Исторические этапы модернизации
Красильщиков,Проскурикова. Базир-ся схема на соц.-экон.типе,изм-ние места чел-ка в процессе труда. Стадии: 1.протоиндустр. 2.раннеиндустр. 3.позднеиндустр. 4.постиндустр.
1.руб XV-XVI-сер.-к.XVIIIвв. Становление мануф.пром-ти.Готовит основы д/индустр-ции:форм-ся капиталы, рынки,класс наемн.рабочих,особ.соц.-культ.формы.Период носит переходн.хар-р-предмодерн.Исх.пункт-расщепление труда на прост.операции,закрепл.их за работником. Особ-ти: 1.инерц.хар-р воспр-ва (сохр-ние на протяж.длит времени старых эк.форм). 2.хар-но зарожд.новых мелкотоварных кап.форм. 3.выс.ур-нь тов. произв-ва. 4.функц-ние особых переходн.форм. 5.в структур.плане эк-ка базир-ся на с/х,пром-ть встраивается в агр.эк-ку. 6.протоиндустр-ция представлена разн.формами пром.произв-ва:мелк.(городск.ремесло,крест. дом.и куст.промыслы) и крупн.(мануфактура расшир.или централиз.). 7.переход от естеств.(преоблад.аграр.и ремесл.индивид.произв-ва) произв.сил к общ-м(могут исп-ся людьми только сообща <=коопреца, разделение функций в процессе труда). 8.продукция продается не только на местных,но и отдаленных рынках => способ-т развитию внутр.товарн.рынка,интернац-циирынка,концентрации капиталов,форм-нию рынков труда. 9.отн-ния личн.зав-ти сменяются отн-ниями экон.зав-ти. 10.склад-ся буржуазия и пролетариат. 11.сохр-ние в теч. больш.времени у больш.части населения прежних стереотипов мировосприятия,традиций.
2.к.XVIIIв.-1870-80егг. Индустр.переворот. 3 связ-х процесса: изобр.машин и вытеснение ручн.орудий труда; нач-т исп-ся пар,замена дров и древ.угля каменным; переход от мануф-ры к фабр.сис-ме. Точка отсчета-накопления купцов напр-ся не за море,а в нарождающуюся пром-ть.Новые отрасли: текстильная,металлург.,угольная. Особ-ти: 1.превращ.орудий труда из ручн.в мех. 2.изм-ние струк-ры эк-ки-переход от аграр.к индустр. 3.рост населения+значит.упадок доли сельск.населения. Акт. урб-ция. 4.рост обр-ния и грамотности (условие успеш.индустр.) 5.выс.ур-нь соц.расслоения (заверш-ся склад-ние буржуазии и пролетариата).
3.1880е-1910гг. «Вторая пром.рев-ция»(двигатель внутр.сгорания, автомобилестроение исп-ние электр-ва, авиастроение). Хаар-но применение научн.знания в обл.орг-нии труда (рационализатор-Тэйлор). =>поточно-конвейерное произв-во, массов.выпуск стандарт.продукции д/личн.потребления. В=>рев-ция произв-ти труда =>рост покуп.способности населения, рост жизн.ур-ня людей. >своб.времени
4.1950е гг. 1.знание превращ-ся в определ.фактор произв-ва,отодвигая капитал и труд. 2.разв-ся электроника,атомн.энергетика, произв-во пластмасс. 3.автоматизация произв-ва, безотходн.технологии. 4.комп., информац.технологии. 2 т.зр.: -этот период уже не принадлежит эпохе модерна,это уже другое время; -это продолжение предшеств.периода. Теория постиндустр.об-ва. Впервые понятие исп-вал Белл (1959). «Грядущее постиндустр.об-во». Дарендорф: «посткапитал.об-во». Гелбрейт: «нов.индустр.об-во». Раймонд: индустр.в фазе зрелости. Тоффлер: «сверхиндустр.об-во». Совр.об-во радикально отлич-ся от об-ва модерна: деят-ть концентр-ся в потребл.и произв-ве услуг; системообраз-щий фактор-знание, инф-ция.
Параметры | доиндустриальные | Индустриальные | Постиндустриал. |
регионы | Азия,Африка,Лат.Америка | З.Европа,СССР, Япония | США |
Доминир.эк.сектор | Добыв.отрасли, с/х | Обрабат. Пром-ть, инд.произв-во | Трансп.и коммун. хоз-во, торговля,финансы,страхов.,недв-ть, здравоохр-ние,обр-ние, исслед-ния, отдых, гос.упр-ние |
Осн.профессия | Кр-нин,горнораб.,рыбак | Рабочий,инженер | Профес.и техн.раб-к, ученые |
Доминир.технологии | Сырьевые | Энергет.технолог. | Информац. технологии |
Методология | Жизн.опыт | Эмпиризм, эксперим-ство | Абстракт.теории, модели |
Времен.горизонты | Ориентац.на прошлое | Приспособл.к конкр.ситуации, прогнозирование | Ориентац.на будущее и научн. предвидение |
Критика-Р.Хейлбронер. Постиндустр.об-во-посткапитал.об-во (это постиндустриалистич.) Хейлбронер это критикует:сейчас продолжается концентрация капитала,нарастает нерав-во в распред-нии общ.продукта,сохр-ся все тенденции, хар-ные кап-му,специф.отн-ния со странами 3го мира сохр-ся =>совр.об-во-продолжение предшествующего.
Э.Гиденс. Процесс истории сводится к перемещ.хоз.акт-ти из агр.произв-ва к пром-ти, а потом к сервису(это постиндустр-ты). Гиденс:эта тенденция увеличения знач-ти сервиса имела место на протяжении всей индустр.эпохи.Деят-ть в секторе услуг сложно отожд-ть с беловоротничков.проф-ями.Многие виды деят-ти связаны с физ.трудом. Связь многих сервисн.операций с матер.произв-вом.
Сущ-т вариации соот-ния м/у сервисн.и производств.профессиями в сразл.странах мира. Наличие тенденции интеграции электрон.технологий в пром.произв-во.
26. Методология диффузионизма. Классический диффузионизм в антропологии США (конец XIX – первая половина XX в.). Историческая школа Ф. Боаса. Учение о культурных ареалах. Ареально-временная концепция
2 направ-е классич. Д.:ареальное (амер), у истоков – Боас (осн-ль особой амер. этнологии – Историч. школы); предл-л считать предметом этнологии к-ру=>за амер. этнологией закреп. назв. «культ. антропология»; активно критик-ли эвол-зм. Боас: 1) || сущ. разных Ц.=> наличие говорит против гипотезы о генерал. линии развития. 2) отвергал идею поступ. и равномер. разв-я=>сущ. разв-е в 1 плоскости; когда нет измен-й возм. регрессия. Понятия «разв-е и прогресс» постеп. замен-т на «измен-е и рост». Глав. Недостаток эв-ма. – он не объясняет част. явления. Необходимо изучать конкрет. об-ва. К-ра – случай. сочетание эл-тов, кот. явл. след-м Д. и аккультурации (т.е. измен. 1 или неск. кул-р вслед-и их вз/дей). Истор. метод – кропотлив. прослеж-е Д. в конкрет. эл-тах кул-ры (имеют свое независ. происх-е=приводит к атомизму). Боас: Д. не м/б сведена к простому механ. заимст-ю. Новация/заим-е=стимул. для внутр. разв-я. В рамках этого подхода > внимание – геогр. среде=>выделяет культ. ареалы (КА) – ключ. понятие в этнологии США в ½ 20в. Ученики Боаса: Уинслер и Крёбер: КА – геогр. обл., в границах кот. обитают народы, имеющие знач. сходство в эл-тах к-ры и отлич. от др. Каждый КА = уник. черты и специф. сцепление этих эл-тов; его признаки прояв-ся в хоз-ве, керамике, ткачестве, арх-ре, одежде народа. Уинслер и Крёбер разраб-т понятия Центра и Переф-и в КА: комплексы культ. эл-тов кругами распр-ся по пространству ареала; наиболее слож. эл-ты – в Ц, а простые широко распр-ны, т.к. их заимст-ть легче. К-ры перифер. племен = переход. хар-р, из-за смешения влияния как своего, так и сосед. Центров. Ареально-временная концепция (Age-and-area): попытка соед-ть простран. и t измерения. Впервые предл-на амер. археологом Нильсоном в 1919: изучал стили инд. керамики на ЮЗ США=>самые новые эл-ты сосред-ны в центре, а > старые – в осн. по переф-и. Североамер. ученые допуск. появ-е сход. черт как в рез-те Д, так и в рез-те паралл. разв-я. Объект их изуч. – амер. индейцы, > вним. уделяли полевым исслед-ям. Школа Боаса эту идею подхват-ла: огранич. распр-я = молодость эл-та.
27 Методология диффузионизма. Классический диффузионизм в антропологии и истории (конец XIX – первая половина XX в.). Гелиолитическая школа в Великобритании (Г.Э. Смит, У.Дж. Перри). Панвавилонизм.
В нач. 20 в. 2 группы в англ. Д.:1) У. Риверс. Занимался народами Тих. Океана 2) Манчестерская школа = «гелиолитическая школа». Лидер – Графтон Элиот Смит. Его вывод по наблюдениям: оригинальность – редкое явление чел. спос-тей. Работал в Египте, археолог. Разработал идею определяющ. роли египет. цив-ции в формир-ии к-р Стар. и Нов. Света. Эта роль обеспечена диф-ей культ. технологий из Египта по миру. Первая работа «Древ. египтяне и их влияние на цив-ю Европы». Сравнивает расовые типы Сев. Аф-ки, Ближ. Востока и Европы и форм-ет гипотезу: влияние древ.египтян на европ. цив-цию тремя путями: 1) постеп. диф-я древнеег. Достижений от народа к народу в пределах средиземномор. расы. 2) диф-я при посредничестве переднеаз. народов, кот. восприняли у егип-н иск-во обработки металлов. 3) прямое влияне егип-н на древ. жителей Европы в рез-те их морских экспед. Благодаря египтянам в ЗЕ появились мегалитические сооруж-я. В поздней. Работах ГЭСмит расширяет сферу влияния египтян на восток (новые находки: череп из Океании, кот. схож с древнеег, 2 мумии с о-вов, похожие на древнегреч.). В поздних работах ГЭСмит соед-ет распространение мегалитов с мумиф-ем. Его конц-я оформилась в 1915 г в работе «Миграция ранней к-ры». Это программа Манчестерской (гелиолитической школы). Смит форм-ет гелиолит. культ. комплекс: 1) мегалиты 2) культ солнца и змей 3) практика деформир-я черепов и тату 4) символ свастики 5) повествование о сотворении мира, потопе, божеств. Происхождении царей, избранного народа от кровосмесит. брака. Этот комплекс сформ-ся в Др. Египте и распр-ся по всему миру. В пользу теории след. Факты:1) неожид. появление амер. цив-ции и сразу в развит. форме. 2) сходство пирамид в Камбодже, на Яве и в Америке. 3) сходство систем верований. Обычаев, ремесел в Стар. и Нов. Свете.
Уильям Джеймс Перри – наиболее ревност. Послед-ль Смита. Одна из работ Перри – «Дети солнца». За эту книгу представителей дан. напр-я стали называть «гипердиффуз-сты». Мысль Перри: причина распр-я егип. к-ры – поск драг.металлов и материалов. Они нужны д. обеспечения культа, д. мумиф-я. Перри пытаеся выделить эл-ты, кот. привнесли египтяне. Воссоздает образ египтян, кот. запечатлен в мифах народов мира: 1) практика чел. жертвоприношений 2) культ велик. Богини-матери 3) тотемич. кланы 4) дуальная орг-ция об-ва 5) экзогамия 6) деление правящ.класса на 2 категории: жрецы- дети солнца и военные – порождение тем. сил.
Эти работы поп-ны, но вскоре раскритикованы: 1) д. конц-ии характерен широк. масштаб предполаг. связей диф-ии. 2) неубедит. причина широк. распр-я к-ры. эти слабости привели к тому, что панегиптизм подвергся суров. критике. Второе дыхание придал Тур Хейердал. Он за идею о трансатлокеан. Путешествиях. Пытался док-то возм-ть таких путешествий. В 1969-70 строит 2 лодки и- папируса. Пытается пересечь Атлантику. В первый раз неудачно. Второй – успешно. Достиг ЮАмерики. ТХ: египтяне оказали влияние на к-ру жителей Америки. Сходство цив-ций Др.Е. и Мексики. Не только пирамиды, там высокоразв. иероглиф. письменность, фреск.живопись, схожие конструкции храмов, создание циклопич. челов. фигур. астрономические познания, высокоразв. календар. система, практика трепанации чел. черепов, египет-перуан. обычай мумификации. Вывод: м. говорить, что в древности египтяне плавали в Америку.
Опред. влияние диф. идеи оказали на историков. В нач. 20в распростр-ся панвавилонизм. Он сущ-л среди нем. Авторов. Гуго Винклер «Вавил. к-ра в ее отношении к культ. развитию чел-ва». Фридрих Конрад Делич «Библия и Вавилон». В ней док-лось обшир.влияние на библ. Традицию к-ры Вавилона. Стор-ки дан. напр-я: почти все цив-ции имеют своими источ-м вавил.к-ру. Именно вавил. к-ра – очаг к-ры д. б-ва народов средиземноморья, Индии, Китая, ЮАмерики. В России стор-к конц-ии – Виппер. «С Востока свет».