История возникновения и развития открытки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… РАЗДЕЛ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОК…….. 1.1. История возникновения и развития открытки………………………. 1.2. Зарождение культуры виноделия в Крыму…………………………... РАЗДЕЛ 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ОТКРЫТОК НА ТЕМУ „ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА”……………………….... 2.1. Сбор необходимой информации. Наброски и зарисовки. ……….... 2.2. Работа над цветовым и композиционным решением……………...... 2.3.Этапы выполнения серии авторских открыток „Виноделие Крыма”…………………………………………………………………………….. ВЫВОДЫ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ….………………………………………………………… Приложение А………………………………………………………………  
Приложение Б……………………………………………………………….
Приложение В……………………………………………………………….
Приложение Г……………………………………………………………….
Приложение Д……………………………………………………………….
Приложение Е……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Массовость доступность, мобильность, злободневность, художественная выразительность сделали открытку очень популярной. Широкое распространение иллюстрированной открытки уже давно дало новый, весьма доходный вид предпринимательства.

Открытка - это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Это могут быть настоящие произведения искусства (точнее, их репродукции), либо просто что-нибудь веселое. И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст - именно в нем выражены те мысли, которые порой трудно выразить в словах. По частоте посылаемых друг другу открыток, социологи и психологи судят о состоянии общества. В последние десятилетия культура открытки начала медленно падать, неожиданно возродившись на новом уровне. Открытка стала превращаться в произведение искусства, если не художника, то дизайнера и креативщиков.

Первыми русскими художественными открытками являются четыре, выпущенные издательством св. Евгении Красного Креста по акварелям художника Н.Н. Каразина к пасхе 1897 года («Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна»). Среди приверженцев этого способа, не свободного от ошибок, но привлекательного своей непосредственностью, мы находим художников, отдавших акварели предпочтение перед всеми живописными техниками. Н. Купреянов, Л. Бруни, Н. Тырса, А. Фонвизин — акварелисты по преимуществу. Им удалось запечатлеть и изменчивость детского лица, и недолгую свежесть цветов, и влажный блеск листвы после дождя, и прерывистый бег облаков, то есть все быстро-преходящее, скорее почувствованное, чем увиденное, и потому самое сложное для живописца.

Объект исследованияПроцесс создания миниатюрных композиций в форме открыток.

Предмет исследования Условия создания открыток на тему „Виноделие Крыма”.

Цель

Выполнение открыток по теме: „Виноделие Крыма”.

Задачи

1.Изучить историю развития миниатюрной живописи, в том числе историю Виноделия Крыма.

2.Изучить историю развития открыток.

3.Проанализировать методологическую и художественную литературу.

4.Разработать серию открыток на тему „Виноделие Крыма”.

Методологической основой являются труды по изобразительному искусству, дизайну, эстетике, искусствоведению и т.д. Гипотеза заключается в том, что на основе изучения теории и практики мы можем выявить творческий подход работы в области живописных открыток.

Теоретическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован для методичных рекомендаций.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть представлен как показательный.

В приложении к тексту приводятся изображения открыток разных художников, а так же изображения винограда, вина и винных погребов.

РАЗДЕЛ 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОК

История возникновения и развития открытки

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.

Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.

Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или «фряжские» потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок „Храбрый витязь Венциан Францел”, где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века „Кот казанский” исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и «Битва Александра Македонского с индийским царем Пором», которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.

Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники („Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря”), так и другие диковины тех лет, это мог быть «Сильный зверь слон», который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой „Кит, пойманный в Белом море”. Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому „Райская птица Алконост”. В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь («Солнце со знаками зодиака»). Очень популярен в народе был и сюжет „Аника-воин и смерть”, имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты («Сова»), радуя глаз и украшая интерьер.

Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой «Аленушки», в работе «Книжная лавка» как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.

Первой печатной рождественской открыткой стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На карточке размером 12 х 7 см художник нарисовал изображение дополнив подписью: „Веселого Рождества и счастливого Нового года!”. Английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с таким незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись.

Скорее всего, в начале XIX века люди еще не знали, что они, по сути, открыли новый тип отправлений, который был официально узаконен лишь в 1878 году. Из первого в мире официального тиража открыток в 1000 экземпляров до наших дней сохранилось всего 12 открыток. Одна из них была недавно продана в Англии за 22 тысячи фунтов стерлингов.

Первые почтовые открытки были выпущены 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя.

В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого открытки в Россию ввозили в основном из-за границы, собственного производства не существовало. Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года. Сегодня оборот поздравительных открыток в мире составляет 15 млрд штук в год. Мировым лидером по изданию открыток являются США, где открыточным бизнесом занимаются более 500 компаний. Второй по значению открыточной державой является Великобритания, где количество подобных компаний приближается к 250. На Западе существует наука, которая изучает историю, эстетику и символику открыток. Ученые, исследуя открытку , пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако все это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. Но разгадка и не нужна. Ведь чудо невозможно объяснить на языке рациональной логики, как невозможно изобрести «формулу любви». Просто дарите радость своим родным и близким, клиентам и партнерам, знакомым и друзьям – дарите им открытки.

Наши рекомендации