Оценка, комментирование и учет знаний учащихся на уроке

Познавательная работа учащихся во время проверки зависит от поведения учителя и его подхода к проверке их знаний. Учитель, если стремится к организации активной познавательной деятельности учащихся, обязан:

Внимательно слушать ответы учащихся, не отвлекаться, отмечать существенные недостатки в них и исправлять их

Вести себя спокойно, ровно, не перебивать без необходимости

Видеть рост знаний учащегося, поощрять его (особенно робких, неуверенных в своих силах) за хорошую подготовку к уроку

Объективно оценивать знания учащихся, исключить при этом "любимых", "симпатичных" и "нелюбимых", "недисциплинированных" учеников; не практиковать "дисциплинарных двоек"

Быть непримиримым к ошибкам, особенно идеологическим, однако недопустимы насмешка, ирония над заблуждениями, выставление за него плохой отметки, попытка отмахнуться от объяснения неправильно понятого. Чем существеннее ошибка, тем терпеливее и доходчивее должно быть ее разъяснение

Аттестовать так, чтобы справедливость оценки была очевидна всем учащимся.

Оценка знания учащегося по истории складывается из многих элементов. Учитель устанавливает:

Какие факты ученик усвоил хорошо, какие слабее, какие не усвоил совсем или усвоил неправильно

Насколько полны, глубоки, точны и осознаны знания школьника

Видит ли он причинно-следственные связи между явлениями фактами

Усвоил ли он материал только по учебнику или привлек дополнительные знания

До понимания каких закономерностей он вообще вырос

Способствуют ли приобретенные знания выработке необходимых умений и навыков

Как формируются интересы ученика

Кроме этих объективных суждений, учитель оперирует и субъективными факторами: учитывает слух, зрение учащегося, развитие его внимания и памяти, наличие "зазубривания" материала, развитие речи данного ученика и т.д.

Знания оцениваются не только в ходе ответов по д/з, но и при изучении нового материала. При выставлении оценок по совокупности учитываются инициативность и самостоятельность школьника. Учитель обычно дает рецензию на ответ ученика, которая и является оценкой знаний учащегося, показывая, в каком направлении двигаться дальше. Они велики по объему, разнообразны и малосравнимы; на их основе сложно сравнить знания учащихся. Поэтому используется система баллов (журнальных отметок) - основа системы учета знаний. В связи с этим различают устную, письменную и практическую формы проверки учебной деятельности учащихся. Отметка позволяет легко и быстро сравнить и учитывать знания, однако отметка - это производная от оценки, она мало говорит о конкретных знаниях. В самом деле, загляните в журнал, и попробуйте сказать, что обозначают текущие "4" или "7" у школьника - это неизвестно; но у учителя можно получить конкретную характеристику. Кроме журнальных отметок полезно ведение рабочей тетради, куда учитель вносит оценочные суждения о знаниях конкретного учащегося.

На основе обозначенных принципов существует интегральная десятибальная система оценки знаний. Она разделяется на пять уровней

Низкий (рецептивный)

Отказ от ответа или отсутствие ответа

Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов, стремление преодолевать учебные затруднения, проявление ситуативного интереса к учению и предмету

Узнавание объекта изучения, различия определений, структурных элементов знания, проявление волевых усилий и мотиваций учения

Удовлетворительный (репродуктивный)

Ученик производит неполное воспроизведение программного материала на уровне памяти, наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок, стремление к преодолению затруднений, ситуативное проявление ответственности, самокритичности

Ученик осуществляет освоение материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение, наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах, проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т.п.

Средний (рецептивно-репродуктивный)

Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в т.ч. и различной сложности с несущественными ошибками, затруднение в применении отдельных специальных общеучебных и интеллектуальных умений и навыков), заинтересованность в результате

Полное воспроизведение материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу, применение специальных и общеучебных УН с незначительной помощью учителя, настойчивость и стремление преодолевать затруднения.

Достаточный (продуктивный)

Владение программным учебным материалом, в т.ч. различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных, несущественных ошибок в действиях, самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности и т.п.

Владение программным материалом и оперирование им в знакомых и незнакомых ситуациях, наличие единичных, несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся, наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, старательности и т.п.

Высокий (продуктивный-творческий)

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации. Выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин. Умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

Наши рекомендации