Термины из области семейно-брачных отношений
В этом параграфе будут раскрыты сами понятия и уточнена правильность их использования в современной науке, так как за очень редким исключением существование определяемых ими явлений не подвергается сомнению. Само понятие семейно-
-71-
брачные отношения означает комплекс обычаев и обрядов, отражающий формы брака и формы семьи. Брак — оформленный обычным правом, или законом, союз мужчины и женщины для полового сожительства в классовом обществе, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и потомству. Семья — форма сожительства брачной пары для самовоспроизводства, в классовом обществе самостоятельная социально-экономическая ячейка в наиболее распространенной моногамной форме (моногамная семья). Брачные нормы— допускаемый традицией или законом порядок, по которому регулируется соединение брачащихся.
Формы брака —характер соединения брачных пар. Так, в этнографии различаются: брак умыканием — кража невесты с согласия или без согласия ее самой или ее родителей; брак выкупом (калымный брак) — плата за невесту ее семье в денежной или товарной форме; тот же характер носит брак отработкой — жених работает в хозяйстве родителей невесты определенный срок и только по истечении его имеет право вступить в брак. Вероятно, правы те исследователи, которые связывают возникновение указанных форм с периодом отцовского рода, где и калым, и отработка были своеобразной искупительной ценой отцовской родовой организации за лишение материнского рода прежних прав, так как потомство, рожденное женщиной, теперь будет принадлежать роду отца, а не матери. Представлена точка зрения, согласно которой брак умыканием явился своеобразной негативной реакцией на требование чрезмерного калыма, что также не лишено логики. Брак посещением — форма сожительства при расселении супругов в разных родах или, что вероятнее всего, при поселении супруга не в доме жены, а в специальном мужском доме. Гостевой брак — вариантная форма группового брака, при которой гость, принадлежащий к одному возрастному классу и роду с хозяином, имеет право на сожительство с его женой. Есть и другие формы брака, но основной, охватывающей практически весь период доклассового общества, формой был групповой брак — не регламентированное временное или постоянное половое сожительство пар, принадлежащих к одному возрастному классу, при обязательном соблюдении принципов экзогамии.
Длительность существования именно группового брака как наиболее характерной формы в доклассовом обществе подтверждается сохранением его пережитков в раннеклассовых античных обществах и у многих современных народов Азии, Африки и Океании. Типичными пережитками группового брака были сатурналии в Древнем Риме — праздники в честь Сатурна, приуроченные к окончанию полевых работ, во время которых не только допускалось, но даже было обязательным половое общение между представителями различных родов. Такой же точно характер носят лунные танцы современных мяо и яо в Азии. Пережитком группового брака является и гетеризм
-72-
(греч. — подруга, любовница), который Ф. Энгельс определял как необходимую искупительную жертву женщины за право принадлежать одному мужчине, в доклассовую эпоху обязанной принадлежать всем мужчинам, могущим вступить с ней в брак 7 .
Дома молодежи— своеобразные постройки у некоторых народов Юго-Восточной Азии, где свободно встречаются юноши и девушки из разных родов по достижении совершеннолетия, также являются пережитками группового брака.
Для классового общества характерен моногамный брак, но известны и полигамия (греч. — многочисленный и —брак), понимаемая как многоженство (классический пример — гарем), и полиандрия (греч. — много и — муж) —многомужество (распространено в Тибете). Существуют так называемые предпочтительные или обязательные формы брака, например, ортокузенный брак (от греч. — прямой и фр. — двоюродный брат) — брак между двоюродными и троюродными братьями и сестрами по отцовской линии; кросскузенный брак — перекрестно-двоюродный брак, т. е. брак между лицами, принадлежащими к одному поколению взаимобрачных родов; сорорат (от лат. soror — сестра) — брак с несколькими сестрами одновременно, т. е. в дальнейшем обязанность или возможность жениться на сестре умершей жены; левират (от лат. levir — брат мужа) — брак с вдовой брата, право или обязанность вдовы выйти замуж за брата умершего мужа.
Известный по классическим этнографическим работам XIX в. промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, всеобщий; беспорядочное половое сожительство) современной этнографией как своеобразная форма брака на самых ранних этапах истории человечества (эпоха первобытного стада) не признается, ибо явление подобного типа не характерно и для высших классов животных.
Формы семьи —специфическая регламентация соединения брачных пар. Хотя этнографии известны, начиная с XIX в., в том числе по трудам Ф. Энгельса, такие соотносимые с доклассовой эпохой формы семьи, как кровнородственная, турано-ганованская, малайская (гавайская, или семья пунулуа), парная семья, в настоящее время признана лишь последняя. Термины “турано-ганованская” и “малайская” (“гавайская”) оказались связаны не столько с формами семьи, сколько с характеристикой родственных отношений внутри других семей. Термин “семья пуналуа” Ф. Энгельс в последнем издании труда “Происхождение семьи, частной собственности и государства” заменил на понятие “групповой брак”. Существование кровнородственной семьи, сочлененной с промискуитетом, ставится
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 54.
-73-
под сомнение по тем же причинам, что и существование самого промискуитета.
Парная семья — нестабильное соединение пар для сожительства и воспроизводства себе подобных, наиболее соответствующее групповому браку и отражающее несамостоятельность семьи в условиях родового общества. Индивидуальная семья (малая семья) — в условиях отцовского рода долговременное сожительство, носящее признаки социального противостояния родовой организации. Моногамная семья — социально-экономическая ячейка классового общества. Когда в буржуазной этнографии идет речь об извечности семьи как социального института, то говорят именно о моногамной семье.
Семейно-брачные отношения дают много примеров, свидетельствующих о когда-то происшедшем переходе от материнского рода к отцовскому. Эти явления отражены в следующих принятых в этнографии понятиях: кувада (от -фр.- couvade — высиживание яиц) — специальный обряд, связанный с имитацией мужчиной акта рождения ребенка, попытка утвердить естественные права на детей (мужчина имитирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов и т. п.); травестизм (от фр. travestir — переодевать) — обычай “перемены пола”, когда мужчина отрекался от своего пола, носил женскую одежду, исполнял женскую работу; авункулат (от лат. avunculus — дядя со стороны матери) — система особых отношений между дядей со стороны матери и его племянником, когда брат матери считается более ответственным за воспитание племянника и его жизненную судьбу, чем родной отец; аталычество (от тюркск. воспитатель) — особый вид авункулата, воспитание детей в чужой семье. Указанные обычаи существовали и существуют в патриархальных обществах.
Из других терминов в данном разделе отметим: побратимство — обязательство, заключенное мужчинами различного происхождения, об установлении родственных отношений, скрепленное кровью или сожительством с одной женщиной; усыновление (удочерение) — прием в род, семью человека другого происхождения и предоставление ему полных прав кровного родственника; система родства — отношения между людьми по родству, по происхождению; система свойства — отношения между людьми по браку; линейность (филиация) — линия, по которой ведется счет родства (возможны матрилинейность — по матери, патрилинейность — по отцу, билинейность — по матери и отцу одновременно); локальность—место поселения брачных пар (варианты могут быть такие: матрилокальность — в материнском роде, патрилокальность — в роде отца, билокальность — поочередное поселение в роде отца и матери, авункулокальность — у брата матери мужа, неолокальность — супруги селятся отдельно от родителей, дислокальность — супруги живут каждый в своем
-74-
родовом поселении, такой случай гипотетичен); трехродовой союз — союз трех родов, осуществляющих брачные связи между собой по кольцевому типу — род А отдает мужчин в род В, род В в род С, род С в род А. Имя — наименование рода, прилагаемое к прозванию члена рода, наследственное, имеющее социально-правовое значение; фамилия — семейное имя, прозвание семьи, в современном значении появилось в России не ранее трех столетий тому назад.
В приведенной группе особое внимание следует обратить на систему родства, изучению которой большое значение придавал еще Л. Морган, обративший внимание на то обстоятельство, что терминология в системе родства отражает социальные позиции родственников и что сама действующая система архаичнее обслуживаемого ею общества. Последний вывод дал этнографам надежный источник для реконструкции ушедших форм семейно-брачных отношений и социальных структур. Д. А. Ольдерогге считал, что системы родства прошли три этапа и отражали три больших периода человеческой истории — родовой строй (ему соответствует турано-ганованская система), период патриархата , как переход к классовому обществу и раннеклассовое общество (к нему относится малайская система), классовое общество (к нему относятся системы, отражающие господство малой, моногамной семьи). Помимо такого деления систем родства, было принято деление на классификационную систему, соответствующую родовому строю, и описательную систему, соотносимую с классовым обществом. Такое деление, как достаточно убедительно показал М. В. Крюков (1972 г.), признается ошибочным, сконструированным на основе несопоставимых элементов. М. В. Крюков предлагает различать системы родства по их этническим наименованиям, выделяя особо те из них, которые были типичными для многих этносов.