Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой всеобщей истории   ____________________С.А. Черепко Декан исторического факультета   ______________Н.Н. Мезга
__ ______________ 2015 г. __ ____________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

“ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА”

для специальностей

1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

(по направлениям)»

1-21 03 01 01 «История (отечественная и всеобщая)»

Составитель:

доцент кафедры всеобщей истории,

к. и. н., доцент

А.М. Кротов

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры всеобщей истории

___________2015 г., протокол №___

Рассмотрено и утверждено

на заседании научно-методического совета университета

__ __________ 2015 г., протокол №___

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….…...3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ)…......4

Тема: Предмет, содержание и значение истории первобытного общества……...5

Тема: Источники по изучению истории первобытного общества…………...…..9

Тема:История изучения первобытного общества………………………....20

Тема: Происхождение человека и ранние этапы антропогенеза………….30

Тема: Эпоха архантропов………………………………………………………..38

Тема: Эпоха палеоантропов…………………………………………………48

Тема: Возникновение человека современного вида и начальный этап

развития первобытного общества……………………………………56

Тема: Первобытно-присваивающий этап первобытной эпохи……………65

ТЕМА: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи……………78

Тема: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи…………….89

ТЕМА: Разложение первобытного общества……………………………….104

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК…………………………………………….113

Темы семинарских занятий……………………………………………113

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УМК……………………………………...120

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»………………………………………………………………............120

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ……………………...…………………………………….135

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества занимает важное место в изучении всеобщей истории, ибо является фундаментом всего дальнейшего знания о человеческом обществе, его социальной и культурной эволюции, материальном прогрессе. Изучаемые в рамках данной дисциплины археологические и этнологические свидетельства о происхождении человека, путях антропогенеза, складывании и развитии человеческого общества формируют понимание физических, моральных и духовных свойств и возможностей человека. Знания о первобытном обществе позволяют понять многие явления древней истории, реалии жизни архаических обществ, существовавших недавно и ныне существующих, а также соответствующим образом оценивать эти явления.

Учебно-методический комплекс (УМК) курса «История первобытного общества» ориентирован не только на формирование представлений об основах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, но и на формирование системы знаний о закономерностях всемирно-исторического процесса, причинно-следственных связях исторических явлений, обстоятельствах возникновения и факторах развития ранних социальных институтов, институтов власти, хозяйственно-культурных типов, религиозных верований, искусства, начатков знаний.

Начинается УМК с теоретического раздела. В нём представлены тексты лекций, тематика которых соответствует учебной программе дисциплины. В них раскрыты основные теоретические проблемы истории первобытного общества, показана её связь с другими дисциплинами (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла), приводится необходимый для усвоения фактический материал, в том числе и новейший, с которым связаны современные прорывы в изучении истории первобытного общества.

Практический раздел УМК содержит темы семинарских занятий с перечнем вопросов к ним, а также рекомендованную к каждому занятию литературу, названия и адреса интернет-ресурсов, предоставляющих полезную для усвоения учебного материала информацию. Тематика семинарских занятий составлена в соответствии с учебной программой дисциплины.

Вспомогательный раздел УМК включает программу дисциплины и вопросы к зачёту по ней. В программе определяется круг вопросов и проблем, которые входят в компетенцию дисциплины и в которых студенты должны разобраться в процессе её изучения. Программа содержит также список литературы, которая необходима студентам для основательного изучения учебного материала. Список вопросов к зачёту охватывает весь спектр рассмотренных в ходе изучения истории первобытного общества проблем. Каждый из них рассматривался на лекциях, а наиболее важные прорабатывалсь также и на семинарских занятиях.

УМК предназначен для студентов 1-го курса специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)», а также студентов 1-го курса специальности 1-21 03 01 01«История (отечественная и всеобщая)».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (ЛЕКЦИи)

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ

ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

То, что жизнь человеческого общества развивается, ни у кого сомнений не вызывает. Существует несколько теорий прогресса в развитии человечества (гегель­янцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.), сторонники которых выде­ляют ряд восходящих ступеней этого развития. И ни у кого из сторонников этих теорий, несмотря на различия во взглядах, нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобыт­ное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий огромный период времени – от появления на Земле человека до возникновения первых цивилизаций и государств.

Этот период, являющийся начальным этапом существования человечества и является предметом первобытной истории, которая рассматривается как один из разделов всеобщей истории, имеющий свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что почти не имеет в своём распоряжении письменных источников, в то время как другие исторические дисциплины на их изучении, прежде всего и основываются. Её реконструкции – ре­зультат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.

Наши рекомендации