Происхождение «старых» обрядов
Таковы объяснения и претензии раскольников. Насколько сказанное Аввакумом соответствует действительности, читатель, знакомый с православным исповеданием и обрядами, может разобраться сам. Но чтобы судить, насколько принятые на Соборах XVII века изменения в обрядах и текстах были «новыми беззаконными законами», следует обратиться к истории Церкви (2, 3). Оказывается, что уже в XV веке на Руси не было единообразия в обрядах: в одних областях ходили посолонь, в других — противосолонь, одни сугубили «аллилуйю», другие пели ее три раза, а затем «Слава Тебе, Боже». В первой половине XV века споры вокруг «аллилуйи» разгорелись с особой силой, так как сторонники тригубой ссылались на ясное указание троить аллилуйю митрополита из греков Фотия в его грамоте от 1419 года, а сторонники сугубой ссылались на авторитет преподобного Евфросина, который будто получил повеление двоить аллилуйю от самого патриарха Иосифа в Царьграде. Споры продолжались веками, но, не вдаваясь в их подробности, которые изложены в«Истории Русской Церкви» митрополита Макария (2, т. 4, с. 58—79), отметим одно важное обстоятельство: разные обряды сосуществовалина Руси продолжительное время и из-за этого периодически возникали споры, чреватые расколом.
Возникновение «русской партии».До середины XV века русские еще обращались за решением подобных недоумений в Константинополь, но после заключения Флорентийской унии и взятия Константинополя нечестивыми агарянами авторитет греков на Руси резко упал. Мало того, многие наши книжники и грамотеи перестали считать греков православными, и такие люди составили сильную партию. Именно партию, вожди которой в середине XVII века решились объявить Церковь пристанищем антихриста, а себя — «истинно православными». Очень скоро утвердилось мнение, что истинная вера сохранилась только на Руси. Так что корни старообрядчества, его идеологии, обосновавшей правомочность раскола, уходят в XVI век. Логика понятна: «Раз греки, у которых патриарх Никон перенял обряды, — еретики, значит, и обряды у них новые и безблагодатные».
Собор 1551 г. (Стоглавый).Не вдаваясь в рассуждение о благодатности обрядов, попытаемся выяснить, насколько они были новыми, если не для греков, то для русских. Оказывается, что в середине XVI века на просторах Святой Руси не только по-разному пели «аллилуйю» и ходили где посолонь, а где — противосолонь, но и крестное знамение творили по-разному: кто двумя перстами, а кто — тремя. Царь Иван Грозный обеспокоился разными нестроениями в церковной жизни, в том числе погрешностями в книгах и разностями в обрядах. Поэтому царь велел собрать Собор, которому задал несколько десятков вопросов. Собравшиеся на Освященный Собор архиереи дали на них ответы и, по аналогии с Судебником, распределили их по ста «главам», отчего и книга этих ответов получила название Стоглав, а уж от книги и Собор 1551 г. стал в литературе называться Стоглавым.
Этот Собор постановил исправлять книги с «добрых переводов», то есть хороших русских списков, а не с греческих рукописей. Осудил чтение «Господа истинного» в восьмом члене Символа веры, доселе содержимое ревнителями старых обрядов. Большая часть определений Собора была направлена против бесчиния, неисправностей и нерадения при совершении церковных чинов священнослужителями.
Собор постановил, что и благословлять, и креститься следует, одинаково «складывая персты, а именно: совокупив большой палец и два нижних перста воедино (во имя Святой Троицы), а верхний перст со средним совокупив (в знамение двух естеств во Христе), простерши мало нагнув». Далее следовала анафема, или «клятва»: «Аще кто двема персты не благословляет, якоже Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят».
Что касается аллилуйи, то о ней царь вовсе не спрашивал, но Собор, ссылаясь на видение одного инока (автора жития преподобного Евфросина), которому будто бы Сама Богородица объяснила тайну сугубой аллилуйи, постановил говорить сугубую аллилуйю и запретил «трегубить аллилуйю», как прежде говорили во Пскове и во многих местах. Трегубая аллилуйя была объявлена латинскою ересью. Для истории раскола постановления Стоглавого Собора в отношении двуперстия и сугубой аллилуйи имеют громадное значение, и даже не потому, что на эти постановления ссылаются раскольники.
Важно то, что впервыена Руси обряды — учение о двоеперстии и сугубой аллилуйе — были возведены на степень догмата и ограждены проклятием. «Это проклятие в деле совершенно обрядовом поразило анафемой всех православных — греков, русских и прочих, которые употребляли другое перстосложение»,— пишет митрополит Макарий. Так появились «клятвы 1551 года».
В связи с этими «клятвами» важно отметить два обстоятельства. Первое из них — это факт одновременного употребления троеперстия и двоеперстияна Руси до XVI века. Если бы троеперстия не было, то и запрещать его не было бы нужды. Обычай творить крестное знамение тремя перстами, несмотря на «клятвы» 1551 г., сохранился долгое время, а в некоторых глухих углах дожил до середины XVII века, когда при патриархе Никоне эта форма перстосложения была восстановлена. Второе обстоятельство имеет прямое отношение к будущему расколу. Оно заключается в том, что приверженность к двоеперстию возникла не в эпоху раскола и даже не в эпоху Стоглавого Собора, а гораздо ранее. Об этом свидетельствуют ряд сочинений (Феодоритово слово, Сказание о Мелетии и др.), в которых излагалось учение о двоеперстии.
Каким образом складывались те или иные раскольнические представления в те далекие времена, можно понять на примере трансформации одной статьи из Кормчей. В XV веке в чине принятия еретиков ( в частности, армян) было написано: «Иже не крестит (то есть благословляет)двема перстама, якоже и Христос, да будет проклят». Митрополит Макарий в своей «Истории Церкви» (2, т. 4(2), с. 69) пишет: «Речь тут, без сомнения, только о благословении, а вовсе не о крестном знамении, ибо Христос только благословлял, но Сам не крестился...»Но к концу XV века в некоторых наших сборниках статья эта излагалась уже в следующем виде: «Иже не крестится или не знаменуется двумя персты, якоже и Христос (Христос крестился!), да есть проклят». Хотя это может кому-то показаться неправдоподобным, но убеждение, что двумя перстами крестился Сам Господь наш Иисус Христос, составляет и ныне твердое убеждение раскольников.
На Соборах 1971 и 1988 годов и двоеперстие, и троеперстие признаны равноблагодатными. Иной спросит, зачем же тогда было менять одно на другое? Дело в том, что Русская Поместная Церковь — лишь часть Вселенского Православия, и так как во всех Сестрах-Церквах крестное знамение творили и творят тремя перстами, складывая три первых перста во имя Святой Троицы, то и было решено на Руси восстановить бывший когда-то, наряду с двоеперстием, обычай. То, что двоеперстие нигде не сохранилось, кроме как у армян и несториан, в этом сами раскольники убедились, когда в XIX веке в поисках «старой веры» объездили весь Православный Восток.
Разница в перстосложении при крестном знамении — наиболее известное отличие старообрядцев от православных. Поэтому пришлось так подробно об этом говорить. Теперь продолжим разговор о других обрядах. Итак, за 250 летдо раскола на Руси по-разному пели «аллилуйю» и одни ходили посолонь, другие — противосолонь. За 100 летдо раскола Стоглавый Собор запретил и проклял тех, кто крестится тремя перстами и троит аллилуйю. Что же касается других обрядов, перечисленных выше, то они утвердились в церковной практике на Руси еще позднее. Требование посолонивнесено в Требник 1602 года, то есть за 50 летдо раскола, а седмипросфорие— за 14 лет— в 1639 году.
Таким образом, называемые раскольниками «старыми» обряды были для русских людей конца XVI — начала XVII веков «новыми», и, как уже было сказано, троеперстие, несмотря на «клятвы 1551 года», в простом народе дожило до середины XVII века, когда эти «клятвы» отменили.
Для людей XVII века все эти факты не составляли никакой тайны, хотя, возможно, и преданы были забвению, а в силу привычки усвоенное за 100 лет двоеперстие казалось испокон бывшим. Однако, как мы имели возможность убедиться, патриарх Никон имел основания сказать на Соборе 1654 года, где речь шла именно об утверждении изменений в чинах и книгах, что Церковь отменяет новшества, а не вводит их.
Взаключение этого раздела приведем слова Святителя Феофана Затворника из его проповедей середины XIX века: «А что они (раскольники) содержат, то привнесено в книги за 100 или 150 лет до блаженного Патриарха Никона... Патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны выбросил... Они говорят, что у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? — им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. — Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали... Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это — двуперстное сложение, двоение аллилуйи, хождение посолонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорить испорченно — Исус. Но посмотри ты всех святых Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого!»