Историография просвещения.
Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. – 17 -19 века
История не рассматривалась отдельно от философии – философские принципы построения исторической концепции. Общее – теория общественного договора и общественного права. Во главе угла понимание рациональности, но в разной степени. Выражение «естественный свет разума». Деизм – понимание религиозного мировоззрения – неявное присутствие Бога в мире, удаление Бога после сотворения мира, человек продолжает творить мир. Чем успешнее государство шло по пути капитализма, тем умереннее были просветительские течения в этом государстве – нова просветительская идеология по многим аспектам гармонировала с действительностью. В Англии – идеал устройства – конституционная монархия, идеи не радикальные. Франция – неограниченная королевская власть – только мятежами, парламента нет. Просвещение там самое радикальное.
Вопрос о частной собственности. Самый широкий спектр мнений – собственность более прогрессивна, но были философы, которые приходили к отрицанию собственности – Руссо. Просветители были убеждены в том, что их эпоха предшествует царству разума – всё будет хорошо. Раньше богословы призывали человечество на суд перед моралью, просветители – суд разума. Осуждали старый режим во всех его проявлениях – социальная структура, королевская абсолютная власть. Историческое прошлое подвергается критики. Есть тождественность природы и общество – надо найти законы общества, иные – против – различие природных законов и законов общества – все беды общества – различия, но нужно законы природы применять на общество – это будет искусственная зависимость, основная движущая сила прогресса – разум – идёт по пути накопления знания – новые открытия, всё это преобразует жизнь.
Расширение тематики исторических трудов. Историки возрождения больше рассматривают политику, просветители ушли ещё дальше – ушли от сугубо политической истории. История – не справочные сведения, а изучает нравы, обнаруживая ошибки, рисует последствия, прослеживает успехи искусства. Стремление просветителей подрывать устои прошлого. Прошлое – негативно. В круг исследования входит повседневность, история искусств, ремёсел, земледелия и мореплавания, других народов, географических открытий – не династическая история.
В то же время стремление живописать столетие - идея отхода от истории правителей не ушла совсем. Надежды просветителей на просвещённых монархов – возможность их привлечение к делу реформ. Просветители искали в прошлом примеры мудрых королей – выдвижение на первый план личностей. Были достойные, в том числе Пётр Великий. Отказ от средневековых теория – теория избранных народов, четырёх монархий, европоцентризм. Велик интерес к Азии –восток, Индия – колыбель знаний, цивилизующая роль арабов в европейской истории. Нужно видеть человека во всех возрастах и странах и только история может так изобразить человека. Развитие источниковедческих приёмов исследования. Орел чудесности сорван ещё гуманистами, просветители решительнее критиковали источники, выступали против ореола святости. Даже в XVIII веке много лживых источников. Самая выдающаяся роль в критике источников – Вальтер. Историки обращались к архивам, сопоставляют разные, не всегда такая проверка возможна, на первый план – критерий здравого смысла – его невозможно подтвердить. Предполагает отвержение всего чудесного, достоверность определялась его вероятностью с точки зрения научных знаний. У многих просветителей радикальные выводы. Источники, созданные до XVI века – неправдива и залезать дальше не стоит.
20. * «Новая наука» Д. Вико
Джанбаттисто Вико (1688-1744) – Нова Наука Вико. Новизна сочетается со сказочность. «Основание новой науки об общей природе наций» одна из черт предшественников – неизменная природа человека, здесь – опровергает неизменность – человеческая природа развивалась, естественное состояние и нынешнее – не одно и то же. Пересматривается теория естественных прав. Люди прошли длинный путь развития, прежде чем приобрели те качества, которые есть сейчас. Древнейшие люди – неразумные и ужасные – гнусная общность. Страх порождает благочестие – люди стали развивать дозволенное и недозволенное – век Богов. Три вида человеческой природы:
- Основанная на обманных фантазиях – так же божественная – люди боялись созданных ими же Богов, власть у отцов-патриархов – управляли, совмещали жречество, образовались семьи – семьи появлялись не везде – сначала в горах. Отцы-победители – герои – так наступил героический период
- На грубой силе – героическая. Усиливались противоречия между аристократами и плебеями – требуют улучшения участи – строятся укреплённые города и создаются государства – из борьбы противостоящих социальных слоёв. Плебеи не успокаиваются – мятежи, аристократы вынуждены допустить плебеев в свою среду – третий период
- Человеческая, разумная и потому умеренная – человеческое право, продиктованное равным человеческим разумом. При вступлении в третий период борьба продолжается – представления о демократии – борьба богатых и бедных, дело может доходить до анархии – разочаровываются в демократии – устанавливают монархию. Монархия – защитник, уравнивает всех перед законом, но лишает политической активности – общество развращается – упадок – человек не решает общественные проблемы. Принимает теорию циклического развития.
Мысль о несовпадение индивидуальных целей и цели государства. Правитель или личность может быть движим своей мотивацией и она не всегда положительна, но иногда это приводит к положительным последствиям – Наполеон. Историю делают сами люди. Они сделали этот мир, нации. Существует некий высший Ум – пользуется частными целями людей для создания общего блага. Идентифицировал Ум с провидением развитие не подчиняется личному произволу – есть Ум. Изначального замысла нет.