В примечания можно выносить дополняющие или конкретизирующие основной текст работы материалы, так как объём основного текста ограничен. (Конечно, в разумных пределах))

14.ГАСК, Ф.135,Оп.36,Д.207,л.18

15. В семействе Польских было пятеро детей: Мария, Николай, Константин, Анна, Нина. Жена – Мария Карповна, по свидетельству Евгении Борисовны Польской – супруги внука о. Дмитрия – известного краеведа Леонида Николаевича Польского, отличалась твёрдым характером. Николай обучался в Ставропольской Духовной Семинарии, Константин – в Ставропольской мужской гимназии, Анна – в Ставропольском Епархиальном женском училище. Оба сына находились на содержании отца. Старший сын Николай, получив образование, сменил своего отца в должности настоятеля казьминской церкви.

16. ГАСК, Ф.135,Оп.58,Д.699,л.1

17. Мир Божий. – Спб.- 1902. – с.28.

18. ГАСК, Ф.135, Оп.58,Д.699,л.30

19. В 19 веке принадлежность к секте являлась преступлением. Если православный прельщался сектантскому учению и становился последователем секты, то по отношению к нему применялись меры воздействия, вплоть до уголовного преследования. В 1905 г., под давлением общества, Высочайший Манифест провозгласил свободу вероисповедания.

20.Котов С.Н. Конфессиональный состав населения в сёлах и станицах Средней Кубани во второй половине 19 – начале 20 века // Сборник научных трудов Сев.- Кав.ГТУ.- Серия «Право». Выпуск 3. – Ставрополь 2001 – с.81

21. ГАСК, Ф.439,Оп.1,Д.103,л.2

22. Вот выдержка из приговора Казьминского волостного правления от 13 августа 1900 г. за подписью волостного старшины Нестора Бородавки.

«…определить /…/ пособия на содержание второго причта в финансовых отношениях мы, по случаю нескольких лет недорода хлеба крайне стеснены, натурой же, выделить участок земли мы не имеем возможности, так как у нас крайне малые душевые наделысостоящиеиз 5 десятин толочной пахотной и сенокосной земли, и мы все сами арендуем на стороне у частных владельцев, а доходных статей кроме духанов (духан – питейное заведение. – прим. авт..) мы не имеем, да и те деньги поступают полностью на пополнение податей, /…/ а потому мы единогласно постановили: просить Ставропольскую Духовную Консисторию и Епархиальное начальство ввиду выше изложенных обстоятельств второго причта в нашем селении Казьминском не назначать, ввиду наших критических обстоятельств, как в финансовых отношениях так равно и в натурном впредь до поправления наших средств». Источник:. ГАСК, Ф.135,Оп.58,Д.699,л.13

23. Котов С.Н. К истории села Казьминского // Региональные проблемы исторической науки. Ставрополь, 1998.- с.42

24. Воспоминания Е.Б. Польской, хранящиеся в личном архиве Котова С.Н.

25. Польский Николай Дмитриевич родился в 1879(?) году. В 1900г. окончил Ставропольскую Духовную Семинарию. В1901г. Епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором был назначен псаломщиком к церкви с.Богословского (ныне с. Балахоновское) Кубанской области. 25 января 1906г. определен священником к церкви села Казьминского. Рукоположен во диаконы 27 июля 1906г.; во священника – 1 августа 1906г. С 1906 по 1908гг. по избранию духовенства 10 благочиннического округа Кубанской области состоял в должности окружного миссионера. В 1910г. был избран духовенством 10 округа депутатом на окружные и общеепархиальные съезды. В том же году Епархиальным начальством был назначен на должность духовного следователя 10 округа. С 1906г. состоял законоучителем в министерской школе. Был женат. Жена – Ольга Владимировна. В архивных материалах за 1910г. указаны имена двоих детей – Леонида (1907-1993) и Зинаиды (1909г.р.).

26.Утро Кавказа -1января 1943г. -№1 (69) –с.3.

27. ГАСК, ФР. 5171, оп.1, Д.90,л1.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственный Архив Ставропольского Края (ГАСК)

Ф.135 - Кавказская духовная консистория

ФР.5171-Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР

по Ставропольскому краю.

2. Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской Епархии. - Екатеринодар, 1910.

3. Кубанский сборник - Т.17 – Екатеринодар,1912

4. Кавказские Епархиальные ведомости за 1876 г.

5. Материалы историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминского, Кочубеевского района.

6. Материалы приходского архива Иоанно-Богословской церкви села Казьминского

7. Утро Кавказа -1 января 1943г. -№1 (69) – с.3.

8. Полевой материал: М.Ващенко (1913-2003), с.Казьминское

П.Матвеев (1913-2001), с.Казьминское

В.Бесклубная (р.1927), с.Казьминское

Т. Занченко (р.1930), с.Казьминское

В. Солдатова (р.1936), с.Казьминское

о. Игнатий (Гайдашенко), с.Казьминское

Е.Б.Польская (+ 1997), г. Пятигорск

Л.Н.Польский (1907-1993), г. Пятигорск

9. Котов С.Н. Сборник материалов по истории Иоанно-Богословской церкви села Казьминского. /На правах рукописи/. - Ставрополь,2004г.

10. Край наш Ставрополье. Очерки истории. – Ставрополь, 1999.

11. Очерки истории городов и сел Ставрополья. – Ставрополь, 2002.

12.Очерки истории Кубани с древнейших времён до 1920г. - Краснодар, 1996.

13.Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до 1917г. – Краснодар, 1997.

14. Русская православная церковь в XX в. // Религия мира: Пособие для учащихся

(Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И.) под редакцией Щапова Я.Н. М. Просвещение, 1994.

15. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1998.

16. Горожанина М.Ю. Православная церковь и Кубанское казачество в начале XX в. // Гуманитарная мысль юга России в XX в. - Краснодар, 2000 - С. 145-148.

17. Козлов О.Б. К вопросу о распространении баптизма на Северном Кавказе // Сборник научных трудов Сев. Кав. ГТУ. – вып. 2, - Ставрополь, 2000- С. 94-97.

18. Козлов О.Б. Распространение баптизма на Северном Кавказе в конце XIX –началеXX вв.// Сборник научных трудов. Серия «право», выпуск 2. -Ставрополь, 2000.

19. Колосовская Т.А. Государство и религиозное сектантство на Ставрополье в к. XIX-н.XX в. // Из истории народов Сев. Кавказа. Выпуск 5. Ставрополь, 2002 С. 131-142.

20. Колосовская Т.А. Об изменении религиозных настроений Ставрополья в нач. XXв. // Северный Кавказ и Кочевой мир степей Евразии. - Ставрополь, 2001 -С.186-189.

21.Колосовская Т.А. историко-статистический обзор Конфессионального состава населения Ставрополья в конце XIX – начале XX вв. // Из истории народов Северного Кавказа. - Выпуск 4. - Ставрополь, 2001 С. 95-107.

22. Колосовская Т. А. Государство и религиозное сектантство на Ставрополье в конце

XIX- началеXXв. // Из истории народов Северного Кавказа. – Ставрополь, 2002- С. 131-142.

23. Котов С.Н. Особенности духовной культуры иногороднего крестьянства Северного Кавказа в XIX- начале XX вв.// Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2001г. - Краснодар, 2002.

24. Котов С.Н. Конфессиональный состав населения в сёлах и станицах Средней Кубани во 2/2 XIX- н.XX в. // Сборник научных трудов Сев. Кав. ГТУ. Серия «Право» - Вып. 3 – Ставрополь, 2001 - С. 79-85.

25. Рожков А. Ю. народное сопротивление антирелигиозной политике советской власти на Юго - Востоке России в 1918-1929гг. // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал - №2. - Краснодар, 1997. С. 3-11.

26. Беликова Н.Ю. изменения в религиозной жизни общества в конце XIX – начале XXв. (на материалах юга России) // Историческое регионоведение Северный Кавказа – вузу и школе.- Армавир, 2001г. С.40-41.

27. Беликов Г.А. Оккупация. – Ставрополь,1998.

28. Чурсина В.И. Духовная жизнь славянского населения Кубани конца XVIII – XX вв.: динамика и традиции народной культуры. - Автореф. дис. докт. ист. наук. - Ставрополь, 2005.

29. Самарина О.И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. Автореф. канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004.

30. КрюковА.В. Секта молокан на Кубани (19-начало20в.). // Историческая мысль Кубани на пороге третьего тысячелетия. Сб. науч. статей. - Краснодар, 2000. С.129-131.

Наши рекомендации