Про­ро­че­ст­ва о судь­бах язы­че­с­ких на­ро­дов и о Ие­ру­са­ли­ме

Как и у дру­гих про­ро­ков, у пророка Исайи от­мще­ние грешникам произойдет в День Господень, который изображается, как ми­ро­вая ка­та­ст­ро­фа.

«Ры­дай­те, ибо день Гос­по­да бли­зок, идет как раз­ру­ши­тель­ная си­ла от Все­мо­гу­ще­го. От­то­го ру­ки у всех опу­с­ти­лись, и серд­це у каж­до­го че­ло­ве­ка рас­та­я­ло. Ужас­ну­лись, су­до­ро­ги и бо­ли схва­ти­ли их; му­чат­ся, как рож­да­ю­щая, с изум­ле­ни­ем смо­т­рят друг на дру­га, ли­ца у них раз­го­ре­лись. Вот, при­хо­дит день Гос­по­да лю­тый, с гне­вом и пы­ла­ю­щею яро­с­тью, что­бы сде­лать зем­лю пу­с­ты­нею и ис­тре­бить с нее греш­ни­ков ее. Звез­ды не­бес­ные и све­ти­ла не да­ют от се­бя све­та; солн­це мерк­нет при вос­хо­де сво­ем, и лу­на не си­я­ет све­том сво­им. Я на­ка­жу мир за зло, и не­че­с­ти­вых – за без­за­ко­ния их, и по­ло­жу ко­нец вы­со­ко­умию гор­дых, и уни­чи­жу над­мен­ность при­тес­ни­те­лей; сде­лаю то, что лю­ди бу­дут до­ро­же чи­с­то­го зо­ло­та, и му­жи – до­ро­же зо­ло­та Офир­ско­го. Для се­го по­тря­су не­бо, и зем­ля сдви­нет­ся с ме­с­та сво­е­го от яро­с­ти Гос­по­да Са­ва­о­фа, в день пы­ла­ю­ще­го гне­ва Его» (Ис. 13:6–13).

Среди про­ро­че­ст­в о на­ка­за­нии от­дель­ных на­ро­дов выделяется пророчество о па­де­нии Ва­ви­ло­на, которое пред­ста­ет пе­ред на­ми как об­раз па­де­ния са­та­ны.

«И бу­дет в тот день: ког­да Гос­подь ус­т­ро­ит те­бя от скор­би тво­ей и от стра­ха и от тяж­ко­го раб­ст­ва, ко­то­ро­му ты по­ра­бо­щен был, ты про­из­не­сешь по­бед­ную песнь на ца­ря Ва­ви­лон­ско­го и ска­жешь: как не ста­ло му­чи­те­ля, пре­сек­лось гра­би­тель­ст­во! <…> Ад пре­ис­под­ний при­шел в дви­же­ние ра­ди те­бя, что­бы встре­тить те­бя при вхо­де тво­ем, <…> В пре­ис­под­нюю низ­вер­же­на гор­ды­ня твоя со всем шу­мом тво­им; под то­бою под­сти­ла­ет­ся червь, и чер­ви – по­кров твой. Как упал ты с не­ба, ден­ни­ца, сын за­ри! раз­бил­ся о зем­лю, по­пи­рав­ший на­ро­ды. А го­во­рил в серд­це сво­ем: “взой­ду на не­бо, вы­ше звезд Бо­жи­их воз­не­су пре­стол мой и ся­ду на го­ре в сон­ме бо­гов, на краю се­ве­ра; взой­ду на вы­со­ты об­лач­ные, бу­ду по­до­бен Все­выш­не­му”. Но ты низ­вер­жен в ад, в глу­би­ны пре­ис­под­ней. <…> Та­ко­во оп­ре­де­ле­ние, по­ста­нов­лен­ное о всей зем­ле, и вот ру­ка, про­стер­тая на все на­ро­ды, ибо Гос­подь Са­ва­оф оп­ре­де­лил, и кто мо­жет от­ме­нить это? ру­ка Его про­стер­та, – и кто от­вра­тит ее?» (Ис. 14:3–4, 9, 11–15, 26–27).

По-сла­вян­ски 20-й стих зву­чит так: «Яко­же ри­за в кро­ви на­мо­че­на не бу­дет чи­с­та, та­кож­де и ты не бу­де­ши чист: за­не зем­лю Мою по­гу­бил еси, и лю­ди Моя из­бил еси. Не пре­бу­де­ши в веч­ное вре­мя». Ком­мен­ти­руя при­ве­ден­ный от­ры­вок, свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий го­во­рит: «Вот еще часть пла­ча о кня­зе Ва­ви­лон­ском и о де­лах его. По­сле то­го, как спад­ший ”с не­ба ден­ни­ца” ска­зал в серд­це сво­ем: “На не­бо взы­ду, бу­ду по­до­бен Вы­шне­му”; в до­ка­за­тель­ст­во то­го, сколь­ко да­лек от упо­доб­ле­ния Свя­то­му оск­вер­нив­ший се­бя вся­кою не­чи­с­то­тою и убий­ст­ва­ми, упо­доб­ля­ет­ся он одеж­де, ко­то­рая по при­ро­де сво­ей сде­ла­на на ук­ра­ше­ние че­ло­ве­ку, но по­ели­ку омо­че­на в кро­ви, не мо­жет быть взя­та че­ло­ве­ком в упо­треб­ле­ние. Из се­го вид­но, что лу­ка­вый не по ус­т­рой­ст­ву сво­е­му име­ет в се­бе не­чи­с­то­ту, но по­то­му что оба­г­рил се­бя кро­вью, по­гу­бив зем­лю Гос­под­ню и чрез грех убив лю­дей» [12, ч. 2, с. 319].

Продолжая пророчество о языческих народах, пророк получает повеление ходить нагим и босым в знамение грядущего захвата Египта и Эфиопии ассирийцами. Ходить нагим было позорно, дико, но именно так должен был сделать Исайя. Ведь на союзный Египет его современники надеялись больше, чем на Бога. Это символическое действие должно было вразумить их. «И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы?» (Ис. 20:6).

Затем пророк картинно описывает, как будет осажден Иерусалим и его жители, в тщетных попытках собрать оружие, заделать проломы в стенах и собрать хоть немного воды для утоления жажды, не возводят взор свой к небу, не призывают «Того, кто издавна определил это» (Ис. 22:11).

«И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф» (Ис. 22:12–14).

Наши рекомендации