Б.2. Математический и естественнонаучный цикл
Аннотации программ дисциплин
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЯ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (216 час).
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
Задачейизучения дисциплины является: 1) освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; 2) овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации; 3) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Основные дидактические единицы (разделы):«Основы исторической науки»; «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени», «Новейшая история и современность», «Отечественная история».
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: основные виды исторических источников; основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
уметь: работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории); работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников); работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий); описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений); анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий); объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
владеть: навыками понимания особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; навыками анализа причины текущих событий в России и мире; собственным отношением к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества; навыками использования знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ФИЛОСОФИЯ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 час).
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является познакомить студентов и помочь им овладеть знаниями классической и современной философии в области «вечных философских проблем», попытка разрешения которых является главным условием для формирования самосознания личности.
Задачейизучения дисциплины является: 1) овладеть категориальным аппаратом наиболее актуальных философских проблем, сформировать самостоятельность мышления, что способствует дальнейшему активному усвоению гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 2) изучить историю развития философских идей от Древнего мира до современности; 3) сформировать навыки самостоятельной работы с базисными темами философии - категориями - мировоззрение, бытие, движение, пространство и время, рационального и иррационального, материального и идеального.
Основные дидактические единицы (разделы): что есть философия?; философия бытия; философия познания; философия человека; социальная философия.В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать:концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли; основные принципы и категории философского знания; ведущих представителей истории философии.
уметь: характеризовать специфику философского знания; характеризовать основные философские проблемы и понятия; характеризовать связь философии с практикой; представлять собственную философскую позицию и основания её выбора; анализировать различные философские проблемы как теоретического, так и жизненно-повседневного уровней; анализировать место и роль философии в жизни человека; анализировать роль философии в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций.
владеть: навыками анализа и интерпретации философских текстов; навыками культуры философской аргументации и полемики; навыками оперирования философскими понятиями и категориями; навыками применения полученных знаний в личной, общественной и профессиональной деятельности; навыками философско-мировоззренческой толерантности.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9,5 зачетных единиц (360 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является теоретическое и практическое освоение базовых разделов грамматики и лексики английского языка в гуманитарной области.
Задачиизучения дисциплины: 1. Теоретическое и практическое изучение грамматики английского языка; 2. Приобретение и развитие навыков самостоятельного чтения и перевода специальных текстов гуманитарной направленности; 3. Приобретение и развитие навыков аудирования и восприятия англоязычной речи; 4. Развитие коммуникативных качеств и возможностей в ситуации профессионального общения на иностранном языке.
Основные дидактические единицы (разделы):
I. Грамматика: система времен английского глагола действительного и страдательного залогов: Present (Past, Future) Simple, Present (Past, Future) Continuous, Present (Past, Future) Perfect, Present (Past, Future) Perfect Continuous. II. Чтение и перевод: Оригинальные тексты культурно-искусствоведческих монографий, статей: 1) The Old Kingdom Art and Archaeology. // Proceedings of the conference held in Prague, May 31 – June 4, 2004. 2) Миньяр-Белоручева, А.П. Западноевропейское искусство от Джотто до Рембрандта. – М., 1999. - 66 с. 3) Миньяр-Белоручева, А.П. Западноевропейское искусство от Хогарта до Сальвадора Дали. – М., 1999. – 46 с. III. Самостоятельное внеклассное чтение и перевод текстов художественной литературы (на выбор). IV. Аудирование: 1) аудио задания и упражнения учебного комплекса «New English File» (Intermediate) by C. Oxenden & Ch. Latham-Koenig; 2) передачи радиостанций «Voice of America», «BBC» в области искусства, культуры и образования.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: 1) грамматические разделы английского языка; 2) блок специальной лексики в гуманитарной области; 3) особенности перевода англоязычного текста; 4) не менее 4500 лексических единиц иностранного языка.
уметь: 1) практически применять полученные грамматические знания в построении английского предложения; 2) переводить оригинальные тексты литературы гуманитарной направленности с английского на русский и с русского на английский; 3) воспринимать англоязычную речь, активно использовать полученные знания и коммуникативные навыки в ситуации межкультурного профессионального общения.
владеть:1) навыками и приемами двуязычного перевода; 2) средним (intermediate) уровнем знания английской грамматики; 3) коммуникативными приемами практического применения полученных знаний в ситуации профессионального общения.
Виды учебной работы: семинары.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час).
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, содержательное наполнение общей социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска.
Задачей изучения дисциплины является: 1) рассмотреть спектр наук, составляющих социальные науки; 2) объективно проанализировать основные этапы развития социальных наук, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций; 3) рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии; 4) структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении; 5) показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.
Основные дидактические единицы (разделы): «Специфика социальных наук в структуре гуманитарного знания»; «Правовые и экономические науки в системе социального знания»; «Социология: история науки, теория и методология науки»; «Личность и общество»; «Социальная структура и организация общества»; «Социология в современно мире».
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: спектр социальных наук и их специфику; особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни; истории развития социологии, основных функций социологии и сферы применения социологического знания; основных элементов структуры личности, содержания понятий социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института; основных теорий социального действия, специфики социальных действий и социального контроля, в том числе посредством общественных институтов; основных видов социальных общностей, основ их формирования и характера функционирования, в том числе квазигрупп (аудиторий, масс и толп); особенностей групповых взаимодействий, способов изучения групповой динамики, групповой организации; основных типов социальных процессов: сотрудничества, приспособления, конфликтов, мобильности и стратификации; закономерностей процесса социализации, форм регуляции социального поведения, природы возникновения социальных общностей и групп, развития социальных процессов.
уметь: применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения; использовать простейшие методы социологического исследования и анализа микросоциальных процессов; получать достаточно полную социологическую информацию об избранном объекте; логично и обоснованно интерпретировать результаты своих социальных наблюдений; разрабатывать и практически моделировать индивидуальные социальные стратегии.
владеть:основами формирования социальных отношений в обществе; навыками эффективной социальной коммуникации в микросоциальной сфере; навыками распознания и характеристики элементов актуальных социальных отношений; навыками выявления типичных целей и поведенческих стратегий контрагентов.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов культуры устной и письменной речи.
Задачей изучения дисциплины является: выработка навыков различных видов письма, составления письменных текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям; выработка навыков анализа и публичного обсуждения текстов; выработка навыков анализа собственного текста.
Основные дидактические единицы (разделы): Развитие русского языка и русской речевой культуры. Речь в межличностных и общественных отношениях. Разновидности речи. Речевое взаимодействие. Коммуникативные качества речи. Логика, этика и эстетика речи. Логические и психологические приёмы полемики. Культура использования невербальных средств общения. Эффективность речевой коммуникации. Функциональные стили современного русского языка. Жанры устной и письменной речи. Основы делового общения. Нормы культуры речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Стили и жанры письменной речи: свободное письмо; повествовательное письмо; описательное письмо; письмо, связанное с неожиданным восприятием действительности; творческое составление художественного текста (свободного или с определенным заданием); различные виды научного текста (аннотирование, реферирование, тезирование); очерк; сатирический фельетон; репортаж; деловой документ; эссе.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: понятийно-терминологический аппарат курса, методически целесообразный объем лингвистического материала: нормы современного русского литературного языка, принципы и правила эффективного ведения диалога и построения монологического высказывания, правила этики и культуры речи;
уметь: ориентироваться в разных ситуациях общения, соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, создавать профессионально значимые речевые произведения, отбирать материал для реферативного исследования, использовать знания по культуре речи в учебных, бытовых, профессиональных и других жанрах в различных коммуникативных ситуациях;
владеть: профессионально-коммуникативными умениями, различными видами монологической и диалогической речи, навыками самоконтроля, самокоррекции и исправления ошибок в собственной речи, навыками осознания собственных реальных речевых возможностей для личностного, жизненного и профессионального становления.
Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 час).
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является позволить приобрести бакалавру искусства и гуманитарных наук такие компетенции в области эстетико-философских учений, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной и социальной деятельности; формирование современного научного мировоззрения и воспитания духовной культуры выпускников на основе самых лучших достижений мировой и отечественной культуры.
Задачей изучения дисциплины является: 1) дать студентам знание об эстетике как социокультурном явлении, его сущности и происхождении; 2) познакомить студентов с возникновением и развитием классических эстетических учений, влиянием последних на сферы культурной и общественно-политической жизни, значением эстетического мышления как культурного феномена в истории и в современном мире.
Основные дидактические единицы (разделы): 1) Эстетико-философские учения Древнего мира; 2) Эстетико-философские учения Средних веков.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: об эстетике как феномене культуры, формах эстетического сознания, истории и характерных чертах различных эстетико-философских учений; основные исторические формы эстетико-философских учений Древнего мира и Средних веков.
уметь: использовать знание истории и теории эстетического мышления в профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении.
владеть: способностью к самостоятельному формированию эстетического мировоззрения и межкультурному диалогу, терпимостью, свободомыслием, современным научным мировоззрением на проблемы художественного вкуса, художественного восприятия и художественного мышления на индивидуальном и социальном уровне.
Виды учебной работы: практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЯ СИБИРИ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями Сибири и Красноярского края.
Задачей изучения дисциплины является: 1) освоение знаний о важнейших событиях и процессах истории Сибири и Красноярского края в контексте отечественной истории; 2) овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации; 3) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей народов Сибири для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Основные дидактические единицы (разделы): 1) История Сибири в древности; 2) История Сибири в Средние века; 3) История Сибири в 16-19 веках; 4) История Сибири в 19 веке; 5) История Сибири в 20 веке.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: основные виды исторических источников краеведческого характера; основные этапы и ключевые события истории Сибири и Красноярского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории Сибири; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Сибири и Красноярского края.
уметь: работать с хронологией (соотносить даты событий истории Сибири с событиями отечественной и всеобщей истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории Сибири); работать с историческим источником краеведческого харктера (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников); работать с исторической картой (показывать на картах Сибири и Красноярского края территории расселения народов, города, места значительных исторических событий); описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры Сибири на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений); анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий); объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири и Красноярского края, достижениям отечественной культуры.
владеть: навыками понимания особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; навыками анализа причины текущих событий в Сибири и России; собственным отношением к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте Сибири и Красноярского края; навыками использования знания об историческом пути и традициях народов Сибири в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Б.2. Математический и естественнонаучный цикл
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является обзорное изложение основных частей самой упорядоченной области человеческого знания – математики; знакомство с математикой как универсальным языком науки, знание которого позволяет понимать процессы, происходящие в природе и обществе; формированию у студентов-гуманитариев более широкого взгляда на способы познания окружающего мира, включающие в себя математическое описание (моделирование), анализ и прогноз.
Задачей изучения дисциплины является: начальное освоение понятий и методов основных разделов математики и информатики: теории множеств, математической логики, математического анализа, аналитической геометрии, высшей алгебры, теории вероятностей и математической статистики. Настоящая программа разработана для студентов-гуманитариев широкого профиля и призвана дать слушателям базовые знания по основным разделам математики и информатики. Курс должен стимулировать творческое использование методов и аппарата математики и информатики применительно к таким смежным дисциплинам как экономика, социология, когнитивные науки.
Основные дидактические единицы (разделы): Основы математики. Элементы линейной алгебры. Элементы дифференциального исчисления. Элементы интегрального исчисления. Элементы теории вероятности. Элементы математической логики. Основные геометрические понятия. Основные понятия информатики. Языки программирования. Построение алгоритмов (линейных, разветвленных, циклических). Процедуры и функции. Файлы. Защита информации.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: основные понятия аксиоматических теорий и моделей; основные понятия дифференциального и интегрального исчисления; основные понятиями теории вероятности; основными понятиями математической логики; основными понятиями геометрии; основы информатики; компьютерные технологии; способы защиты информации;
уметь: вычислять определители, матрицы, решать системы уравнений с использованием определителей; дифференцировать и интегрировать функции одной переменной; применять определители при решении алгебраических и геометрических задач; применять формулы теории вероятности для решения задач практического содержания; применять формулы математической логики для решения задач практического содержания; использовать знание компьютерных технологий в профессиональной деятельности; использовать информационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации, межличностном общении;
владеть: навыками математического мышления; навыками математического описания мира и математического моделирования; навыками применения базовых знаний работы с ПК для научно-исследовательской работы;способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей математического аппарата; способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
Виды учебной работы: практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 час).
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с неотъемлемой частью единой культуры – естествознанием, формирование современного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир.
Задачей изучения дисциплины является: понимание специфики гуманитарной и естественнонаучной составляющих единой культуры, ее связи с особенностями мышления, понимание возможностей рационального естественнонаучного метода, формирование современного естественнонаучного мировоззрения, представления о целостности и многообразии живой и неживой природы, понимание сущности жизни, ключевых принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в ее эволюции.
Основные дидактические единицы (разделы): 1. Наука в контексте культуры. 2. Точное естествознание (классическая физика, неклассическая физика. химические системы). 3. Биологический уровень организации материи. 4. Эволюционно-синергетическая парадигма.
В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:
знать: основные естественнонаучные представления, складывающиеся в современную единую картину мира;
уметь: использовать различные концепции современного естествознания в процессе изучения других дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности;
владеть: методологией перехода от фундаментальных законов эволюционирующего материального мира к человеку как биопсихосоциальному существу и далее к биосферному уровню мышления как основе современной цивилизации.
Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ИНФОРМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 час).
Цели и задачи дисциплины
Цельюизучения дисциплины является приобретение знаний основ информатики как науки, навыков работы и компьютерными технологиями обработки информации, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Задачейизучения дисциплины является: 1) освоение принципов работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; 2) изучение сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, опасностей и угроз, возникающие в этом процессе, основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; 2) освоение основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; 3) обучение навыкам работы с компьютером как средством управления информацией; 4) обучение методам проведения научно-исследовательской работы с помощью информационных технологий и грамотному оформлению презентаций материалов и результатов исследований.
Основные дидактические единицы (разделы): Представление информации в ЭВМ. Компьютерные технологии обработки информации. Технология программирования с помощью императивного языка программирования. Программирование рекурсивных алгоритмов. Графические возможности языка программирования высокого уровня. Объектно-ориентированное программирование. Основы объектно-ориентированной технологии разработки программных продуктов средствами визуальных сред разработки.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
знать: понятие информации, её свойства; виды и подходы к её измерению; общие принципы организации и работы компьютера; основные конструкции языка программирования высокого уровня; основные понятия и принципы визуальной и объектно-ориентированной технологии к разработке программных продуктов для графических операционных систем типа Windows;
уметь: применять различные структуры данных и подходы к созданию программ решения различных задач на языках программирования высокого уровня; применять визуальную и объектно-ориентированную технологию разработки программных продуктов для применения в профессиональной деятельности;
владеть: основными приемами разработки и написания программ разной степени сложности на языках программирования с использованием современных инструментальных средств; способами отладки программ; методами структурного программирования; навыками применения принципов и технологий визуального и объектно-ориентированного подхода для написания программных продуктов.
Виды учебной работы: практические занятия, самостоятельная работа.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.