Организация самостоятельной работы студентов

№ раздела Вопросы для самостоятельного изучения Кол-во часов
1 семестр
Типы цивилизаций. Особенности Российской цивилизации.
Образование государства: власть и ее функции.
Трактовка личности Ивана Грозного современниками и потомками
Раскол церкви и его последствия.
Россия накануне петровских реформ: основные направления внутренней и внешней политики
Россия и сопредельные народы (XVI-XVIII вв.)
Политика абсолютизма: предпосылки формирования
С.Ю. Витте и его реформы: особенности, результаты, последствия.
2 семестр
Россия на рубеже XIX-XX в.: поиск путей модернизации и укрепления самодержавной власти.
Политические партии накануне революции 1905-1907 гг. Особенности их деятельности.
Русский культурный ренессанс н.XX в. «Серебряный век» русской культуры.
Эволюция государственной власти в условиях первой российской революции. Реформы Столыпина
Идейное наследие П.Я. Чаадаева
Формирование тоталитарного режима
Фашизм: идеология, политика, практика
Август 1991 г.: испытание демократии
Россия на пороге XXI в.

Методические рекомендации к написанию эссе

(для студентов дневного обучения)

Эссе по курсу "История Отечества" представляет собой собственную рациональную рефлексию на историческое событие или явление. Главная цель эссе - определение умения студента выделять и идентифицировать конкретные события и явления из контекста всего многообразия общественной жизни.

Эссе должно соответствовать следующим требованиям:

1.Четко обоснован выбор той или иной темы, грамотно и творчески сформулированы основные идеи и знания конкретно-исторического материала.

2.Лаконично выражена личная позиция в отношении того или иного явления, дана собственная оценка.

3.Продемонстрированы полученные знания в ходе изучения лекционного курса.

4.Темы сочинения могут быть собственными или выбранными из предложенных. Рабата может быть написана в произвольной форме, объемом не более пяти рукописных страниц.

Темы эссе

1.Россия между Западом и Востоком: проблемы ее самобытности.

2.Россия: критика исторического опыта.

3.Национальный характер: противоречия "русской души".

4.Русские сегодня: картины современной жизни.

5.Что хуже - "уравниловка" или социальное неравенство?

6.Религия в современном российском обществе: плюсы и минусы

7.Этническая неприязнь и межнациональные отношения в современной России.

8.Российская культура в контексте мировой культуры.

9.Если бы я был президентом России…

10.Как нам обустроить Россию?

Методические рекомендации

по выполнению рефератов

(для студентов дневного отделения)

1. Выбор темы

На лекционных занятиях Вы должны ознакомиться с программой курса "История Отечества", в которой максимально полно обозначается круг изучаемых проблем. Любой из указываемых вопросов может быть рассмотрен как тема Вашего реферата или Вы выберете ее согласно предлагаемому списку тем рефератов. Окончательно тему Вашей работы Вы должны согласовать с преподавателем, ведущим данный курс.

2. Работа с источниками и литературой

Во время утверждения темы реферата Вы получите рекомендации по тому комплексу литературы, которую должны будете использовать при написании реферата. Как правило, вполне достаточно ограничиться тем, что находится в читальном зале или на абонементе библиотеки института. Желательно также продемонстрировать знания, полученные Вами на лекциях, семинарских занятиях и ранее в школе.

3. Что необходимо продемонстрировать в реферате

В Вашей работе Вы должны показать насколько глубоко Вам удалось проработать выбранную тему. Допускается, что текст реферата будет представлять собой компиляцию из прочитанной Вами литературы. Однако необходимо отразить своими словами собственное отношение к предмету обсуждения, выразить свою личную точку зрения. Обоснуйте, почему именно эту, а не другую тему Вы выбрали, что нового Вам удалось узнать, как Вы могли бы использовать полученные знания в дальнейшем. Желательно соблюдать логику, которая характерна для любой научно-исследовательской работы, а именно: обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; описание процесса исследования; обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов.

4. Оформление реферата

Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 20 рукописных или 10 машинописных страниц (14 кегель, шрифт Times New Roman, полуторный интервал). Первый титульный лист не нумеруется. На нем указывается: название института, кафедры; тема, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателя; номер группы, время написания. Второй лист содержит план реферата. В небольшом по объему введении необходимо пояснить, почему именно эту тему Вы выбрали, в качестве темы реферата, определить цель и задачи, дать краткий обзор использованной литературы. Основную часть реферата составляет непосредственное раскрытие главной проблемы, в заключении необходимо подвести итог в виде конкретных выводов. Реферат включает список использованной литературы, где необходимо указать полные библиографические данные использованных книг.

Темы рефератов

1.Этапы и тенденции формирования российской исторической науки.

2.Геополитические и исторические тенденции формирования России как цивилизации.

3.Основные версии и гипотезы происхождения названия "Русь".

4.Научные теории становления древнерусского государства.

5.Зарождение философской мысли в эпоху Древней Руси.

6.Основные факторы монголо-татарского влияния на формирование великорусской нации: взгляд современных историков на проблему.

7.Историческая фигура Ивана IV Грозного и политический портрет И. Сталина: исторические параллели.

8.Историческая обусловленность пробуждения национального самосознания в период "Смутного времени".

9.Екатерина II как личность. "Золотой век" Екатерины II.

10.Прогрессивность либеральных проектов Екатерины II.

11.Варианты конституционных преобразований в проектах декабристов.

12.Становление России как цивилизационно неоднородного общества. Полиэтничность России и русская толерантность. Идеология интернационализма. Феномен русских.

13.Территориальные приобретения России и становление ее как империи. Цена цивилизационной экспансии России.

14.1917 г. в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению.

15.Политическая история России в партиях и лицах. Феномен большевизма.

16.Наполеон и Гитлер: сходство судеб. Отечественные войны 1812 и 1941-1945 гг.: исторические параллели.

17."Апогей" сталинизма. Поворот к неосталинизму.

18. Почему распался Советский Союз?

19.Размышления о судьбах России: от теории "третьего Рима" к концепции евразийства.

20.Национальные интересы России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Рекомендации к выполнению контрольных работ

(для студентов заочного и дистанционного обучения)

Контрольная работа по истории Отечества выполняется с целью проверки умения и навыков по основным разделам курса. Студент должен продемонстрировать знание конкретно-исторического материала, библиографические навыки, оперировать понятийным аппаратом, применять проблемно-хронологический подход к анализу событий, явлений и процессов в истории России.

Общий объем контрольной работы составляет 12-листовую тетрадь.

Выбор контрольной работы должен быть согласован с преподавателем, ведущим лекционные или семинарские занятия. Контрольная работа выполняется в срок согласно учебному плану и является обязательным условием допуска к сдаче экзамена по учебной дисциплине.

Варианты контрольных работ

Вариант N 1

Особенности Киевской Руси как древнерусского раннефеодального государства (IX-XII вв.).

1.Современная историческая наука о характере древнерусского общества.

2.Основные версии и гипотезы происхождения названия "Русь".

3.Научные теории становления древнерусского государства.

Вариант N 2

Проблемы раздробленности на Руси(XII-XV вв).

1.Проблема самосохранения государства в условиях угрозы с Запада и Востока.

2.Основные факторы монголо-татарского влияния на формирование великорусской нации.

Вариант N 3

Особенности становления Московского государства с конца XV в.).

1.Иван IV Грозный как личность: документальный и художественный образ.

2.Историческая фигура Ивана IV Грозного и политический портрет И. Сталина: исторические параллели.

Вариант N 4

'Смутное время" в России (1598-1613 г).

1.Смута как социальная катастрофа и время альтернатив.

2.Историческая обусловленность пробуждения национального самосознания в период "Смутного времени".

Вариант N 5

Эпоха Петра Великого (1689-1725 гг.).

1.Проекты и результаты модернизации России.

2.Цивилизационный раскол российского общества. Специфика многоукладности в России и 300-летний дрейф в цивилизационном пространстве.

Вариант N 6

Территориальные приобретения России (XIV-начало XX вв).

1.Становление России как цивилизационно неоднородного общества.

2."Цена" цивилизационной экспансии России. Полиэтничность России и русская толерантность. Идеология интернационализма. Феномен русских.

Вариант N 7

Послепетровская эпоха (с 1725 г.).

1."Глухое время" в истории России (1725-1741 гг.).

2.Правление Елизаветы I (1741-1761 гг)

3.Просвещенный абсолютизм. Либеральные проекты Екатерины II (1762-1796 гг.).

Вариант N 8

Россия в XIX веке.

1.Капиталистическая модернизация России.

2.Императоры Александры и Николаи в истории России.

Вариант N 9

Российская Империя в начале XX в.

1.Проблемы исторического выбора России. 1917-й год в судьбе России.

2.Отечественная и зарубежная историография о революциях XX в. в России и их влиянии на судьбы человечества. События 1917 г. глазами современников.

Вариант N 10

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

1.СССР накануне второй мировой войны. Преступные цели гитлеровской Германии (по документам и материалам).

2. Нюрнбергский эпилог. Итоги и уроки войны.

3. Послевоенный период (1945-1950 гг). Дискуссия о послевоенном устройстве мира.

Вариант N 11

Советское общество (1917-1991 гг.).

1."Великий перелом". Победа сталинского варианта построения социализма.

2."Оттепель" (1953-1960-х гг.). "Эпоха застоя" (конец1960-середина 1980-х гг). Десталинизация и анатомия застоя. Инакомыслие и диссидентство в Советской России.

3.Современные дискуссии о характере советского общества. Социалистическая идея. Социализм - научная идеология или религия?

Вариант N 12

Постсоветская Россия в новом измерении (с 1991 г.).

1.СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.).

2.Российская Федерация в 1990-е гг.

3.Россия на рубеже XX-XXI вв. Исторические традиции и новые реалии современной России.

Вариант N 13

Этапные проблемы российской истории.

1.Хронология, сущность и противоречия ключевых эпох в истории России.

2.Уникальность исторических эпох как неповторимый отпечаток времени. Проблема истинности исторического знания.

Вариант N 14

Историческая наука в России.

1.Этапы и тенденции формирования российской исторической науки.

2.Историческая наука в Российской империи (XVIII в.-1917 г.).

3.Историческая наука в советскую эпоху. Политизация советской исторической науки. Искусственная изоляция отечественной науки от мировой. Марксистско-ленинская методология и исторический материализм. Формационный подход изучения всемирной истории.

4.Современная историческая наука. В поисках новой научной парадигмы. Проблемы изучения исторического опыта с позиций современности.

Вариант N 15

Феномен России

1.Запад-Восток: межцивилизационный диалог. Современная картина мира. Сравнительный анализ проблемы "Запад-Восток". Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.

2.Россия как цивилизация. Геополитические и исторические тенденции формирования России как цивилизации. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Размышления о судьбах России: от теории "третьего Рима" к концепции евразийства.

Методические рекомендации по выполнению теста

(для студентов дневного, заочного и дистанционного отделений)

Цель тестирования: определить общий уровень эрудиции и полученных знаний по курсу "История России".

Данный тест носит комбинированный проблемно-хронологический характер.

Общее количество баллов по тесту - по два бала за каждый правильный ответ.

Процедура выполнения теста: снять копию теста, слева указать любыми обозначениями правильный, на ваш взгляд, вариант ответа.

Тест

1. Основные этапы истории России.

Определить хронологические рамки:

Древнерусское раннефеодальное государство

" IX-XII века

" XIV-конец XV века

" XVII-XVIII века

" II половина XVIII века

" XIX-начало XX века

Централизованное Российское государство

" IX-XII века

" XIV-конец XV века

" XVII-XVIII века

" II половина XVIII века

" XIX-начало XX века

Эпоха Абсолютизма

" IX-XII века

" XIV-конец XV века

" XVII-XVIII века

" II половина XVIII века

" XIX-начало XX века

Просвещенный Абсолютизм

" IX-XII века

" XIV-конец XII века

" XVII-XVIII века

" II половина XVIII века

" XIX-начало XX век

Капиталистическая модернизация России

" IX-XII века

" XIV-конец XV века

" XVII-XVIII века

" II половина XVIII века

XIX-начало XX века

2. Русская и российская история в именах.

Отметить нумерацией хронологическую последовательность следующих событий и правления монархов:

Период от основания Русского государства до XVI века

" Первое разделение Руси и крещение Владимира

" Иоанн III, самодержец всея Руси

" Владимир и сын его Ярослав I

" Наследники Донского и их междоусобия

" Владимир Мономах и междоусобия князей

" Наследники Калиты и Куликовская битва

" Олеговичи и Мономаховичи и разорение Киева

" Великий князь Московский Иоанн Калита

" Нашествие татар

" Александр Невский и Даниил Галицкий

Период XVI-XVII веков

" Василий Иоаннович и сын его Иоанн VI

" Дети Алексея Михайловича и Московское государство до единодержавия Петра

" Царь Федор Иоаннович и Годунов

" Лжедмитрий и Шуйский

" Царствование Алексея Михайловича и Западная Русь

" Междуцарствие

" Михаил Федорович и патриарх Филарет

Период XVIII-начала XX веков

" Царствование Петра I

" Царствование Николая I

" Екатерина I и Петр II

" Император Александр I

" Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна

" Император Павел I

" Императрица Елизавета

" Императрица Екатерина II

" Император Петр III

3. Культурологический аспект истории России.

Уточнить хронологические рамки:

Языческая культура древних славян

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

" 20-80-е годы XX века

Культура Киевской Руси

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

" 20-80-е годы XX века

Культура Московского царства

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

" 20-80-е годы XX века

Культура императорской России

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

" 20-80-е годы XX века

Культура "серебряного века"

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

" 20-80-е годы XX века

Советский период культуры России

" с VI века

" XII-XIII века

" XIV-XVII века

" начало XVII-конец XIX века

" конец XIX-начало XX века

20-80-е годы XX века

4. XX век и Россия.

Привести в соответствие основные этапы и даты этой эпохи:

Россия на перепутье (период революционных потрясений)

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Гражданская война в России

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Период реконструкции советского общества

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Годы отечественной войны и послевоенное развитие

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Рождение и крах "оттепели"

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

"Время упущенных возможностей" ("брежневская" эпоха)

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Перестройка (экономические преобразования и либерализация общества)

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

"Новая Россия"

(радикальные экономические реформы и формирование новой общественной модели)

" 1905-1917 годы

" 1918-1920 годы

" 1921-30-е годы

" 40-е-начало 50-х годов (1941-1953)

" середина 50-х-начало 60-х годов (1953-1964)

" II половина 60-х-I половина 80 годов

" II половина 80-х (1985-1991)

" 90-е годы (с 1992)

Наши рекомендации