Б) Эпоха высокого средневековья

При изучении периода развитого средневековья XI-XIII веков студентам следует обратить внимание на стратификацию общества (сословия “воюющих”, “молящихся” и “работающих”), развитую систему феодальной иерархии (включая иерархию церкви), расцвет рыцарской культуры (куртуазная культура, трубадуры, рыцарские турниры, культ прекрасной Дамы). Вместе с тем это время расцвета средневековых городов, подъема торговли, активной борьбы городов за коммунальные свободы.

Говоря об эпохе крестовых походов рекомендуется обратить внимание на изменение их целей (от освобождения Иерусалима до захвата Константинополя и похода в Тунис), на появление духовно-рыцарских орденов, на интересы итальянских государств (особенно Венеции и Генуи) в этих походах. Подумайте, какие стереотипы восприятия Византии и арабо-мусульманского мира появляются на Западе в результате крестовых походов.

Обратите внимание на особенность положения и развития византийского общества и государства в эпоху средневековья, на подчинение патриарха императору и роль славянской экспансии в византийской истории.

Рассматривая процесс формирования централизованных государств (на примере Англии и Франции), вспомните о системе вассалитета. Говоря о централизации, рассматривайте ее в двух направлениях: собирание королем власти (возвращение некогда делегированных магнатам или захваченных ими судебной, фискальной, административной власти, стремление королей прекратить феодальные междоусобицы внутри государств, получить преимущественное право созывать рыцарское ополчение) и собирание земель королевства (увеличение королевской вотчины-домена, наследование земель бездетных сеньоров, выгодная династическая политика).

Как вариант развития средневекового государства рекомендуется рассмотреть Священную римскую империю. Данную проблему следует изучать в комплексе, поскольку итальянская политика германских правителей (походы на Рим и подчинение папства), их церковная политика (инвеститура, появление имперской церкви), борьба с итальянскими городами самым тесным образом взаимосвязаны с внутренней политикой.

Студенту-историку следует помнить о католической церкви как о постоянном факторе во внешней или внутренней политике европейских государей. Говоря об XI веке, подумайте, почему этот период называют эпохой «папской революции», и какие черты и результаты Клюнийской реформы могут действительно считаться таковыми. Вспомните, какие монашеские ордена создаются в Европе в эпоху средневековья, что отличало «нищенствующее» монашество св. Франциска и св. Доминика.

При изучении системы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции и Парламент в Англии) студенту рекомендуется обратить внимание на историю первого созыва этих собраний, на различие в полномочиях органов сословного представительства в Англии и во Франции.

Обязательные источники:

- Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 217-245.

Дополнительные источники:

- Анна Комнина. Алексиада.М.,1965.С.74-81,275-292

- Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979

- Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.С.47-97

Обязательная литература:

Учебная литература:

- История средних веков/ Под ред. С. П. Карпова. Т.1., М., 1997. С. 172-220.

Исследовательская литература:

- Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенный преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998. С.167-237

- Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. С.85-132

- Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада.М.,1992.С.58-70

Дополнительная литература:

- Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С.8-197, 325-338.

- Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1976.

- Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

- История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992. С.260-284, 487-524, 560-581.

- Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа.М.,1999

- Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 2. М., 1994. С.7-156.

Контрольные вопросы по теме:

1. Роль города в системе феодального общества.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Причины крестовых походов.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Каковы итоги эпохи крестовых походов для Западной Европы?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Значение Великой Хартии Вольностей для истории Англии.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Какие цели преследовала итальянская политика германских императоров в X-XIII вв.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Основные черты рыцарского идеала в эпоху средневековья.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

7. Какие факторы жизни средневековой Европы способствовали появлению нищенствующих монашеских орденов?

Ответ студента:

Замечание преподавателя:

1. Какие задачи приходилось решать королевской власти во Франции в период XI-XIII вв.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

В) Позднее средневековье

Изучая период XIY-XY вв. - “осени средневековья”, студентам следует обратить внимание на новые явления в жизни средневекового общества: появление гуманистической идеологии, начало процесса формирования национальных государств, генезис мануфактурного производства, а также завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове, упадок и гибель Византийской империи.

Подумайте, почему Столетняя война (1337-1453) считается первым межгосударственным конфликтом.

Характеризуя ситуацию в итальянских государствах, студенту следует уяснить значение “синьории” и ее специфику, когда капитаны народа (командиры цехового ополчения) становились правителями города с наследственной властью. При этом студентам рекомендуется рассмотреть историю возвышения банкирского дома Медичи во Флоренции, чтобы видеть различные варианты синьории.

Говоря о значении эпохи средневековья в истории человечества, студент должен постараться рассуждать не только о культуре средневековья, но показать знание отдельных персоналий и явлений.

Рассуждая об особенностях культуры позднего средневековья, следует отметить готический стиль в архитектуре, превращение Бургундии времени Карла Смелого в один из крупнейших художественных центров Европы, развитие городской литературы как проявление роста самосознания бюргерства, наметившийся упадок куртуазного романа.

Обязательные источники:

- Коммин, Филипп де. Мемуары. М., 1987.C.5-264

Дополнительные источники:

- Вийон Ф. Лирика. М., 1981 ; Он же. Полное собрание поэтических произведений. М., 1998.

- Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1980.

-

Обязательная литература:

Учебная литература:

- История средних веков/ Под ред. С. П. Карпова. Т.1.,М., 1997.С.302-452.

Исследовательская литература:

- Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против лилии. М., 2002.С.181-352

- Малинин Ю. П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV-XV вв. СПб., 2000. С.93-106,130-153

- Хейзенга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1995.С.19-126.

Дополнительная литература:

- История Европы. Т.2.С.524-546, 623-697.

- История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998. С.210-319.

- Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 3. Средневековый человек и его мир. М., 1994.

- Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XY вв. М., 1989

Контрольные вопросы по теме:

1. Причины Столетней войны.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Итоги Столетней войны.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Основные тенденции развития экономики в странах Западной Европы в XIY-XY вв.

Ответ студентов:

Замечания преподавателя:

4. Что означало для Европы падение Византии в 1453 г.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

1. Какую роль в истории католической церкви сыграли эпохи «Авиньонского пленения пап» и Великой схизмы?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Назовите общие и особенные черты системы сословного представительства в Англии и во Франции .

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Наши рекомендации