Прочтите текст и выполните задания 2-14. - 1) Но они-то погибли, - тихо сказал я, кивнув на разведчиков.

- 1) Но они-то погибли, - тихо сказал я, кивнув на разведчиков.

- 2) На границе тоже погибают, - не отступала она.- 3) Только об этих ребятах экскурсоводы рассказывают, а с границы пришлют похоронную матери. 4) И всё.

5) Она меня окончательно обезоружила, эта похитительница музейных фотографий. 6) Выбила из- под ног почву. 7) И я почувствовал, что опять не смогу снять фотографию пограничника со шрамом над бровью.

8) Длинноногая белобрысая девчонка уставилась на носки своих ботинок, а я смотрел на фотографию парня, который хотя и родился целой жизнью позже четырёх разведчиков, но был удивительно похож на них. 9) Почти не отличался. 10) Та же пилотка – звёздочка над переносицей, та же гимнастёрка с помятыми погонами… 11) А экскурсоводы выжидательно смотрели на меня.

12) Я повернулся и медленно пошёл прочь, но похитительница окликнула меня:

- 13)Подождите! 14) Я должна взять Славину фотографию.15) Можно?

16) Эта вздорная девчонка решила, что может распоряжаться в музее, как в собственном доме: захотела – повесила, захотела - сняла. 17) Я промолчал.

18) Я ждал, что она скажет.

- 19) Понимаете, он скоро придёт домой. 20) Он был ранен в бою на границе. 21) Он залёг с пулемётом, а их было десять. 22) Он не пропустил их. 23) Когда пришло письмо, я повесила сюда его фотографию.

24) Я посмотрел в сторону Славы Афанасьева, и мне показалось, что там, на границе, вместе с ним залегли и вели огонь по тем, кто посягнул на нашу землю, и эти четверо ребят из Красного Куста. 25)И кто знает, что было бы со Славой, если бы их не было рядом.

- 26) Зачем же именно теперь снимать фотографию? – тихо спросил я.

- 27) Вы не знаете брата, - печально сказала девочка.- 28) Если он увидит свою фотографию в музее, он знаете, что со мной сделает! 29) Он меня в детстве поколачивал.

30) И снова у Красного Куста осталось четверо бойцов. 31) Историческая справедливость была восстановлена. 32) Но меня огорчала эта справедливость: ведь Слава Афанасьев как бы связывал четырёх погибших разведчиков с сегодняшней жизнью. 33) Он был принят в их товарищество как равный. 34) И каждый раз, проходя мимо, я испытываю невнятное, щемящее чувство, словно этих ребят всегда было пятеро, а теперь один из них ушёл навстречу новым боям.

(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Пятый»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему автор, проходя мимо стенда с фотографиями погибших разведчиков, огорчался?»

1)Она меня окончательно обезоружила, эта похитительница музейных фотографий.

2)Когда пришло письмо, я повесила сюда его фотографию.

3)И кто знает, что было бы со Славой, если бы их не было рядом.

4) Но меня огорчала эта справедливость: ведь Слава Афанасьев как бы связывал четырёх погибших разведчиков с сегодняшней жизнью.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ .

1)Выбила из- под ног почву.

2) И я почувствовал, что опять не смогу снять фотографию пограничника со шрамом над бровью.

3)Та же пилотка – звёздочка над переносицей, та же гимнастёрка с помятыми погонами…

4) Я повернулся и медленно пошёл прочь, но похитительница окликнула меня.

Ответ:_________________________

4. Из предложений 32-34 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от его лексического значения.

Ответ:_________________________

5. Из предложений 11-17 выпишите слова, написание Н в которых определяется правилом: « В наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное слово ПОКОЛАЧИВАЛ в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:_________________________

7. Замените словосочетание ПЕЧАЛЬНО СКАЗАЛА (предложение 27 ), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 31 .

Ответ:_________________________

9. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при однородных членах.

И каждый раз, (1)проходя мимо,(2) я испытываю невнятное, (3)щемящее чувство,(4) словно этих ребят всегда было пятеро, (5)а теперь один из них ушёл навстречу новым боям.

Ответ:_________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24 . Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями, связанными сочинительной связью.

Длинноногая белобрысая девчонка уставилась на носки своих ботинок,(1) а я смотрел на фотографию парня, (2)который хотя и родился целой жизнью позже четырёх разведчиков,(3) но был удивительно похож на них.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 21-24 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Ответы на вопросы теста №10

2.
3.
4. принят
5. выжидательно, медленно
6. бил
7. сказала с печалью
8. справедливость была восстановлена
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наши рекомендации