Прочтите текст и выполните задания 2-14. 1) Я работаю в городском музее, в разделе войны, на втором этаже
1) Я работаю в городском музее, в разделе войны, на втором этаже. 2) Каждый день я прохожу по залу, где под стеклом стоят выцветшие знамёна и поблескивает оружие, постаревшее и устаревшее. 3)Здесь, в музейной тишине, оно, наверное, и стрелять-то разучилось. 4) Мины - они никогда уже не взорвутся; ракетницы – им не суждено посылать в ночное небо тревожные сигнальные огни; полевой телефон – много лет тому назад замерла в нём последняя команда…5) Иногда мне кажется, что я опустился на морское дно, где, окутанные вечным покоем, лежат случайные утонувшие предметы.6) И никто никогда не вернёт их к жизни.
7) Однако нельзя загадывать вперёд. 8) Случалось, что музейные экспонаты обретали вторую жизнь. 9) Я знаю, например, историю пулемёта, который от гражданской войны до Отечественной простоял в музее, а потом снова очутился в строю, да ещё попал в руки легендарного Цезаря Куникова. 10)И бил музейный пулемёт фашистов не хуже, чем беляков. 11) Нет, нет, кто поближе знаком с жизнью музея, тот знает, какие поразительные неожиданности порой потрясают тихие хранилища древностей. 12) Случается, что оживает не только оружие. 13) Люди, которых считали погибшими, объявляются, приходят в музей, говорят: «Вот он я». 14) А под фотографией стоит дата смерти – 1943 год.
15) Музей – не морское дно, а мы, работники музея, - не бесстрастные водяные, копошащиеся в случайных трофеях подводного царства. 16) Мы собираем отсверкавшие молнии, мы храним искры больших пожаров. 17) В наших тихих залах юные сердца начинают стучать жарче. 18) А старики не жалеют о прожитой жизни.
19)Каждое утро я поднимаюсь на второй этаж и по мягкой ковровой дорожке иду через зал. 20) Иногда дорожка ещё не постелена, её чистят. 21) Тогда пол громко поскрипывает под моими шагами. 22) Я прохожу мимо «хромой» партизанской пушки с самодельным колесом. 23) Мимо витрины с личными вещами партизан: бинокли, перочинные ножи, алюминиевые ложки, коптилки, сапожный инструмент – обычные предметы быта, ставшие музейной ценностью. 24) И документы – поверх лиловой печати, заверенные кровью…25) А над ними на стене висит картина – горящий багрянцем осенний лес. 26) Мирный лес, без взрывов, без солдат, без войны. 27) Этот лес носит странное название – Красный Куст. 28) Здесь в течение двух месяцев сражались четверо наших разведчиков, окружённых врагами. 29) Их потреты висят чуть правее. 30) Фотографии мутные, увеличенные с маленьких, с белыми уголками для печати… 31) Экскурсоводы обычно останавливаются у Красного Куста. 32) Я наизусть помню их рассказ, который приходится слышать изо дня в день:
- 33) Обратите внимание на этот осенний русский лес. 34) Красные сполохи осин. 35) Жёлтое невесомое золото клёнов. 36) Густая изумрудная зелень ёлок. 37) И небо высокое, как бы подсиненное. 38) Издалека этот лес действительно кажется огромным полыхающим кустом, вокруг которого раскинулись поля. 39) А теперь всмотритесь в лица этих четверых ребят. 40) Простые, ничем не приметные лица. 41) Самому старшему из них было двадцать лет…
42) Если бы меня разбудили ночью, я смог бы продолжать этот рассказ. 43) Слово в слово. 44) С любого места.
…45) Да, они не могли прорваться к своим. 46) Но они не сдавались. 47) Они продолжали драться с врагом. 48) Из разведчиков они превратились в неуловимых диверсантов, которые неожиданно появлялись и бесследно исчезали. 49) Лес помогал им, скрывал их густым покровом. 50) Так они продержались до первого снега. 51) Листья опали. 52) Красный Куст погиб. 53) Четверо бесстрашных разведчиков лишились защиты – своего надёжного маскхалата. 54) Они оказались на виду у врага. 55) Им оставалось сдаться или принять неравный бой. 56) И они приняли бой…
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Пятый»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В память какого события в музее висела картина, изображающая осенний лес? »
1)А над ними на стене висит картина – горящий багрянцем осенний лес.
2) Мирный лес, без взрывов, без солдат, без войны
3) Этот лес носит странное название – Красный Куст.
4) Здесь в течение двух месяцев сражались четверо наших разведчиков, окружённых врагами.
Ответ:_________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА .
1) Мы собираем отсверкавшие молнии, мы храним искры больших пожаров.
2)В наших тихих залах юные сердца начинают стучать жарче.
3)Я прохожу мимо «хромой» партизанской пушки с самодельным колесом.
4)Лес помогал им, скрывал их густым покровом.
Ответ:_________________________
4. Из предложений 38-39 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует ГЛУХОЙ согласный».
Ответ:_________________________
5. Из предложений 30-31 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа простого будущего времени чередуется с –ИВАЮ-(ЫВАЮ).
Ответ:_________________________
6. Замените разговорное устаревшее слово СПОЛОХИ в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:_________________________
7. Замените словосочетание МОРСКОЕ ДНО (предложение 15 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
10.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я знаю, (1)например,(2) историю пулемёта, (3)который от гражданской войны до Отечественной простоял в музее, (4)а потом снова очутился в строю, (5)да ещё попал в руки легендарного Цезаря Куникова.
Ответ:_________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20 . Ответ запишите цифрой.
Ответ:_________________________
12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными подчинительной связью.
Люди,(1) которых считали погибшими, (2)объявляются, (3)приходят в музей, (4)говорят: «Вот он я».
Ответ:_________________________
13. Среди предложений 11-13 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
14. Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
Ответы на вопросы теста №7
2. | |
3. | |
4. | раскинулись, всмотритесь |
5. | останавливаются |
6. | вспышки, зарницы |
7. | дно моря |
8. | никто не вернёт |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. |
Вариант №8