Фонетические чередования [C] по способу образования

Фонетические чередования [C] по месту образования

Чередования охватывают только переднеязычные шумные [С] и происходят в результате несимметричной регрессивной ассимиляции: [Сзуб.||Сп.-н. (+ Сп.-н.ш.)]. Зубной согласный под влиянием последующего передненёбного изменяет пассивный орган.

Процесс является вполне регулярным, если сочетания однородны по признаку мягкости/ твёрдости: [СС], [С’С’] – или становятся однородными путём ассимилятивного смягчения: [СС’ ®С’С’]. Он может сочетаться с ассимиляциями по другим признакам:

[сашjׁý – шшы́т’, с||ш]; [сажмý – жжáт’, с||ж] (+ звонкость/глухость, [сж®зж®жж®ж]);

[сакнóм – ш’ч’ׁýдъм, с||ш’] (+ мягкость/твёрдость, [сч’®с’ч’®ш’ч’]);

[ръзажмý – ражжáт’, з||ж];

[ръзашjׁý – рашшы́т’, з||ш] (+ звонкость/глухость, [зш®сш®шш®ш]);

[ръш’ш’итáт’, з||ш’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, [зш’®сш’®с’ш’®ш’ш’®ш’]);

ташjׁý – ачшы́ т’, т||ч] (+ способ образования, см ниже);

джжáт’, т||дж] (+ звонкость/глухость, способ образования, см. ниже);

ч’ч’ׁóт, т||ч’] (+ мягкость/твёрдость, способ образования, см. ниже);

джж’ׁур’и́, т||дж’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, способ образования, см. ниже);

[пъдажмý – паджжáт’, д||дж] (+ способ образования, см. ниже);

[пачшы́т’, д||ч] (+ звонкость/глухость, способ образования, см. ниже);

[пач’ш’ׁóт, д||ч’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, способ образования, см. ниже).

[сп’ицыáл’ныj – сп’ׁэ́ч(#)шкóлъ, ц||ч];

[сп’ׁэ́дж(#)жур’и́, ц||дж] (+ звонкость/глухость, [цж ®дзж®джж]);

[н’ׁэ́м’иц – н’им’ׁэ́ч’ч’инъ, ц||ч’] (+ мягкость/твёрдость, [цч’®ц’ч’®ч’ч’® ч’]).

Однако ассимиляцию тормозит различие в положении языка при артикуляции твёрдого и мягкого согласного, которое не может быть устранено автоматически.

1) [С’С] (невозможность отвердения), ср.: [л’ׁэ́жжъ] (прош. вр.) – [л’ׁэ́з’жъ] (повел.накл.).

2) [С(#)С’] (невозможность смягчения через виртуальную паузу), ср.: [сп’ׁэ́ч(#)шкóлъ] – [сп’ׁэ́ц(#)ч’ׁáс’т’], [сп’ׁэ́дж(#)жур’и́] – [сп’ׁэ́дз(#)ж’ׁур’и], [сквòш’(#)ш’ׁэ́л’] – [сквòс’(#)шýм].

3) [СС’] (факультативное смягчение), ср.: [иш’ш’ׁэ́с] – [исч’ׁэ́с], [ч’ш’ׁэ́тнъ] – [тш’ׁэ́тнъ].

Все рассмотренные чередования становятся для слушающего источником нейтрализации. Нейтрализующая позиция – передненёбные (шипящие) согласные звуки перед передненёбными. Если эти согласные щелевые, объём полей нейтрализации соответствует теоретическому:

1) 22 = 4 (место образования + звонкость/глухость): [шшы́т’], [жжáт’] áш·ж·з·сñ.

2) 23 = 8 (место образования + звонкость/глухость + мягкость/твёрдость): [ш’ч’ׁýдъм], [ръш’ш’итáт’] áш’·ж’·з’·с’·ш·ж·з·сñ.

Поля нейтрализации для слитных согласных содержат признак способа образования (см. 6.5).

Фонетические чередования [C] по способу образования

Чередования также охватывают только переднеязычные шумные [С]. Они происходят в деятельности говорящего в результате 2 несимметричных фонетических процессов.

1. Регрессивная ассимиляция: [Свзр.||Ссл.] (+ [Сщел.сл.] того же места образования)

Взрывной согласный под влиянием последующего звука присоединяет к смычке щель, изменяя способ преодоления преграды: вместо резкого размыкания смычки – плавное. При этом 2слитных согласных в результате коартикуляции образуют долгую смычку с единой стадией размыкания.

Как и для места образования, в сочетаниях [СС], [С’С’], [СС’(®С’С’)] процесс идёт регулярно, легко сочетается с ассимиляциями по другим признакам:

трывáт’] – [ацсыпáт’, аццып’и́т’, т||ц];

дззывáт’, т||дз] (+ звонкость/глухость, [тз ® дз®дзз]);

ц’с’ил’и́т’, т||ц’] (+ мягкость/твёрдость, [тс’ ® т’с’ ®ц’с’]);

дзз’имл’и́, т||дз’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, [тз’ ® дз’ ®д’з’ ®дз’з’]);

чшы́т’, т||ч] (+ место образования, [тш®цш®чш]);

джжáт’, т||дж] (+ звонкость/глухость, место образования, [тж®дж®дзж®джж]);

ч’ш’ׁóт, т||ч’] (+ мягкость/твёрдость, место образования, [тш’®т’ш’®ц’ш’®ч’ш’]);

ч’ч’ׁóт, т||ч’] (+ мягкость/твёрдость, место образования, [тч’®т’ч’®ц’ч’®ч’ч’®ч’]);

джж’ׁур’и́, т||дж’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, место образования,

[тж’® дж’®д’ж’®дз’ж’®дж’ж’]);

[пъдрывáт’] – [пъдззывáт’, д||дз];

[пъцсыпáт’, пъццып’и́т’, д||ц] (+ звонкость/глухость, [дс ® тс ®цс], [дц®тц®цц®ц]);

[падзз’ׁэ́мныj, д||дз’] (+ мягкость/твёрдость, [дз’ ®д’з’ ®дз’з’]);

[пъц’с’ил’и́т’, д||ц’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, [дс’® тс’®т’с’®ц’с’]);

[паджжáт’, д||дж] (+ место образования, [дж®дзж®джж]);

[пачшы́т’, д||ч] (+ звонкость/глухость, место образования, [дш®тш®цш®чш]);

[пач’ш’ׁóт, пач’ч’ׁáс, д||ч’] (+ звонкость/глухость, мягкость/твёрдость, место образования, [дш’®тш’®т’ш’®ц’ш’®ч’ш’], [дч’®тч’®т’ч’®ц’ч’®ч’ч’®ч’]).

[п’ׁáт’ишс’ъ] – [п’ׁáц’с’ъ, т’||ц’];

[ув’ид’ишс’ъ] – [ув’и́ц’с’ъ, д’||ц’] (+ звонкость/глухость, [д’с’ ®т’с’ ®ц’с’]).

Однако в сочетаниях [С’С], [С(#)С’], [СС’] ассимиляцию, как и по месту образования, тормозит неустранимое различие в положении языка. Ср.: [брáджжъ] (сущ.) – [брáд’жъ] (инф.), [хòц’(#)с’ׁáду] – [хòт’(#)сáт], [вòц(#)сáт] – [вòт(#)с’ׁáду], [ч’ш’ׁэ́тнъ] – [тш’ׁэ́тнъ].

Это ограничение не распространяется на случаи типа [ат’ׁэ́ц – аццá], [мълад’ׁэ́ц – мълаццéá], [п’ит’исóт – п’ицсóт]. Здесь сочетаются чередования 2 типов: исторические áт’ñ||áтñ, áд’ñ||áдñ (ср. [кан’ׁэ́ц – канцá], [р’из’ׁэ́ц – р’исцá], [с’им’исóт – с’имсóт]) + фонетические [т||ц], [д||ц].

Совсем иначе происходит чередование [т’||ц], и даже [т||ц], в возвратных глаголах.

2. Прогрессивная ассимиляция имеет 2 противонаправленных разновидности:

2а. [(ц’ +) с’||ц’]. Щелевой согласный звук под влиянием предшествующего смычного слитного изменяет тип преграды, сохраняя элемент щели благодаря плавному размыканию смычки. Процесс очень слабый. Он тормозится сильной морфемной границей и виртуальными единицами (паузой и морфемой): [пац’с’ׁáду], [хòц’(#)с’ׁáду], [трáц’øс’ъ]; преодолевается диэрезой перед взрывными согласными: [брáцк’иj] ([тск’®цск’ ®цк’], см. ниже).

Т. о., ассимиляция идёт только на реальной слабой морфемной границе перед гласными, конкретно – в инфинитиве и 3 л. возвратных глаголов: [брáццъ], [н’ис’ׁóццъ], [нóс’и(ц)цъ]. Преобразование этих словоформ носит комплексный характер и проходит несколько стадий:

([тс’ ®т’с’], регрессивная ассимиляция по мягкости – только для 3 л.);

[т’с’ ®ц’с’], регрессивная ассимиляция по способу образования;

[ц’с’ ®ц’ц’], прогрессивная ассимиляция по способу образования;

[ц’ц’ ®цц], парадигматическое отвердение;

[цц®ц], коартикуляция; ([ц® ц], сокращение между безударными гласными).

Наиболее интересный процесс – парадигматическоеотвердение [ц’ ® ц], происходящее в абсолютносильной позиции перед гласным. Причина его – не синтагматическое взаимодействие звуков, а отсутствие в фонологической системе русского языка фонемы áц’ñ, а значит, и соответствующей мягкой доминанты. Звук [ц’] возможен только в слабой позиции перед мягким зубным [с’]. Появляясь в сильной позиции, он автоматически отвердевает (ср. книжн. [ц’ׁýр’их]/ разг. [цýр’их]!). Таким образом, это процесс фонетически вынужденный, а потому он порождает внутреннее парадигматическое отношение между разновидностями одной и той же фонемы.

В конечном итоге в возвратном постфиксе происходит фонетическое чередование [с’||ц] (прогрессивная ассимиляция по способу образования + парадигматическое отвердение), в суффиксе инфинитива – [т’||ц] (регрессивная ассимиляция по способу образования + парадигматическое отвердение), в окончаниях 3 л. – [т||ц] (только регрессивная ассимиляция: парадигматическое отвердение уничтожает результат ассимиляции по мягкости).

2б. [(ш’ +) ч’||ш’]. Слитный согласный звук под влиянием предшествующего щелевого изменяет тип преграды, теряя смычку. Процессу также предшествуют регрессивные ассимиляции по различным признакам. Он сильнее, чем 2а, но всё же несколько ослаблен.

Внутри морфемы и на слабых морфемных границах процесс идёт регулярно:

[в’иснýшъч’къ – в’иснýш’ш’итыj], [шч’ ®ш’ч’ ®ш’ш’ ®ш’] (регрессивная ассимиляция по мягкости + прогрессивная ассимиляция по способу образования + коартикуляция);

[п’ир’иб’ижáт’ + -ч’ик- ®п’ир’иб’ׁэ́ш’ш’ик], [жч’ ®шч’ ®ш’ч’ ®ш’ш’ ®ш’] (регрессивные ассимиляции по глухости, по мягкости + …);

[нъв’изáт’ + -ч’ив- ® нав’ׁáш’ш’ивыj], [зч’®сч’®с’ч’®ш’ч’ ®ш’ш’ ®ш’] (регрессивные ассимиляции по глухости, по мягкости, по месту образования + …).

Однако на сильных морфемных границах и на границах клитик процесс становится факультативным, а реализация его зависит от произносительного стиля (см. 9.1):

нейтр., разг. [ръш’ш’исáт’], [раш’ш’ׁóскъ]; нейтр., разг. [иш’ш’ирпáт’] / книжн. [иш’ч’ирпáт’];

нейтр., книжн. [б’иш’ч’ивó] / разг. [б’иш’ш’ивó]; книжн. [б’иш’ч’илав’ׁэ́ч’ныj].

Все рассмотренные чередования становятся для слушающего источником нейтрализации (8.3).

1) Прямой результат регрессивной ассимиляции – áц·тñ. Нейтрализующая позиция – слитный [С] перед щелевым/слитным. Поскольку все эти согласные шумные, обязательно нейтрализуется также звонкость/глухость. Мягкость/твёрдость и место образования ведут себя по-разному в зависимости от состава 1С2]. Т. о., может быть нейтрализовано 2/3/4 признака. Объём полей нейтрализации теоретически должен составлять 22= 4 / 23 = 8 / 24 = 16. Однако непарность многихáСñ существенно сужает их. Например:

цсыпáт’] áц·т·дñ (4 – 1, áцñнепарная по звонкости/глухости);

ц’с’ил’и́т’] áц·т·д·т’·д’ñ (8 – 3, áцñ непарная по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости);

чшы́т’] áц·т·дñ (8 – 5, áцñнепарная по звонкости/глухости, áцñ, áтñ и áдñ по месту образования);

ч’ч’ׁóт], [ч’= ч’1 +ч’2] áч’·ц·т·д·т’·д’ñ(16 – 10, áч’ñ непарная по всем признакам, áцñ по звонкости/глухости, мягкости/твёрдости и месту образования, áтñ и áдñ по месту образования).

Отдельного анализа требуют сегменты [ц = ц1+ ц2]. Речевой опыт в роли говорящего позволяет слушающему дифференцировать их. Только перед возвратным постфиксом допускается парадигматическое отвердение: áц·т·д·т’·д’ñ; в прочих случаях это излишне: áц·т·дñ.

2) Прогрессивную ассимиляцию (+ парадигматическое отвердение) для [〗/ц = ц1 + ц2] слушающий допускает только в возвратном постфиксе: áц·с·с’ñ. Во всех остальных случаях нейтрализация отсутствует: [ц = ц1 + ц2].

3) Напротив, прогрессивная ассимиляция для [ш’=ш’1 +ш’2] должна допускаться во всех случаях: áш’·ч’ñ.

6.6. Фонетические чередования [C||ø]

Чередования с нулём происходят в деятельности говорящего в результате прогрессивно-регрессивной диэрезы (т. е. в интерпозиции) по 4 правилам с разной степенью регулярности. Чаще всего согласный звук подавляется окружающими [C], а реальные условия для чередований складываются только рядом с морфемной границей. Особое место занимает правило 4.

1. [т()||ø], [д()||ø] (в конце морфемы, кроме 1 примера*). Предшествующий [C] должен иметь тоже место образования (переднеязычный зубной), а для последующего [C] необходимо совпадение только по активному органу (т. е. он может быть и зубным, и передненёбным). Особенно активно процесс идёт после щелевых [с(), з()]. Правило сопровождается вариантами, исключениями. Некоторые варьирующие позиции возможны только на границе основного слова с клитиками.

Если средний согласный звук полностью совпадает с последующим (часто в результате ассимилятивных процессов), вместо диэрезы происходят коартикуляция + сокращение долготы:

1) Перед [т()], [д()]: [тт®т®т], [jׁэстъ ]; [т’д’®д’д’®д’® д’], [пỳз’д’ׁэ́т].

2) Перед [ц]: [(дц®) тц®цц®ц® ц], [ирлáнцы], [с’ׁэрцъ], [исцá], [пъдусцы́].

3) Перед [ч’]: [(дч’®тч’®) т’ч’®ц’ч’®ч’ч’®ч’® ч’], [ирлáн’ч’ик], [с’ирч’и́шкъ] (но: между [с()] и [ч’] побеждает диэреза, т. к. необходимые ассимиляции слишком громоздки).

4) Перед [с’] в возвратных глаголах: [(тс’®) т’с’®ц’с’®ц’ц’®ц® ц], [наjׁэ́сцъ], [удáсцъ].

В сочетаниях [нтс/ндс] перед взрывными согласными конкурируют альтернативные процессы: диэреза по правилу (1б) / ассимиляция [(дс®) тс ®цс] + диэреза по правилу (2).

1а.Между [с()()] и переднеязычными [С] (кроме[л()], [р()])

()()н()] ()()с()()] [с’/з’т/д], [с/зт’/д’] [с’ц]
[м’ׁэ́стъ – м’ׁэ́сныj] [апаздáт’ – пóзнъ] [днó – б’ׁэ́знъ*] «много» [шыс’т’и́ – шыссóт] [пýс’т’ – пỳс’(#)сáм, пỳз’(#)з’и́нъ] [jׁэ́с’т’ – jׁэ́с’тъ] [jׁэ́ст – jׁэ́з(#)д’ׁэ́] [пýс’т’ – пỳз’(#)дóм] [пýс’т’ – пỳс’(#)цáр’]  
Но: [б’изднá] [б’ׁэ́зднъ] «пропасть»      

После диэрезы могут происходить регрессивная ассимиляция по месту образования [с()() (+ ш()()) ® ш()()] и прогрессивная ассимиляция по способу образования [ш’ч’®ш’ш’®ш’].

()()ш()()] [с’ч’]
[пýс’т’ – пỳс’(#)шýръ], [jׁэ́с’т’ – jׁэ́з’жъ] [jׁэ́ст – jׁэжжъ], [пýс’т’ – пỳж’(#)ж’ׁур’и́] [аб’jׁэ́з’д’ит’ – аб’jׁэ́ш’ш’ик] [пýс’т’ – пỳш’(#)ч’ׁáс]

1б.Между [н()] и переднеязычными щелевыми шумными [С] (реально – перед глухими)

[нс] [нш], [н’ш’]
[ирлáн’д’иjъ – ирлáнск’иj] (ср. правило 2!) [аг’ׁэ́нт – аг’ׁэ́нствъ] (ср. правило 2!) [музыкáнт – музыкáншъ/музыкáнчшъ] [працє́нт – працє́н’ш’ик]

Единичные соответствия [ш’ׁáс’т’jъ – ш’исл’и́выj], [уч’ׁáс’т’иjъ – [уч’ׁáсл’и́выj], [зáв’ис’т’ – зав’и́сл’ивыj], [сóв’ис’т’ – сóв’исл’ивыj]; [плáс’т’ик – пласмáссъ], [пастýх – паз’бá, пáзб’иш’ъ] на фоне примеров сохранения согласных: [стлáт’], [истл’ׁэ́т’], [кастл’ׁáвыj], [жáлъстл’и́выj], [хвастл’и́выj], [з дл’инój], [jׁэ́с’т’(#)л’и́]; [áстмъ], [кас’т’м’и́], [рóздб’иф], [пòст(#)паз’и́цъjъ], [паjׁэ́з’д’бъ] – не позволяют говорить о фонетическом чередовании в результате диэрезы перед [л’] и губными [С]. Это исторические чередования áтñ||áøñ.

2. [с()||ø], [з()||ø]: между [ц/дз] и взрывными [С] (только в начале морфемы)

[спóр’ит’ – ацпóр’ит’], [цáрск’иj – гърацкój, п’ׁэ́рцк’иj], [свójствъ – лóрцтвъ];

[цáрск’иj – ирлáнцк’иj], [свójствъ – аг’ׁэ́нцтвъ] (ср. правило 1!);

[здáн’иjъ – надздáн’иjъм], [зглáс – адзøглáзъ].

3. [к()||ø], [г()||ø]: между [с/н/р] и [ск()] (только в конце морфемы)

Чередования происходят в 4-членных консонантных сочетаниях:

[бáск’и – бáсск’иj], [ганкóнгъ] – [ганкóнск’иj], [п’ит’ирбýргъ] – [п’ит’ирбýрск’иj].

4.[j||ø]:между [Г] и [и] (в любом морфемном положении):

[маáк – мъик’и́], [мój – маи́], [праjׁэ́ст – пóист].

Чередование [л||ø] в единственном корне [сóлнъшкъ – сóнцъ] (перед консонантным сочетанием!) в силу его уникальности следует считать историческим: áлñ||áøñ [см. Панов 1979, с. 140].

Все чередования [С||ø]становятся для слушающего источником нейтрализацииáСñс нулевой фонемой áøñ (для правил 1–3 только на морфемных границах!). Список нейтрализующих позиций см. в 8.3. Поля нейтрализации для правила 1 имеют варианты: 1) возможна дополнительная нейтрализация по звонкости/глухости; 2) при её отсутствии глухость или звонкость входящей в полеáСñ; 3) твёрдость или мягкость согласных фонем. Решающие факторы – наличие/отсутствие виртуальной паузы и качество звуков, окружающих ноль: ()1øС()2]:

Без виртуальной паузы
()2] сонорный Þáзв.: гл.ñ ()2] шумный Þáзв. · гл.ñ
()1] глухой Þáø·тñ ()1] звонкий Þáø·дñ 1], [С’1С’2]Þáø·т·дñ [С’1С2]Þáø·т’·д’ñ
Перед виртуальной паузойÞáзв. · гл.ñ
1]Þáø·т·дñ [С’1]Þáø·т’·д’ñ
         

Поля нейтрализации для прочих правил стабильны: 2) áø·с·зñ; 3) áø·к·гñ; 4) áø·jñ.

Наши рекомендации