Легендарный период в истории Киевской Руси 9 страница
81 П. Флоренский. Иконостас, стр. 125.
82 Р. Штайнер. Лекция от 1 января 1915 г. ИПН 275.
83 Р. Штайнер. Лекция от 20 мая 1923 г. ИПН 276.
И еще там говорится: "И мы приходим к тому, чтобы ощущать эти три светящихся цвета так: красное - как блеск живого, синее - как сияние душевного, желтое - как блеск духовного".
84 Там же.
85 Там же.
86 М. Волошин. Статья в журнале "Аполлон", 1914 г., № 5.
87 Р. Штайнер. Лекция от 5 декабря 1920 г. ИПН 202.
88 Там же.
89 Р..Штайнер. Лекция от 20 марта 1920 г. ИПН 198.
90 Там же.
91 В "Житии" Сергия Радонежского говорится, что он основал монашескую общину и "поставил храм Троицы как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Св. Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
92 Л. Любимов. Искусство древней Руси, Москва, Изд-во "Просвещение", 1974, стр. 196.
93 Л. Тихомиров. Монархическая государственность. Буэнос-Айрес, 1968. Свои взгляды на монархию автор излагает на широкой основе. Он, например, пишет: "Мы и при Петровской реформе попали в доселе длящуюся кабалу к иностранцам, но без этой реформы, конечно, утратили бы национальное существование, если бы дожили в варварском бессилии своем до времен Фридрихов Великих, французской революции и эпохи экономического завоевания Европой всего мира. Но Петр был прав только для своего момента и своего дела. Когда же эта система закабаления народа государством возводится в принцип, она становится убийственной для нации, уничтожает все родники самостоятельной жизни народа. ...
94 Церковная политика Петра столь же или даже еще более зловредна. ...Он, как царь, мог не слушать епископов или даже казнить их. Но перестраивать Церковь для подчинения ее государству - не имел ни малейшего права". Далее Тихомиров говорит о том, что с Петра взамен патриарха - "совести" народа, мы получаем Синод - главу церковного управления. Фактически высшей властью в Церкви является обер-прокурор, который ведет все сношения с государственной властью. Епископы занимают второстепенное положение. Между царем и церковью встает посредник - обер-прокурор, и т.д.
95 Петр Иванов. Тайна святых. Париж, 1949, стр. 353. 1)5 Н.И. Костомаров. Собрание сочинений. Кн. I, стр. 208-209.
96 Там же, стр. 42-43.
97 См. цикл лекций Р. Штайнера "Из исследований Акаши". ИПН 148.
98 Р. Штайнер. Лекция от 9 апреля 1912 г. ИПН 158.
99 Р. Штайнер. Лекция от 4 декабря 1921 г. ИПН 209.
100 "Во всей западной и восточной Европе они (норманны) совершили большие исторические деяния. Разве не благодаря переселению народов возникла совершенно новая Европа, чья фаустовская душа, еще дремлющая, была пробуждена неподдельным ударом германского севера, после того как древние боги южных германских племен - готов, бургундцев и т.п. - вступили в бой с римской волчицей?
К величайшим по значению последствиям привело то, что северные люди поселились в северной Франции; от них земля получила название Нормандия. Отсюда подчинил Вильгельм Завоеватель Англию (в 1066 г.), и отсюда в то же самое время было создано норманнское царство в южной Италии и Сицилии.
О западных поселениях викингов вплоть до Исландии, открытие Гренландии и Америки только лишь упомянем". (Н. уоп 5кег51. иг5ргип§ Ки5515пс1, 5. 37.)
Было бы, несомненно, натяжкой, зная все это, видеть в норманнах лишь морских разбойников.
101 Р. Штайнер. Лекция от 4 декабря 1921 г. ИПН 209.
102 Р. Штайнер. Лекция от 23 ноября 1918 г. ИПН 185-а.
103 Р. Штайнер. Лекция от 14 июня 1910 г. ИПН 121.
104 Р. Штайнер. Лекция от 23 ноября 1911 г. ИПН 185-а.
105 Р. Штайнер. Лекция от 16 ноября 1918 г. ИПН 185-а.
Русскому сознанию долго и упорно прививался жупел перманентной немецкой угрозы, исходящей якобы из самой сути немецкой нации. В совершенно безнадежное состояние в этом отношении приведены исторические оценки далекого прошлого. Образ "псов-рыцарей", постоянно лезущих на русскую землю, по своей популярности затмил образы Красной шапочки и Серого волка. Но ведь есть же исторические свидетельства и иного рода. Возьмем их хотя бы из "Истории" С.М. Соловьева (том III): "В 1234 г. князь Ярослав со своими полками и новгородскими выступил на немцев под Юрьев, ...опустошили их землю, истребили хлеб; тогда немцы поклонились князю... тут-то Ярослав выговорил дань с Юрьева для себя и для всех преемников своих, ту знаменитую дань, которая после послужила Ивану IV поводом лишить Ливонию независимости".
"В 1268 году новгородцы собрались опять на Литву, но по дороге раздумали и пошли за Новгород к Раковору (Везенберг), много земель опустошили. ...В январе месяце вошли в немецкую землю и начали опустошать ее по обычаю (выделено нами. - Авт.)". (Стр. 166-167)
В 1371 г. новгородский посадник Юрий Иванович заключил мир с немцами под Новым Городком. В 1377 г. летопись говорит о походе новгородских молодых людей к Новому Городку немецкому: "волость всю потравили, полона много привели и сами пришли все поздорову". (Стр. 299)
А вот что можно прочесть у Карамзина: В 1481 г. Русское войско вступило в пределы Ливонского ордена. "Всех более потерпели священники: Московитяне ругались над ними, секли их и жгли, как сказано в бумагах орденских: дворян, купцов, земледельцев, жен, детей отправляли тысячами в Россию и тяжелые обозы". ("История", т. V, стр. 83) В то же время: "...к счастью для слабых княжеств - Смоленского и Тверского, Ольгерд (литовский) постоянно сдерживался на западе тевтонским орденом". (С.М. Соловьев, том III, стр. 263).
Мы взяли лишь отдельные примеры, но их много. Ходили русские не только на немцев, но и на шведов, и на норвежцев: в 1311, 1316, 1320, 1323 г.г., то есть довольно часто. А что было внутри России? В Москве немцев заставляли одеваться отлично от русских, дабы священник не благословил их нечаянно. Проклятой считалось не только латинская, лютеранская церковь, но и армянская. Однако, несмотря на все это, дело заключается не в том, чтобы из одной крайности впадать в другую и показывать агрессивность русских. Любой европейский, да и иной народ одновременно и агрессивен, и миролюбив, в зависимости от того, под какую власть он попадает; будучи же предоставленным самому себе, всегда склоняется к миролюбию и взаимопомощи в отношении соседей. Также и немцам присущи эти черты. "Сведав о бедствии Новгородцев, - пишет Карамзин, - немцы из-за моря спешили к ним с хлебом и, думая более о человеколюбии, нежели о корысти, остановили голод (в 1225 г.) ...". ("История", т. III, стр. 128) (В.О. Ключевский на это возражает: они боялись, что вымрет рынок сбыта!).
106 Р. Штайнер. Лекция от 3 ноября 1918 г. ИПН 185.
107 Р. Штайнер. Лекция от 23 ноября 1918 г. ИПН 185-а.
108 Н.И. Костомаров. Собрание сочинений, кн. 1, стр. 201-202.
109 Святогор спрашивает Микулу: "Ну скажи, прохожий, что у тебя в этой сумке накладено?" - "Ох, Святогор-богатырь, - отвечает Микула, - в этой сумке ношу тягость от матушки сырой Земли".
110 Р. Штайнер. Лекция от 28 марта 1916 г. ИПН 167.
111 Р. Штайнер. Лекция от 14 ноября 1914 г. ИПН 158.
112 См. лекцию Р.Штайнера от 8 декабря 1918 г. ИПН 186.
113 Р. Штайнер. Лекция от 20 октября 1918 г. ИПН 185.
114 Р. Штайнер. Лекция от 15 декабря 1918 г. ИПН 186.
115 См. подробнее об этом лекцию Р.Штайнера от 15 августа 1923 г. Античность имела высочайшие Мистерии, бывшие провозвестниками грядущего Христа. В Европе им можно уподобить только Мистерии Гибернии (Ирландия). Что касается Мистерий друидов и троттов, то к началу П тысячелетия по Рождеству Христову они были в глубоком упадке. Кроме того, за ними не стояло той мощной культуры, в среде которой цвели греческие Мистерии.
116 Лекция от 11 апреля 1912 г. ИПН 158.
117 Там же.
118 См. об этом в цикле лекций Р.Штайнера "Человеческая и космическая мысль". ИПН 151.
119 Имя Тугарин происходит от слова "туга", которое в древнерусском означало "печаль", "скорбь"; в болгарском "тъга" - "тоска". Это интересно, что среди всех былинных богатырей один Алеша знает печаль и тоску.
120 Историки хотят видеть в конфликте Владимира с Ярополком отражение борьбы Христианства с язычеством. Тенденциозность этого подхода просто примечательна. Жил в XVIII веке историк В.И.Татищев, выходец из знатного дворянского рода. Он занимался не только сбором древних летописей, но также разными мистификациями на их основе. Хорошо поняв значение "государственной" линии в истории, он, чтобы показать ее "глубокую обоснованность", стал смело дописывать в летописях "недостающие места". Им была даже сочинена целая летопись, названная Иоакимовской.* (* Подлинник, с которого Татищев якобы списал эту летопись, конечно, у него не сохранился, и его никто не видел, кроме самого Татищева. Как это похоже на судьбу "Влесовой книги", о которой мы говорили выше.) Она существенно "дополняет" Начальную летопись той идеологией, которую "не догадались" достаточно ясно выразить первые русские князья и которой часто недоставало государственникам. Подобными мистификациями легко соблазняется русский ум. И этот пример не единственный. Позже в том же ключе русской общественности были подложены и более злые вещи, о которых мы уже упоминали: "Завет Петра Великого" (в нем Петр якобы завещал потомкам овладеть Босфором и Дарданелами) и др.
Даже С.М. Соловьев по поводу объяснения борьбы Владимира с Ярополком, данного в Иоакимовской летописи, пишет следующее: "если бы даже это объяснение было выдумано (выделено нами. - Авт.), то и тогда нужно было бы упомянуть о нем как о догадке очень остроумной и вероятной". (Том I, гл. 6). Соловьев чувствует подвохи в татищевских летописях, но устоять против них не может: уж очень удачно это служит концепции, уж очень "идет в строку". Читатель может сам убедиться в правоте наших слов. Для этого пусть он, хотя бы немного отточив свое историческое чутье на текстах подлинных летописей, почитает 1-й том истории С.М.Соловьева, и вскоре сам, не заглядывая в сноски, сможет различать, где С.М.Соловьев цитирует татищевские летописи. Своим доктринерским характером они заметно отличаются от подлинных летописей.
121 Если бы глубоко и обстоятельно исследовать этимологию и пользование в древности на Руси словами для обозначения красоты, то можно бы было получить еще одно и чрезвычайно веское доказательство того, что нами было сказано в предыдущем очерке о возникновении эстетических переживаний в эпоху Андрея Рублева. В русской культуре это просто ключевые слова. Их употребление отражает большой сдвиг в развитии индивидуального начала в русской душе, и этим они подобны слову "совесть" в греческом. Р.Штайнер обращает внимание на то, что у Эсхила (525-456 г.г. до Рождества Христова) повсюду, где речь должна идти о совести, действуют Эринии; Еврипид же (480-406) пользуется словом совесть. В этот короткий промежуток времени греки утратили видение существ совести и употребление соответствующего слова обозначило эту перемену в их душах.
122 Небезинтересно в подобном же смысле рассмотреть и другое место в Начальной летописи. С.М.Соловьев подсчитал, что, когда умер Святослав, Ярополку было 11 лет, а он, как свидетельствует летописец, был женат на гречанке еще при жизни отца. К моменту убийства брата Олега ему было 16 лет, а погиб он в 19. Владимир младше Ярополка и, следовательно, отправлен был на княжение в Новгород вообще малюткой, под присмотром дяди Добрыни, брата матери-рабыни Малуши. Мы не знаем, сколько лет было Ярополковой гречанке, но если она успела до замужества постричься в монашество, то, значит, она была чуть ли не вдвое старше Ярополка и еще более того старше Владимира. В европейской истории известны случаи обручения наследных принцев и принцесс в детском возрасте, но это делалось условно, исходя из интересов династий. Мог ли, спросим себя, о чем-либо подобном думать язычник Святослав, не одобрявший христианство своей матери Ольги, когда давал своему ребенку в жены взрослую женщину, да к тому же монахиню-христианку? Это вообще невероятный факт, если брать его в прямом смысле.
123 См. подробнее об этом в цикле лекций Р.Штайнера "Краеугольные камни познания Мистерии Голгофы" (ИПН 175); особенно лекцию от 24 апреля.
124 Р.Штайнер. Лекция от 30 мая 1908 г. ИПН 103.
125 Там же.
126 Р. Штайнер. Лекция от 3 ноября 1918 г. ИПН 185.
127 Р. Штайнер. Лекция от 23 октября 1905 г. ИПН 93.
128 Р. Штайнер. Лекция от 10 июня 1904 г. ИПН 93.
129 Там же.
130 Интересно по этому поводу вспомнить еще одно высказывание Р.Штайнера: "Прасемитской культуре, - говорит он, - мы обязаны всем тем, что было до сих пор. Но теперь вступает новый импульс вместе со славянскими народами. ...Он работает как скрытая спиритуальность в русских крестьянах. Здесь образуется второй, идущий в будущее виток спирали". (Лекция от 4 ноября 1905 г. ИПН 93-а).
131 "С русской Народной Душой дело обстоит так, что она должна пойти в школу Средней Европы. И если она переработает все, что выработано Средней Европой, то однажды она внесет то, что должна внести в европейскую культуру. Но вместо этого там в беспорядочных хаотических инстинктах совершается нечто удивительное". (Лекция от 22 июня 1915 г. ИПН 157).
132 "Все задатки мышления у человека Востока таковы, что они склоняются к имагинациям, если даже эти имагинации иногда, как у Вл.Соловьева, схватываются абстрактными понятиями".
"На Востоке Европы мы встречаем последний остаток греческого чувства, греческого ощущения". (Р.Штайнер. Лекции от 23 октября 1920 г. и от 8 июля 1923 г. ИПН 200, 225).
133 Небесполезно почитать в 7 главе I тома "Истории" С.М.Соловьева, как "удачно" дополняет недостающие здесь места Татищев, и заодно немного покраснеть за некоторые особенности русской исторической мысли. "Любопытно, - пишет С.М.Соловьев, - что в летописи Иоакима (мы уже говорили, что это за летопись) матерью Бориса и Глеба названа Анна - царевна, причем Татищев соглашает (выделено нами. - Авт.) свидетельство киевского летописца о болгарском происхождении матери Борисовой тем, что эта Анна могла быть (!) двоюродной сестрою императоров Василия и Константина, которых тетка, дочь Романа, была в супружестве за царем болгарским. Если бы так было, то для нас уяснилось бы (выделено нами. - Авт.) предпочтение, которое оказывал Владимир Борису, как сыну царевны...".
134 Р. Штайнер. Лекция от 28 января 1907 г. ИПН 96.
135 См. лекцию Р.Штайнера от 15 ноября 1914 г. ИПН 158.
136 Там же.
137 Мы не имеем возможности широко иллюстрировать наши выводы историческими материалами, поскольку это значительно увеличило бы объем книги и затруднило бы слежение за главным ходом исследования. Однако это может сделать сам читатель, обратясь даже к популярным учебникам истории. Так, например, в них повсюду говорится о первом русском законодательстве, составленном Ярославом. Оно называлось "Русская правда". В склонности к размышлениям о праве сказывается рассудочный характер души Ярослава. Но Ярослав в большей мере христианин, чем его византийские современники. Это выражается в том, что в его законодательстве отсутствуют те поистине человеконенавистнические меры наказания, которые господствовали в византийском праве. При сыновьях Ярослава "Русская правда" была еще более смягчена, в ней упразднили кровную месть, вместо которой был введен штраф, было также исключено право убивать раба, если он ударит свободного, и т.п.
138 Мудрое духовное водительство народов и всего человечества стремится направить исторический процесс таким образом, чтобы он эффективно служил целям человеческого развития в каждую отдельную эпоху. Этим обусловлена смена социальных структур. Они должны служить средством участия в посвятительном процессе самых широких масс. Поэтому ариманические силы ведут в истории непрекращающийся штурм именно социальных структур, стремясь их исказить и таким способом увести все человечество на ложные пути. Именно в социальной жизни в нашей эпохе ведется самая ожесточенная борьба не только за отдельного человека, но за народы и все человечество в целом.
139 Р. Штайнер. Лекция от 1 октября 1922 г. ИПН 216.
140 Там же.
141 См. лекции Р.Штайнера от 7 и 14 октября 1916 г. ИПН 171.
142 Такая практика была сопряжена с большим риском. Например, в Начальной летописи рассказывается об одном черноризце Исакии. Затворился он в пещере в четыре локтя и предался строгому посту и молитве. Ел одну просфору - и ту через день, воды пил в меру. "И так подвизался он семь лет, не выходя на свет, никогда не ложась на бок, но, сидя, спал немного". Однажды воссиял в его пещере свет, явились ему два юноши прекрасных с блистающими лицами и сказали ему: "Исакий, мы ангелы, а там идет к тебе Христос, поклонись Ему до земли". Он и поклонился. Тогда открылось, что это были бесы. Поутру пришел к пещере другой подвижник - Антоний и попросил у Исакия благословения. Но молчание было ответом. Раскопали пещеру, а Исакии лежит, словно мертвый. Два года ходил за ним Феодосии, в течение которых Исакии ничего не ел, не пил и не говорил ни слова. Лишь на третий год удалось Феодосию вернуть в тело далеко улетевшую душу Исакия. Потом потребовалось еще несколько лет, чтобы Исакии уже своими силами овладел собственной телесностью, связь с которой была так основательно утеряна "я" и астральным телом.
143 П.Иванов. Тайна святых, стр. 355.
144 Р.Штайнер. Лекция от 15 декабря 1919 г. ИПН 194.
145 См. H.von Skerts. "Altrussische Kulturstatten" Stuttgart,1965, S. 54-56
"Der unbekannte Gott" Stuttgart, 1967, S.132.
146 Н.М. Карамзин. История..., т.V, стр. 54.
147 Н.И. Костомаров. Собрание сочинений, кн. 1, стр. 210.
148 П. Иванов. Тайна святых, стр. 475.
149 Р. Штайнер. Лекция от 1 декабря 1918 г. ИПН 186.
150 Р. Штайнер. Лекция от 17 ноября 1918 г. ИПН 185-а.
151 Р. Штайнер. Лекция от 29 ноября 1918 г. ИПН 186.
152 Р. Штайнер. Лекция от 14 ноября 1920 г. ИПН 197.
153 Р. Штайнер. Лекция от 25 января 1919 г. ИПН 188.
154 "Это не теория, а нечто очень и очень живое и действительное, что выступает в человеческой природе. Поскольку человек начинает и себя, и мир ощущать трехчленно, то в подсознании он требует трехчленного социального организма".
"Подобно землетрясениям, потрясения нашего времени происходят от того, что достигнута кульминация в отношении несоответствия внешнего социального организма человеческому внутреннему". (Р.Штайнер. Лекция от 21 марта 1919 г. ИПН 190).
"Человек, с одной стороны, имеет грудь, голову, в которой действует духовный мир, а с другой стороны, - организм питания, где действует физическая сторона. Благодаря этому человек является трехчленным существом. Но также и социальный организм трехчленен, поскольку в нем, с одной стороны, действует все то, что рождает сами потребности, которые, как таковые, никогда не могут родиться через народно-хозяйственный процесс, а с другой стороны, - то, что порождает природа. Это ведет к трехчленности. В середине находится все то, что связывает обе части".
"Потребность должна развиваться извне, через этический или какой-либо культурный процесс". (Лекция от 26 января 1919 г. ИПН 188).
155 Р.Штайнер. Лекция от 4 сентября 1920 г. ИПН 199.
156 Там же.
157 Там же.
158 Если бы излагать далее учение о социальной трехчленности, то следовало бы сказать, почему необходимо труд осуществлять в ассоциациях, почему труд не должен давать средств для существования; они должны получаться из другого источника и т.д.
159 Р. Штайнер. Лекция от 25 декабря 1919 г. ИПН 187.
160 Р. Штайнер. Лекция от 6 декабря 1918 г. ИПН 186.
160-a Когда эта книга была уже написана, произошла атомная катастрофа на Украине. И поскольку то, к чему мы пришли в нашем исследовании, может пролить определенный свет на понимание смысла разразившейся трагедии, то нельзя, хотя бы вкратце, не указать на это в примечании. Прежде всего, давайте посмотрим на все своеобразие того исторического пути, по которому шла южная Русь. Во времена монголо-татарского нашествия не было другого места в мире, которое пострадало бы столь тяжко, как Киевская Русь. Было истреблено, фактически, все ее население. После свержения ига она была оторвана от остальной Руси и вовлечена в, фактически, чуждое ей литовско-польское государственное образование, в котором господствовал католицизм. А когда она вновь присоединилась к России, то там уже господствовала абсолютная монархия восточного типа. В конце XVIII - нач. XIX века Украина начинает приходить в себя, осознавать себя после глубокого шока, в который она была ввергнута всем предыдущим ходом событий. И вот, там появляется, может быть, единственный по своему славянскому типу философ Г. Сковорода, в Тарасе Шевченко раскрывается поэтическая природа южных россов; наконец, возникает такой, совершенно украинский по своему духу писатель, как Гоголь. Но приходит 20-й век: мировая война, гражданская война, основная тяжесть которой опять падает на Украину, ибо самая опустошительная борьба разгорается между севером и югом. В 30-х годах Украина переживает неслыханный голод.
Во всей цепи этих злоключений можно заметить одну "сквозную" черту: все они направлены против жизненных сил южной Руси. Туда же нацелен и удар атомной катастрофы, ибо известно, что радиация разрушает эфирные силы. И в этом можно видеть целенаправленную деятельность ариманических сил, ведущих борьбу против подготовляющейся славяно-германской культуры. Эту катастрофу на Украине можно рассматривать как стоящую в цепи черно-магических акций, направленных против всей цивилизации, таких как массовое отравление цианистыми соединениями в Южной Америке, в Индии (Р.Штайнер говорит, что отравление цианом действует погашающе на духовное Солнце) и др. Мы не станем касаться непосредственно внешних причин этих трагедий; в одном случае это может быть авария, в другом (как в Южной Америке) - служба зла вырывается не таясь. Важно сейчас другое: понять борьбу сверхчувственных сил, а поняв, стать внимательнее к тому, как эта борьба отражается на физическом плане. Украинская катастрофа явила это особенно красноречиво. Давайте проследим еще раз, что там происходило. За месяц до катастрофы звучит предупреждение в двух статьях в украинских газетах, где говорится, что реакторы в аварийном состоянии. Ариманические силы страшатся человеческого понимания, ибо они суть духи тьмы. И сосредоточься тогда достаточно много внимания на Чернобыле, и катастрофы не произошло бы. Но победил сон сознания, сон разума, который "рождает чудовищ". Катастрофа разражается и в наиболее подходящий для этого момент в смысле астрологическом, или космическом, когда оказываются парализованными действия планет, влияющих на материальное Земли, т.е. когда и космос не видит, что творят ариманические духи. (Там все совпало с точностью до нескольких часов. См. "Звездный календарь". М.Тун). Но когда происходит взрыв, то радиоактивное облако самым, можно сказать, оптимальным образом выводится с территории Украины в северо-западном направлении (что необычно для ветров этого района) и движется почти по прямой вплоть до Скандинавии (1500 км), где более значительным является действие не эфирных, а астральных сил. Несомненно, вред при этом наносится повсюду, ибо исключить его совсем было уже невозможно. Но бросается в глаза и другое - совершенно целенаправленная деятельность элементарных духов природы. Далее. Уйдя в этом направлении, облако вызвало сенсацию в Европе, и к Чернобылю было приковано внимание всего человечества. И здесь мы берем на себя смелость сказать, что именно благодаря этому вниманию раскаленный сердечник реактора не упал вниз и не вызвал атомный взрыв, равный по мощности 10-ти бомбам калибра той, что была сброшена на Хиросиму. До середины мая этот сердечник, словно чудом, висел ни на чем, как это признали физики. Его удержало концентрированное внимание человечества, перед которым в страхе бегут ариманические духи... бегут, пока оно вновь не ослабнет!
161 Н.М.Карамзин. История..., т.V, стр. 105.
162 G.Wachsmuth. Kosmische Aspekte von Geburt und Tod. Dornach (Schweiz), 1974, S. 25.
163 Яков Беме. Аврора. Изд. "Мусагет", 1914 г., гл. 21, изречение 130.
164 Shurley Robin Letvin. The Gentleman in Trollope: Individualite and Moral.
Conduct. Harvard Univ. Press. Combrige, 1982.
165 Р. Штайнер. Лекция от 22 ноября 1918 г. ИПН 185-а.
166 Р. Штайнер. Лекция от 31 октября 1914 г. ИПН 157.
167 Р. Штайнер. Философия свободы, гл. VIII.
168 р. Штайнер. Лекция от 8 декабря 1918 г. ИПН 186.
169 Р. Штайнер. Лекция от 14 ноября 1914 г. ИПН 158.
170 Р. Штайнер. Лекция от 23 октября 1920 г. ИПН 200.
171 Р. Штайнер. Лекция от 2 декабря 1906 г. ИПН 97.
172 Р. Штайнер. Лекция от 16 июня 1910 г. ИПН 121.
КНИГА ВТОРАЯ
Очерк пятый. КЛЮЧЕВОЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ
Очерк шестой. МИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Воплощение тройственной души
Единая и тройственная душа
Галерея мыслеобразов
Очерк седьмой. СКАЗКИ ХХ-ГО ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1990 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отдельные выдержки из духовно-научных сообщений
Рудольфа Штайнера о многочленном существе человека
и некоторых существах духовного мира
Примечания к книге второй
Иллюстрации к книге