Работа с источником информации. I. организационный этап

Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Беседа

1. Вспомните тему прошлого урока.

2. Как вещественные источники помогают изучать историю?

3. Что такое нумизматика?

4. В чем значение сфрагистики в изучении истории?

5. Что изучает наука геральдика?

Презентация творческих работ. По желанию учащиеся представляют выполненные творческие работы (герб семьи). Остальные работы собрать в конце урока для проверки.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель

Каждый из вас хотя бы раз в жизни посещал музей. Вспомните, какие экспонаты вы видели. Задумывались ли вы над тем, каким образом орудия труда, посуда, ювелирные украшения и другие вещи попадают в музеи? Ответ на этот вопрос будет целью нашего урока.

А пока познакомимся с заповедями археологов - людей, без труда которых все музеи мира оставались бы пустыми.

Студенческие заповеди археолога

§ Жилье археолога - палатка.

§ Еда археолога - консервы.

§ Орудие археолога - лопата.

§ Радость археолога - пожар.

§ Счастье археолога - помойка.

§ Мечта археолога - могила.

Заинтригованы? Поэтому начнем изучение темы урока - «Музеи».

IV. Изучение нового материала

1. Археология

Учитель

На предыдущем уроке мы познакомились с вещественными историческими источниками, однако не изучили откуда берутся эти исторические источники. Исследование вещественных памятников особых знаний. Изучает прошлое с вещественными историческими источниками специальная наука – археология (в переводе с древнегреческого – «наука о древностях»).

Ученых, которые разыскивают, раскапывают и изучают древние вещи и сооружения, называют археологами. Они выработали правила поиска и раскопок древних памятников, позволяющие добывать из-под земли древние вещи неповрежденными.

Собственно раскопкам предшествует археологическая разведка. Для этого внимательно изучают письменные источники, осматривают место будущих раскопок. Затем закладывают пробный раскоп - узкую траншею, который должен показать, есть ли в почве интересующие археолога предметы человеческой деятельности. Если находят хоть что-то, то готовят большой раскоп.

Работая, археологи не спешат. Чтобы не повредить памятники древности, они применяют в основном легкие лопаты, ножи, кисти. Всю поверхность раскопок разделяют на квадраты со стороной 10 метров. Такие же квадраты, только в сантиметрах, чертят на бумаге. Это позволяет точно фиксировать и зарисовывать все находки. Кроме того, археологи тщательно записывают в дневниках, как происходят раскопки.

Найденные вещи отправляют в лабораторию. Там выясняют их возраст и назначение, тщательно описывают приметы и признаки. Из мелких кусочков собирают и склеивают целые предметы. Так находкам дают новую жизнь.

2. Музеи

Найденные археологами остатки прошлого хранятся в различных музеях. Есть музеи исторические, технические, естественные, краеведческие, искусствоведческие и тому подобное. Изучение истории нашего края целесообразно начать с Донецкого областного краеведческого музея.

Презентация творческих работ учащихся. Ознакомление с экспонатами Донецкого областного краеведческого музея.

Учитель

Помимо государственного краеведческого музея в нашем городе есть также музеи, созданные предприятиями и организациями. Среди них: Музей истории и развития Донецкой железной дороги, созданный Донецкой железной дорогой; Музей связи, созданный центром технической эксплуатации местной телефонной связи ОАО «Укртелеком»; Музей еврейского наследия Донбасса, созданный Донецким еврейским общинным центром; Музей истории ДМЗ, созданный Донецким металлургическим заводом и другие. Силами энтузиастов создаются народные музеи. Среди них «Донбасс непокоренный». К историко-краеведческим музеям Донецка относятся: Музей истории донецкой милиции, экспозиция которого посвящена деятельности милиции в годы Великой Отечественной войны и современности; Аптека Лаче, в котором собраны экспонаты, посвященные истории фармацевтики; Музей МЧС (обезвреженные боеприпасы времен Великой Отечественной войны, историческое и современное оборудование спасателей); Литературный музей Василия Стуса; узей футбольного клуба «Шахтер».

Вопрос. Подумайте в чем значение музеев.

3. Становление археологического изучения Донбасса

Работа с источником информации

Задание. Изучите предложенный информационный материал и выпишите имена археологов, изучающих историю нашего края, а также их открытия.

Информационный материал

Донецкий край – один из интереснейших историко-культурных регионов Юга Восточной Европы. Наш край привлек внимание историков еще в XIX в. Его археологическое изучение насчитывает более ста лет. В 20–30-е гг. ХХ в во время работы энтузиастов-краеведов Н. В. Сибилева, С. А. Локтюшева, П. М. Пиневича, М. В. Евсеева, которые открыли замечательные памятники, привлекшие к Донбассу внимание академической науки. Это, например, открытие Мариупольского могильника, Амвросиевской стоянки.

С 1971 г. новостроечные археологические экспедиции работают в Донецкой и Луганской областях. Заметный вклад в исследование памятников области внесли известные археологи С. С. Березанская, Д. Я. Телегин, О. Г. Шапошникова, В. Н. Гладилин, С. Н. Братченко, проводившие раскопки палеолитических, неолитических стоянок, поселений, могильников эпохи бронзы. В 70–80-е гг. работали Донецкая, Северо-Донецкая, Приазовская археологические экспедиции Института археологии АН УССР.

Существенным фактором, который повлиял на характер археологических работ в области, было создание в 1965 году Донецкого государственного университета. В ДонГУ сосредоточились преподаватели и сотрудники, увлеченные и преданные археологии (Д. С. Цвейбель, Т. А. Шаповалов, В. Я. Устенко, А. А. Моруженко). Именно ими была подготовлена группа учеников, которые развернули дальнейшие исследования археологических памятников в Донецкой области. Много лет проводились раскопки поселения срубной культуры у с. Ильичевка (Т. А. Шаповалов). Д. С. Цвейбель открыла ряд новых памятников каменного века, начато исследование остатков древнего металлургического производства на территории Артемовского района (С. И. Татаринов), поселения срубной культуры (О. Я. Привалова), средневековые поселения (М. Л. Швецов).

Новый стимул получило археологическое изучение Донецкой области с 1978 г., когда при кафедре археологии, истории древнего мира и Средних веков ДонГУ по инициативе А. А. Моруженко и под ее руководством начала действовать новостроечная археологическая экспедиция. За 8 лет (1978–1985 гг.) было раскопано 111 курганов и исследовано 535 погребений. Наряду с этим проводились работы по выявлению и учету археологических памятников с целью регистрации курганных могильников.

Следует отметить, что в период 1965–1985 гг. сформировалась донецкая школа археологов, объединяющая специалистов разных отраслей.

На данный момент археологические раскопки на территории Донбасса не прекращаются.

http://ru.museum.dp.ua/archeo_04.html

4. Музеи-заповедники

Работа со словарем

Музей-заповедник — разновидность музея под открытым небом, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона.

Учитель

С целью защиты памятников государство дополнительно наделяет открытые музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. В связи с открытостью территорий, многие музеи-заповедники проводят различные музейные праздники (чаще всего — на фольклорные темы), организуют мастерские народных промыслов, исторические реконструкции (например, реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), «экологические тропы», различные фестивали (литературные, музыкальные) и т.п.

На Донбассе также существует подобный музей-заповедник, который представляет не только историческую, но и природную ценность, - Каменные Могилы. Расположен возле села Назаровка в Володарском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды.

Историческое значение Каменных Могил заключается в том, что горное образование было культовым для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. У центральной усадьбы заповедника выставлены древние каменные бабы, свезённые с разных мест в степи. По периметру заповедника расположены скифские погребальные курганы. Первое кольцо курганов диаметром 5 км, второе — 17 км. В 1992 году на вершине могилы «Острая» найден камень с наскальной тайнописью. По одной из версий это запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.

Существует также версия, 31 мая 1223 года на территории Каменных могил располагался укрепленный лагерь киевского князя Мстислава во время битвы на Калке.

V. Обобщение и систематизация знаний

Задание. Составьте и задайте вопросы одноклассникам по материалу урока

Упражнение «Умный карандаш»

Задание. Впишите пропущенные буквы и объясните содержание понятий.

А_ _ _ _ _ _ _ _ Я, М _ _ _ И, З_ _ _ _ _ _ _ _К.

VI. Коррекция и рефлексия. Итоги урока

Проверка выполнения заданий, анализ типичных ошибок.

Выводы:

§ археология - наука, изучающая прошлое по вещественным историческим источникам;

§ музей - это учреждение, в котором хранят и изучают разнообразные памятники прошлых времен;

§ музеи бывают исторические, археологические, краеведческие, естественнонаучные, художественно-творческие, литературные, научно-технические;

§ музей-заповедник - территория, на которой располагается комплекс памятников истории и культуры, охраняемый государством.

VІІ. Домашнее задание

1. Выучить новые термины и понятия.

Наши рекомендации