Проверка домашнего задания. Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)

Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)

Никита — жизнерадостный, со­образительный, наблюдательный мальчик, любит зиму, лю­бит кататься на санках (скамейке), но не очень любит учиться, поэтому иногда хитрит. Эти черты характера героя учащиеся доказывают примерами из текста.

Матушка мальчика показана только в одном маленьком эпизоде, но и из него следует, что эта женщина доброжела­тельная, внимательная к людям, заботливая, нежная.

3. Знакомство с главой повести «Сугробы».

Учитель предлагает четвероклассникам подробный план главы «Сугробы»(запись на доске), по которому уче­ники пытаются представить её содержание и, художествен­но оформляя каждый пункт плана, рассказать.

1. Зимнее утро во дворе.

2. Новенькая скамейка-санки возле дома.

3. Путь Никиты со скамейкой к реке.

4. Сугробы на крутых берегах реки.

5. На снежном обрыве — друзья Никиты.

6. Скамейка с Никитой несётся с горы.

7. На дороге показался Аркадий Иванович.

8. Никита прячется в снежной пещере.

9. Аркадий Иванович зовёт мальчика.

10. Никите приходится подать голос.

Вначале ребята изучают план, затем к каждому пункту плана придумывают по несколько предложений. Получается как бы сокращённый вариант главы. Затем учитель читает текст главы, а учащиеся определяют, что из текста можно было бы добавить в их рассказ. Таким образом учитель пы­тается заинтересовать учащихся чтением повести А. Н.Тол­стого «Детство Никиты».

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:прочитать следующую главу из повести «Приезд гостей» или приду­мать её самостоятельно.

Литературное чтение

Тема: Русская поэзия. А. Блок «Ветхая избушка», «Летний вечер»

Цели:развитие интереса к самостоятельному чтению, творческих способностей учащихся, чувства художественно­го слова; выработка навыка выборочного выразительного чтения; воспитание поэтического вкуса.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Вступительное слово

¾ Воспоминания о своём детстве есть и у многих поэтов. Один из низ - Александр Александрович БЛОК(1880- 1921).

Веселимся, кружимся,

Хороводом тешимся —

Мальчики да девочки —

Ясные звёздочки.

Водил такие хороводы и Саша Блок. Приезжал он на лето в гости к своему дедушке в деревню Шахматове под Москвой. Ходил мальчик с друзьями в лес за ягодами и гри­бами. Устав, присаживались дети отдохнуть в теньке рядом с говорливым ручейком:

Есть в дикой роще, у оврага,

Зелёный холм. Там вечно тень.

Вокруг — ручья живая влага

Журчаньем нагоняет лень.

А как только заканчивалось лето, начинали желтеть листья на деревьях, и солнышко всё чаще пряталось за тучи, возвращался Саша Блок в Петербург, к маме и папе, к любимой нянюшке, которая каждый вечер, перед сном, рассказывала ему сказки:

Внемлю сказке древней, древней

О богатырях,

О заморской о царевне,

О царевне...ах...

Или водила посмотреть на «голубые корабли», приплы­вавшие в Петербург из далеких заморских стран. Они:

...Шли, как сказочные феи,

Вымпелами даль пестря,

Тяжело согнулись реи,

Наготове якоря.

«Загорелые матросы», пропахшие солёным морем, важно сходили на берег. И мальчику хотелось поскорее вы­расти и отправиться на корабле, похожем на белокрылую птицу, к неизведанным землям, навстречу бурям и ветрам.

Но стал Александр Блок не моряком, а поэтом. Первое стихотворение он написал в 5 лет и подарил его маме.

Стихи Блока необыкновенны. Что-то есть в них завора­живающее и таинственное. Притягивают они к себе, как притягивает небо, бегущая вода в реке:

Оставь заботы навсегда,

Такой прозрачной глубины

Не видел никогда...

Такой глубокой тишины

Не слышал никогда...

А. Блок писал стихи не только для взрослых, но и для де­тей. Он был постоянным автором детского журнала «Тро­пинки», печатался в детском альманахе «Огоньки». Составил две книги стихов для детей. Прочтите эти стихи. Я думаю, они вам очень понравятся.

¾ Александр Блок вспоминает о зимних забавах детей в стихотворении «Ветхая избушка». По всей вероятности, в стихотворении описана деревенская детвора, поскольку автор назвал своё стихотворение «Ветхая избушка» — т.е. старая.

4. Чтение и анализ стихотворения «Ветхая избушка»

Выразительное чтение стихотворения учителем

Выяв­ление эмоционального восприятия учащимися

Понравилось ли стихотворение?

Что понравилось, показалось интересным?

Чтение стихотворения «про себя»

Ответы на вопросы:

• Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.

• Найдите строчки в стихотворении, в которых расска­зывается о детских забавах зимой.

• Как поэт называет детей в тексте?

• Какие чувства выражает Александр Блок в этих словах?

• Любит ли зиму сам поэт? Докажите текстом.

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

Подготовка к выразитель­ному чтению

• Какие знаки препинания часто использует поэт.

• Прочитайте строчки, в которых использовано многото­чие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предло­жениям? (Недосказанности, недоговорённости.)

• А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?

• Попытайтесь определить настроение, которое помо­гают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.

• Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.

• Меняется ли настроение в первой и в последней стро­фах стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? Как следует прочитать начало и ко­нец стихотворения? (Повествовательно.) Как вторую, тре­тью и четвёртую строфы?(Весело, радостно.)

Поочерёдное выразительное чтение стихотворения

Выбранные члены жюри (3-4 чело­века) оценивают выразительность чтения одноклассников.

Дополнительный материал к уроку

Стихотворение Александра Блока «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне.

• Определите картины, которые можно нарисовать к стихо­творению. Какие краски вы используете в рисунках?

• Определите настроение, которое передаёт автор в первой и второй строфах. Меняется ли оно в третьей строфе? Как?

• Прочитайте стихотворение выразительно.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: стихотворение «Ветхая избушка» наизусть

Литературное чтение

Тема: С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»

Цели:активизация интереса к творчеству Сергея Есе­нина; выработка навыка выборочного, выразительного чте­ния; расширение словарного запаса, развитие речи; формирование поэтического вкуса; воспитание любви к родным и близким людям.

Организационный момент

Наши рекомендации