимы пустынника"

75. Ж-6, стр.479-480 "Память преп. Коприя"

76. Ж-12, стр.398-399 "Память преп. Евтихия и Флорентия"

77. Ж-8, стр.188-194 "Страдание св.муч. Артемона"

78. Ж-2, стр.487 "Житие преп. Илариона"; Ж-4, стр.354 "Память преп. Евгения и Макария"

79. Ж-8, стр.192 "Страдание св.муч. Артемона"

80. Ж-8, стр.390-393 "Чудеса вел.муч. Георгия"

81. Ж-11, стр.332 "Страдание муч. Голиндухи"

82. Ж-11, стр.345 "Житие св. Иулиана"

83. Ж-1, стр.28 "Житие св. Симеона Столпника"

84. Ж-3, стр.614-615 "Память св. Михаила Воина"

85. Ж-8, стр.381,383 "Чудеса вел.муч. Георгия"; Ж-2, стр.574-575 "Чудеса вел.муч. Георгия": таким же образом были избавлены 2 полонянки

86. Ж-9, стр.694,696 "Житие преп. Симеона Дивногорца"

87. Ж-10, стр.360 "Страдание муч. Вита и др."

88. Ж-11, стр.204 "Память преп. Патермуфия"

89. Ж-1, стр.139 "Чудо архистратига Михаила"

90. Гомер "Илиада", стр.67-80

91. Ж-4, стр.620 "Житие преп. Харитона"

92. Ж-2, стр.371 "Житие преп.муч. Лукиана"

93. Ж-2, стр.503-504 "Память равноап. Аверкия"

94. Ж-3, стр.456-457 "Житие св. Григория Неокесарийского"

95. Ж-3, стр.748 "Память св. Иакова Ростовского"

96. Ж-3, стр.791 "Страдание преп.муч. Стефана Нового"

97. Ж-5, стр.180-181 "Житие св. Евстафия Сербского"

98. Ж-5, стр.206 "Память преп. Фостирия"

99. Ж-6, стр.219 "Страдание св.муч. Власия"

100. Ж-12, стр.17 "Страдание муч. Маккавеев"

101. Ж-3, стр.259-260 "Житие преп. Феодора Студита"

102. Ж-10, стр.618 "Житие преп. Сампсона Страннопримца"

103. Ж-12, стр.408 "Страдание муч. Сиры"

104. Ж-1, стр.606 "Житие преп. Савватия"

105. Ж-4, стр.236 "Житие преп. Нила Столобенского"; Ж-7, стр.254 "Память св. Евфимия"; стр.347 "Житие преп. Макария"; стр.401 "Страдание преп. Иоанна и др."; Ж-8, стр.267 "Житие преп. Зосимы"

106. Ж-9, стр.102 "Страдание и чудеса муч. Бориса и Глеба"

107. Ж-2, стр.65 "Житие св. Андрея Юродивого"

108. Ж-2, стр.57, там же

109. Ж-4, стр.581-582 "Страдание муч. Иулианы"

110. Ж-8, стр.328 "Житие преп. Феодора Сикеота"

111. Гомер "Илиада", стр.67-69

112. Ж-11, стр.106 "Житие преп. Афанасия"

113. Ж-2, стр.46-47 "Житие Киприана и иустины"

114. Ж-5, стр.604-605 "Житие преп. Макария Египетского"

115. Ж-7, стр.525-530 "Житие преп. Василия Нового"

116. Ж-10, стр.644 "Житие славного и всехвального ап. Петра"

117. А. Кураев "Оккультизм в православии", гл "Второе пришествие апокрифов"

118. Ж-12, стр.166-168 "Житие преп. Феодора и Василия Печерских"

119. Ж-5, стр.35-41 "Житие св. Василия Великого"

120. Ж-11, стр.323 "Страдание муч. Прокла и Илария"

121. "Искушения наших дней", сборник статей, стр.233-293

122. Ж-11, стр.485,491 "Житие преп. Симеона и Иоанна"

123. Ж-5, стр.257-259 "Память преп. Григория Печерского"

124. Моя книга "О почитании неодушевленных святынь"

СПАСЕНИЕ В ЖИТИЯХ

Самый главный вопрос в жизни

Тот, кто читал книгу "Деяния апостолов", легко может вспомнить главный вопрос из Дн.16:30, который должен в жизни задать себе каждый человек: "Что мне делать, чтобы спастись?" Подобный вопрос прозвучал и в день Пятидесятницы, которую сегодня больше знают как Троицу: "Что нам делать мужи-братья?" (Дн.2:37). Из контекста очевиден смысл вопроса: "Что нам делать, чтобы спастись?"

Ап. Павел ответил вполне определенно: "Веруй в Господа Иисуса…" (Дн.16:31). Таким же был и ответ ап. Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа…" (Дн.2:38). Между Павлом и Петром в понимании того, как должно происходить спасение, нет абсолютно никаких противоречий. Павел после призыва к вере, проповедал Христа и слушатели, покаявшись, приняли водное крещение (Дн.16:32-33). В житиях, кстати, я нашел только один пример такого же четкого ответа, как в Писании (1), хотя я не исключаю, что мог что-то пропустить.

"Как спастись?" – главнейший вопрос в жизни любого человека, не терпящий двусмысленности ответа, туманность объяснений здесь неуместна. Сегодня Церковь ответственна за то, чтобы дать ответ тем, кто заинтересован его найти. Мы можем высказывать разные мнения по поводу того, кто именно убил Джона Кеннеди или с какой целью построен Стоунхендж – это мы вольны понимать, как угодно. Знание, а равно и незнание вещей такого рода ничего не убавит от нашего спасения. Но мы согрешим и понесем ответственность перед Богом, если станем давать на вопрос: "Как спастись?" не те ответы, которые определил Бог, а как бы это должно быть по нашему пониманию.

Хуже всего то, что ответы эти часто могут быть различными. В одном случае кто-то утверждает одно, а в другом можно найти совершенно другое. Люди запутываются в этой разноголосице мнений, пытаясь исполнять то одно, то другое. Прочитай, читатель, книгу "Деяния Апостолов", там нет противоречий в ответах на этот животрепещущий вопрос. Там в любой апостольской проповеди есть призыв к покаянию и вере в Иисуса Христа. Евангельские христиане стараются придерживаться того же курса, чтобы всякими прибавками и домыслами не создавать препятствий людям, ищущим Бога. Поступать иначе, чем поступали апостолы Христа – это и есть проповедь "иного евангелия" (2Кор.11:4).

Ярким примером проповеди "иного евангелия" являются жития святых. Я это говорю со всей ответственностью, не пытаясь подыскивать более мягкие слова для уродливой проповеди спасения в житиях.

Предположим, что Бог кого-то коснулся, взволновав его сердце, и человек духовно прозрел. Он понял, что его жизнь неправильна, и ее надо как-то менять. Куда он пойдет? Его перед этим убеждали СМИ, что истинна только православная вера, и только туда надо идти. Придя в храм, или, вернее, прибежав туда, он ничего кроме свечек и икон не обнаружит, т.к. наставлений там, как правило, никаких не дается. Индивидуальной работы с верующими не проводится, поскольку священник, даже если очень захочет это сделать, просто физически не в состоянии этого реализовать: слишком много у него паствы и слишком загружен он всякими требами. Что делать?

Литературы, которая бы проясняла этот вопрос, при храмах не продают. Я видел десяток храмов в абсолютно разных местах, и там кроме молитвословов и иконок почти нет ничего толкового. Вспомните наставление Феофана-Затворника в разделе №2 ("Спасение имиджа житий", вариант №5): что он советовал изучать новоначальным? Правильно, жития святых. И вот искатель спасения решает окунуться в мир житий, и там найти ответы на волнующий его вопрос. Что он там найдет? Посмотрим.

Наши рекомендации