Рассмотрим особенности орфоэпических норм.

ЗАНЯТИЕ №3

Нормы современного русского языка.

Языковая норма и её роль в становлении и функционировании литературного языка. Свойства норм. Причины нарушения норм. Орфоэпические нормы. Нормы произношения и ударения.

Прочитайте текст:

История и культура народа находит отражение в языке. Более того существенная часть коллективного опыта народа, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во «внутреннем мире» человека находит своё выражение посредством языка в устной речи и письменных текстах.

Понятие «нормы» важны для многих видов человеческой деятельности. Существуют нормы выработки продукции, диетологи говорят о нормах питания, спортсмены укладываются в определённые нормативы (в беге, прыжках). Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в любом цивилизованном обществе действуют нормы взаимоотношений людей, нормы этикета; у каждого из нас имеется представление о том, что нормально для человеческого общения, а что не нормально, выходит за пределы некой нормы.

Норма есть и в языке. И это вполне естественно: язык – неотъемлемая часть цивилизованного общества. Важнейшим фактором владения русским языком является нормативность речи.

Нормативность– это соблюдение языковых норм, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала» или образца. Языковая норма – одна из составляющих национальной культуры. Поэтому разработка литературной нормы, её кодификация – отражение нормализаторской деятельности лингвистов в грамматиках, словарях и справочниках имеют большое социальное и культурное значение.

Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемого обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Нормы включают правила произношения, ударения, правила образования слов и грамматических форм, правила написания слов и постановки знаков препинания, правила употребления слов и устойчивых сочетаний.

Норма как результат кодификации неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют кодифицированным или нормированным.

Языковые нормы не придумываются учёными. Они отражают закономерные процессы и явления, которые происходили и происходят в языке и поддерживаются речевой практикой носителей литературного языка.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечий.

Таким образом, языковая норма– это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепринятого произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

Различают нормы письменные и устные. Письменные нормы – это, прежде всего, орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание -н – в слове труженик, а –ннв слове именинник; постановка тире, двоеточий, запятых и т.д.

Устные нормы делятся на:

Лексические.

Грамматические.

Орфоэпические.

Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Например, ошибкой является употребление глагола «ложить» вместо «класть». Несмотря на то, что глаголы «ложить» и «класть» имеют одно и тоже значение, «класть» – это нормативное литературное слова, а «ложить» –это просторечие.

Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложений. Наиболее часто встречаются ошибки, связанные с употреблением имён существительных. Например, «железнодорожная рельса», «французская шампунь», «заказной бандероль», «лакированный туфель»–это отклонение от нормы.

Ведь рельс, шампунь – это существительные мужского рода,

бандероль, туфля – это существительные женского рода.

Однако следует знать, что в литературном русском языке существует огромное количество языковых единиц, которые стоят на грани нормы и не – нормы.В результате этого мы сталкиваемся с таким понятием, как нормы вариантные. Вариантные нормы отражают стремление языка к стабильности, универсальности, с одной стороны, а с другой стороны –стремление языка к изменению, что порождает нестабильность, вариативность.

Варианты бывают:

1) по месту ударения:мάркетинг –маркéтинг;

2) фонетические:тоннель–туннель;

3) грамматические:кваса –квасу;

4) синтаксические:нельзя купить спички –нельзя купить спичек.

Рассмотрим особенности орфоэпических норм.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы (орфоэпия – от греческого оrtfos –правильный и epos –речь). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

Орфоэпическая нормаимеет два аспекта: норма произношения и норма ударения.

Отклонения от литературного произношения объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Например, родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой «г», а произносится в этой форме звук [-в-]: большого –болшо[во]. Слово «конечно» и «что» –пишутся с буквой «ч», а в произношении ей соответствует звук [-ш-]: коне[ш]но, [ш]то.

Наиболее сложным аспектом считается акцентология – наука об ударении.

Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

Нормы современного русского языка помогают языку сохранить свою целостность. Они защищают литературный язык от диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнить свою основную функцию – культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации, могут оказаться нелепыми в другой. Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на коммуникативную целесообразность.

Сложность обучения ударению состоит в том, что правила по акцентологии могут иметь варианты произношения. В этом случае рекомендуется сверяться с акцентологическими словарями.

Однако советуем обратить внимание на следующие правила в области ударения:

1. В глаголах, заканчивающихся на –ить, чаще всего ударным является суффикс -и-:

облегчúть, ободрúть, обострúть,

но: закýпорить, озлóбить, опóшлить

2. В глаголах на –ировать ударение чаще падает на –и-:

баллотúровать, блокúровать, пилотúровать.

Но: маркировάть, премировάть, пломбировάть.

Запомни! Заúндиветь, заржάветь, кáшлянуть, плéсневеть, ходáтайствовать, чéрпать.

3. В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса -т-, ударение падает на первый слог:

зáгнутый, нáчатый, прúнятый

4. В формах родительного падежа множественного числа окончание –ов чаще все является безударным, а окончание –ей – ударным :

бухгáлтеров – должностéй

кóнкурсов – новостéй

Но: мéстностей, сýдей

5. В иноязычных словах чаще всего ударение падает на последний слог:

алфавúт, каталóг, жалюзú, дефúс

Наши рекомендации